СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Волшебный стул» - одна из форм групповой деятельности, которая позволяет развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинств черт личности.
30 новых форм групповой деятельности для детей
1. Волшебный стул
«Волшебный стул» - одна из форм групповой деятельности, которая позволяет развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинств черт личности.
В ней сочетаются ценностно-ориентационная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества или указывают на поведенческие характеристики, иногда выделяют характерологические черты, иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность. Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета.
«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности, на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, — говорить комплименты друг другу сейчас и теперь. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, поднимают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию детей, смягчают психологический климат в группе и, в итоге, переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинства». Полезной оказывается такая групповая игра и для Педагога: он начинает принимать новую, точку зрения на «достойного человека»,- который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.
«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуации «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли.
Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства; они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отмечая, что .необходимо увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удастся увидеть, но что неизбежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о своих впечатлениях.
2. Презентация мира
«Презентация мира» выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, как включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника духовную ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге поднимает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою, личностную сущность — стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной
Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, идя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими.
Предметом презентации могут стать также явление, событие, факт, процесс.
3. Социодрама
Социодрама — это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры - носитель идеи; согласно возложенной на него роли, он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается, так или иначе, в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.
Социодрама не случайно родилась в школе как форма групповой деятельности. Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий; связь, зависимость, интерес, влияние, — а также предвосхищать результаты личного выбора.
Назначение социодрамы в упражнении духовных сил школьника по осознанию себя как личности в структуре отношений.
Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах - формирование мировоззренческих убеждений.
Методически провести социодраму совсем не трудно, ритм ее организации состоит из последовательных простых шагов. Первый: определяются две альтернативные идеи, отражающие противоположные жизненные позиции («идея» и «антиидея»). Второй: придумывается некоторый простой сюжет (лучше житейско-обыденного плана), через ход которого, субъект (назовем его «субъект-жертва») испытывав реальные последствия выбора идеи и выбора антиидеи «субъектом-один» и «субъектом-два». Третий: распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц («субъект один» и «субъект-жертва»; «субъект-два» и «субъект-жертва»), в игре принимают участие и зрители в роли «субъекта-нблюдателя»; чаще всего это бывают предметы, вещи, животные, растения и прочее — все, что могло бы окружать героев драмы в момент столкновения их интересов. Четвертый: как в древнегреческой драме, в игру вводится «хор» в качестве резонерствующего лица: «хор-один» высказывается в. пользу позиции «субъекта-один»; «хор-два» предъявляет аргументы в пользу позиции «субъекта-два». Дискуссия «хоров» возвышает игру до философского осмысления, помогает школьнику мыслить надситуативно, осерьезнивает веселые перипетии забавного сюжета.
Пятый шаг: кого-то из участников просят исполнять роль рефери чтобы оценить общий ход игры, соответствие состоявшегося поведения возложенной роли, расстановку сил, мнений и итоговый результат в виде общего суждения.
Вот картинка-схема диспозиции игры.
Сюжет проигрывается дважды и завершается двумя несхожими решениями. «Субъект-наблюдатель» имеет право по ходу разворачивающихся событий бросать реплики от имени той роли, которая ему досталась.
Финалом игры является выбор всех участников игры одной из позиций, они всё расходятся, собираясь вокруг «субъекта-один» либо «субъекта-два». Рефери подведет итог, оценивая меру искренности играющих, раскованности и степень анализа правомерности позиций.
Дополним сказанное примерами игровых фабул.
В лесу споткнулся и поранил ногу человек; мимо него проходит тот, кто считает, что помощь людям только их расслабляет, и тот, кто, безусловно, избирает всякую помощь человеку.
Взят велосипед и разбит в результате неосторожного обращения. Хозяин велосипеда приходит за ним. В одном случае владелец исповедует идею наказания за всякий проступок, в другом — великодушного прощения.
Начальник, собравший совещание, ожидает видеопленку с материалом для совещания. Тот, кому поручено ее привезти, опаздывает на встречу — поезд увозит пленку. Вариант позиций: «главное — дело» и «главное добрые взаимоотношения».
За пять минут до прихода гостей, хозяйка, роняет блюдо на кухне. Около дверей оказывается тот, кто строго соблюдает этикет, и тот, кто полагает, что в соблюдении этикета нет никакого смысла.
4. Разброс мнений
«Разброс мнений» — это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».
Методическим ключом такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
Педагог предлагает детям высказать свое мнение по определенной теме: «Что вы думаете о...» либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли вы, что...» Источником таких тематических дискуссий являются, чаще всего актуальные проблемы жизни школьников.
При высоком уровне интеллекта школьников предметом дискуссии могут стать философские вопросы о жизни как таковой, о бессмертии, совести, счастье, времени, разуме и чувствах, духовном и материальном. Возможен такого рода разговор о только что происшедшем в классе, школе, обществе.
Методическая сторона группового дела «разброс мнений» предельно проста, сводится к выдвижению интересного для детей вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссий. На «карточке - первые слова, с которых начинается высказывание. Условия игры следует соблюдать, и, если доставшаяся фраза не нравится участнику, он ее может поменять, но не нарушать условий.
Перечислим вероятностные формы первоначальных инициирующих мыслительную активность детей недописанных фраз: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...», «Мне кажется, что в этом вопросе главным является...», «Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...», «Меня в этом вопросе больше всего смущает...», «Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
Педагогическая трудность заключается в технологической стороне организации дела. Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга — все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно — неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.
5. Публичная лекция
Данная форма получила свое название от роли, которую играет в этой деятельности каждый школьник в отдельности и все участники вместе. Они — публика, то есть люди, собранные в одном месте и являющиеся зрителями и слушателями. Возраст тут не имеет значения. На публичную лекцию приходят все желающие: первоклассники и десятиклассники, учителя, родители, технические работники школы.
Педагогическое назначение такого рода деятельности в приобщении каждого школьника к самообразованию, формирование умений воспринимать лекционный материал и вести себя в публичном зале культурно.
Безусловно, время лекции строго ограничено: от 15 до 20 минут — ровно столько, сколько может быть предельно внимательным самый юный слушатель в зале. Зато такой жестокий лимит времени способствует содержательной насыщенности лекции: нужно успеть за это короткое время выдвинуть суждения (тезис), предъявить, аргументы (доводы в пользу суждения) и дать яркую иллюстрацию рассматриваемого явления.
Тематика публичной школьной лекции может быть самой разнообразной и самой неожиданной. Источником темы становятся поведение детей, их суждения, события в школе в мире, пробуждающиеся интересы, воспитательные задачи школьных педагогов. Возможны тематические годичные циклы. Например, в одном учебном году вся тематика выстраивается по принципу «Я и ... (объекты мира)», а на следующий год принципом становится «Ценности духовной культуры» либо «Человек и его жизненные функции».
К атрибутике публичной лекции относится кафедра, настольная лампа, концентрирующая внимание слушателей и являющаяся символом интеллектуальной деятельности человека, тесный ряд стульев вокруг кафедры в полутемном зале, а также красочное большое объявление, приглашающее всех желающих на лекцию. Очень хорошо, если будет найден какой-то музыкальный сигнал для обозначения начала общей работы — он должен быть традиционным.
6. Открытая кафедра
«Открытая кафедра» — одна из ступенек взросления школьника, пусть маленькая и несущественная, однако значительная, требующая определенных духовных усилий. На открытую кафедру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством;
Данная форма импонирует старшему подростку и юношеству, отвечает его потребности в активном преобразовании жизни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его острому желанию вмешиваться в реальность, содействовать изменению ее.
Безусловно, «открытая кафедра» далеко не удовлетворяет эти потребности и стремления. Выходя на открытую кафедру, школьник опирается на свое воображение, скорее, играя роль в воображаемой ситуации «перед всем миром», чем обращаясь непосредственно к сидящей перед ним публике. Но и в этой игре личность его раскрывается, он не способен выискать в своей личностной структуре те проблемы, которые его не волнуют, он не найдет слов, ему не свойственных, и не проявит отношения, которого у него нет. Поэтому «открытая кафедра» — это галерея мировоззренческих позиций, тем она, и увлекательна, но это и самостоятельный выход формирующейся личности перед лицом общества, проявление своего «я».
Открытая кафедра — один из способов вывести школьника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью.
Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» мог бы стать вопрос: «Что я сказал бы, если бы...». Варианты ее отражены в вариациях поставленного вопроса: «... если бы я был властен изменить мир»; «-..если бы меня услышало человечество»; «... если бы все государственные деятели сидели передо мной» и т. д.
В случае необычайных событий в школьной реальности или в общественной жизни «открытая кафедра» предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик инициирует духовные усилия каждого школьника, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом широкого спектра мнений, разворачивающихся перед ним.
Участвовать в «открытой кафедре» могут и педагоги, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие дети приветствуют, очень внимательны к суждениям своих наставников, нередко благодарят их за то, что выступление на открытой кафедре помогло им решить для себя какой-то трудный вопрос. Зная это, педагоги должны основательно готовиться к такому простому внешне делу.
7. Пять минут с искусством
Практика создала гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству — эта форма получила название «Пять минут с искусством». В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки»: коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным во имя предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.
Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление — без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.
(Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами...»..
Отбор художественного произведения для демонстрации индивидуален. Принципы отбора могут быть самыми разными: «в связи с юбилейной датой», «в связи с протекающими событиями», «в связи с учебным материалом», «в связи с погодой», «в соответствии с настроением», «хронологический», «тематический», «жанровый» и т. д.
Наилучшим методическим решением на данный момент педагогической ситуации в школе является двойной художественный ряд (аудиовизуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления.
Виды и жанры художественных произведений, подготовленных для восприятия, могут и должны быть разнообразными. Учитывая, что назначение «Пяти минут с искусством» не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры и «полюблять» искусство, акцент педагогического внимания ставится на процессе предъявления искусства более, чем на самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата.
Через некоторое время в школьном коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное — преобразуется в сознании школьника образ достойного Человека и его достойной жизни.
8. Защита проекта (проект-мечта)
Здесь школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней его повседневности.
В проекте-мечте школьник выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными. и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достойного человека в достойной его жизни.
Тематику проектов диктует сама действительность. Ее могут предлагать педагоги, сами дети, родители, она может рождаться в ходе работы коллективного органа самоуправления. Нередко приглашение к созданию проектов следует вслед за острым конфликтом, разгоревшимся в школе. Вот примеры тематического содержания таких проектов: «Нашa школа через 50», «Классная комната, построенная мною»,
«Чем будет заниматься школьник через сто лет», «Вестибюль моей школы», «Искусство в нашей школе», «Внешний образ учители и ученика в будущем веке», «Школьный двор моих внуков».
Чтобы «проект-мечта» стал для школьника творчеством и заботой, игрой и интеллектуальным трудом, надо, наряду с широкой рекламой и состязательным стимулированием, организовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Инструкции помогают детям обрести уверенность. Опираясь на известные ему формы поведения во время защиты, школьник может мысленно не один раз проиграть свое поведение во время защиты, это освобождает его энергию из содержание проекта, он перестает беспокоиться о своем положении во время защиты проекта, больше думая о «проекте», чем о «защите».
Наилучшим вариантом организации творческой деятельности будет групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, где отдельная личность предстает перед всеми в своей; неповторимости и автономности.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: за самый смелый проект», «за самый изящный проект», «за самый обоснованный проект», «за самый красивый проект» и т.д.
9. Философский стол.
«Философский стол» как форма групповой деятельности школьников - это коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни.
Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений взглядывать на текущую действительность надситуативно, надконкретно, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.
Философские размышления — необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судьбы. Стратегию жизни способен вырабатывать только человек, способный абстрактно, аналитически, с опорой на научную философию мыслить. Во время «философского стола» более чем когда-либо школьник реализует в полной степени основную функцию. К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», «Свобода и долг», «Цена и ценность», «Человек и природа», «Жизнь женщины и жизнь мужчины», «Труд и творчество», «Истина и добро», «Красота в жизни человека» и т. д. Но предметом обсуждения может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе- Однако он обсуждается в аспекте философском. Например: «Конфликт с родителями», «За что уважать стариков?» или «Безобидна ли неряшливость?»
Предметом обсуждения может быть либо одно понятие (например, Добро), один вопрос (например, «Что такое свобода?»), одно суждение (например, «Духовность — это сопричастность жизни»). Разумеется, составляется некоторая программа разговора стола в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связаны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре. Предположим, группа учащихся собирается обсудить категорию совести. Вопросы, предварительно выдвигаемые, могли бы быть такими: Что такое «совесть»? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствии совести? Можно ли. развивать совесть у себя и у других? Что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под «муками совести»?
Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола». Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса,- рекомендует посмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни. В течение неделя ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, провести анкетирование в школе среди учащихся и учителей, продумать свои жизненные события и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах, в магазине.
«Философский стол» оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора «по кругу» — имитируя «круглый стол», где все — равные участники беседы.
. Участие педагогов в «философском столе» обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления. Полезно приглашать на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии.
Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна — выдвигает суждения, другая — оппонирует предлагаемые решения. Состязательность, импонируя подростку, и ранней юности, увлекает школьника и значительно повышает его" внимание к содержанию разговора и форме выражения мыслей. При этом требуется фигура судьи или жюри, а также четкие этические правила ведения разговора.
Но философская беседа за столом может протекать спокойно, ровно, без азарта и жажды первенства. Если система заготовленных вопросов логически выдержана, то движение от вопроса к вопросу станет постижением истины, движением к сущности явления от его формы. Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а наоборот, помогали бы обретать способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становиться, наряду с системой вопросов, подбор ярких иллюстраций анализируемого явления, красочных образов поставленной проблемы. Если эти два условия соблюдены, «философский стол» проходит успешно, школьники расходятся в раздумьях, продолжении дискуссии и жажды новых вопросов жизни.
10. Приглашение к чаю
В «Приглашении к чаю» много символического. Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь — о чем с ним хотел бы поговорить — что ему скажешь — что услышать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общений и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а лишь про общение, которое объявлено целью встречи. Наконец, в-пятых, музыкальное сопровождение (например, «Приглашение к танцу» Вебера), как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.
Это похоже на игру — но это не игра. Это похоже на раздумья, но это. не раздумья как таковые. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм. Трудно квалифицировать данную форму группового дела. К тому же, названная вчера «Приглашение к чаю», она уже сегодня перерастает в нечто новое: «Приглашение в космос», «Приглашение к совместной работе», «Приглашение в театр»... Может быть, примет общую форму «Приглашаю»?
Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы; найти следует мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Но тут сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение, следует продумывать формулировки обращения. Педагог может оказывать помощь, но она не должна быть явной.
«Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных детей.
11. Сократовская беседа
Ее возникновение, связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно производить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать у детей. «Сократовская беседа» — одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общеприняты» расхожих суждений.
К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор Например: «Хорошо живется на свете эгоисту» или «Всегда надо ли отстаивать истину?», или «Одиночества не боится сильный», или «Свободен ли дикарь?».
Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, такому, как: «Полезно ли ходить босиком по земле?» или «Всегда ли надо солить пищу?», или же «Следует ли по утрам делать зарядку?»
Возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.
Сегодня новые времена предлагают для «сократовской беседы» довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли — главное в жизни?», «Человек проявляет свое «я» в труде», «Помогая другому, ты ослабляешь его силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозги ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость — одиночество» и другие.
12. Дерево, посаженное тобою...
История каждого ученика впечатана в историю развития школы. Осознание такой связи уже само по себе является сильным фактором развития личности школьника. Материализации этой связи, так, чтобы для детей она предстала наглядно и осязаемо, служит традиция посадки деревьев выпускниками школы. Этот акт носит символическое значение: расставаясь, школьник последующим поколениям дарит прекрасное; уходя из школы, школьник навечно оставляет частицу своего «я» в кроне растущего дерева; это дерево — своеобразная благодарность школе за годы ученичества и своеобразная забота о детстве, взрослеющем под крышей школы. Молодое деревце нуждается в уходе, поэтому его посадка организуется осенью, так, чтобы в течение последнего учебного года юноши и девушки имели возможность наблюдать за ним и помогать его росту и привитию на новой почве. В день «последнего звонка» они придут попрощаться с деревцем и скажут какие-то добрые слова как обещание или клятва, как мечта или зарок, как раздумье или волнение юноши перед выбором Жизненного пути. Лучше, если посадка саженца производится без зрителей — без шумных любопытных младшеклассников. Тогда не придется выпускнику играть па зрителя, скрывая сентиментальные чувства, охватывающие его в этот момент. Но о том, что деревце посажено, должна знать школа — способ извещения избирается удобный для конкретных условий.
У выпускников появляется свое особое место на школьном дворе - «у дерева». Теперь многие минуты коллективной работы могут протекать «у дерева», а работа эта приобретает для них социально-психологический оттенок.
Отметим и следующее. «Дерево выпускников» вносит в духовный мир школьника ценность школы, подчеркивает личностный смысл для каждого школьника этой духовной ценности, помогает ребенку уже в первом' классе проецировать свое будущее, планируя свое взросление и связывая его со школой.
«Дерево выпускников» имеет и свой скрытый философский смысл: личность человека не ограничивается пространством, очерченным телесным контуром, она простирается и вне этого контура, оставляя свое «я» в людях, вещах, явлениях и тем самым расширяя пространство этого «я»; в посаженном дереве школьник воплотил свое «я», войдя тем самым в существующий мир вполне реальной частью его.
13. Корзина грецких орехов
«Корзина грецких орехов» — это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, — вопросы, крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание.
У каждого класса (возраста, социальной принадлежности, характера, коллектива, истории) своя «корзина грецких орехов». Дети «бросают» туда (произносят один за другим, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешаемые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов — внутренняя реакция участников остается тайной каждого о ней лишь можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка по репликам, брошенным кем либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины.
Бесспорна решающая роль психологического климата этого группового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание — вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая «корзина», каков интерьер помещения, как организуется поочередность детей в их высказываниях, как будет обставлен момент «опускания» в «корзину» «грецкого ореха», будет ли в руке каждого реальный «грецкий орех» или он будет единственным, передаваемым из рук в руки.
Заметим попутно, что конкретный реальный грецкий орех, который в первый раз педагог предложил детям в качестве наглядной опоры предстоящей духовной деятельности, следовало бы сохранять, каждый раз обращаясь именно к этому («нашему!») ореху. Вероятно, ему место в классной комнате должно быть найдено соответствующее: в любой момент можно взять и в любой момент каждый ребенок (подросток, юноша) может подойти, подержать в руках, разглядеть и подумать о своей трудной, крепкой, как орех, проблеме.
14. Театр-экспромт
Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно, — это, разумеется, представления экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актером, экспромт предполагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре; никто не знал, какая у него роль; никто не является актером, поэтому его поведение, свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актерское мастерство.
Театр экспромт имеет в качестве ведущей психологическую, задачу которая состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.
Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно — сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом — фиксируются все персонажи представления, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром».
Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.
Приведем пример короткого спектакля, сыгранного экспромтом успешно и многократно в разных школах (с помощью прописной буквы обозначаем персонажи этого представления).
«...Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь... Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице, на привязи спит Пес... Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку... Воробей зачирикал тревожно... Пес отчаянно залаял... Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках Хозяин... Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет... Занавес!»
Сюжет не должен быть известен детям, ни зрителям, ни актерам. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для детей: сюжеты должны быть непохожи, касаться разных сфер жизни человека, каждый раз удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действий.
Ведущий спектакля по окончании представления должен сделать всё возможное, чтобы у каждого участника вызвать чувство удовлетворения своей актерской работой, а у всех зрителей — желание выйти на сцену.
15. Чac тихого чтения
«Час тихого чтения» возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющим из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения мышления и памяти.
В тот день, когда проводится час тихого чтения, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммную книгу, которую они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную книгу.
Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1—2 дня появляются листки-памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат беспамятному.
Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем» и «Что читали учителя». Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.
Прочитанное за этот «час» (его время определяется возрастным и интеллектуальным развитием детей) не обсуждается, как правило. Но, если педагог отдельного класса сочтет необходимым такое обсуждение, он сокращает время на чтение и предлагает детям рассказать о книге, которую они читают; При этом чрезвычайно сажной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их выбор не должен иметь оценки, нет «хорошего» или «плохого» чтения — всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.
Час тихого чтения хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спортивных лагерях во время тренировочных сборов. Идею «часа тихого чтения» порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.
16.Турнир знатоков этикета
Это очень веселая состязательная форма групповой деятельности, эффективное средство для формирования у детей положительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и наглядно разворачивается перед детьми широкий спектр регламентированных общепринятых форм поведения. Они выступают как давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптимальный вариант поведения в типичных ситуациях. Ознакомление с этикетом — это расширение индивидуального поведенческого опыта. Соблюдение этикета — это освобождение человека от необходимости заново решать часто повторяющуюся задачу человеческого общежития. Обучению этой форме следует уделять достаточное педагогическое внимание, так, чтобы ребенок с возрастом легко владел культурными поведенческими формами для выражения своих тонких отношений.
Турнир знатоков этикета - командное состязание. Судейская бригада составляется, как правило, из детей разных классов, туда приглашаются принципиальные ребята и «звезды» общешкольных симпатий, в число судей может входить и какой-либо педагог.
Однако успех турнира решают два условия. Первое — содержание состязательных задач, выдвигаемых перед командами последовательно, от тура к туру, они непременно должны носить характер ситуационный, так, чтобы исполнение задач театрализовалось и являлось зрелищным воплощением этического правила — отношения к человеку.
Второе — комментарий Ведущего, вскрывающий сущности правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде «надо», «нельзя». Комментарий Ведущего следует за выполнением задачи, поставленной перед командой, и предшествует моменту судейской оценки — таким образом, обеспечивается единый критерий оценок.
Обеспечение этих двух условий и составляет всю подготовительную работу по организации турнира.
Методика же составления этических задач предельно проста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выбираются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой) — и предлагается продемонстрировать поочередно представителям команд. Не стоит в подборе задач-ситуаций ограничиваться узкими сферами жизни сегодняшнего школьника: пусть он в воображении заранее переживает будущую ситуацию, в действии реальном заложит основы для завтрашнего необходимого действия (например, «пригласить даму в театр», «сесть в автомобиль», «развлечь гостью»).
От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации вынуждать школьника к творческому акту. Эти «сложные» ситуации подсматриваются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на автобусной остановке, а рядом без зонта мокнет под дождем женщина; вот в электропоезде пассажир начинает лакомиться конфетами; вот сидящая девушка видит стоящую с тяжелой сумкой молодую женщину; вот в театральном вестибюле оторвалась у кого-то и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему противопоказано, и т. д.
Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо предвидеть серию последующих, можно планировать заранее годовой цикл таких турниров, заведомо составив график этических сражений.
Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета — игра и шутка, проверка сил и веселье, дружеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично легко, изящно, остроумно и мягко, так, чтобы эта игра духовных сил никого не обидела, не унизила, а наоборот, возвысила и уверила в собственных возможностях, «утеплила» взаимоотношения в школе.
17. Дискуссионные качели
Суть этой занимательной формы — в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу, «качели» начинают свое движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели»: «долго качаться нельзя — голова закружится!» подводит итог дискуссии. .
Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли по земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.
Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает ученика, занимает его, что происходит с учеником: каникулы, книга, животные, родители, уроки, музыка, а также сквернословие, драка, подкуп, унижение...
«Дискуссионные качели» родились как форма внеурочной деятельности детей. И — такое наблюдается довольно редко! — скоро стали формой урочного обучения, невольно смывая границу между процессом приобретения знаний неким индивидом и процессом формирования личности. Индивид на уроке начинает восприниматься как личность; поэтому нет ничего странного в таком расширении поля «дискуссионных качелей». Тематическое поле этой формы групповой деятельности тоже безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, полюбившие эту» форму, выдвигают свои вопросы для обсуждения, а иногда «дискуссионные качели» возникают спонтанно. Выглядит это так: «Пусть все скажут, что они думают по этому поводу!» — заявляет групповой лидер. Если педагог оказывается рядом, то легким корректированием он придает горячему обсуждению форму «Дискуссионных качелей», обусловив ритм, поочередность высказывания, а главное — всеобщую гласность, следовательно, наибольшую объективность и справедливость.
18. Диалог с веком
Рождение данной формы обязано новой тенденции развития педагогики и воспитательного процесса, а именно, обращению педагога-воспитателя к философским научным основам в организации жизнедеятельности ребенка в контексте современной культуры и на уровне современной духовной культуры.
Этот диалог ведет школьник с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику произведение искусства любого вида и жанра. Чаше всего, это живописный жанр портрета, но не исключен и музыкальный скульптурный, поэтический портрет.
Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Здесь главное — представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все дети ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении.
Чтобы разговор с представителем иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее — пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ.
Психологическими условиями Диалога с веком являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фона, а также световое поле, открытое для персон прошлого. Если художественное полотно сохранило бессмертный облик личности великой, то диалог модифицируется в Диалог с великим.
Великим мы называем человека, достоинства которого превышает меру обычного, по масштабности влияния на развитие жизни далеко выходят за пределы общераспространенного.
Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной Человека, и широких возможностей человека как такового.
Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим.
Если выделять противопоказания к этой форме работы с детьми, то существует одно — отсутствие у педагога личного желания говорить с Веком или с Великим. В таком случае запрещается эксплуатировать данную форму, невольно дискредитируя ее, при таком показателе не спасает ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть непредсказуемо отрицательными.
19. День добрых сюрпризов
Появление этой формы деятельности детей связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше один цветок каждый день, чем огромный букет раз в год.
День добрых сюрпризов — это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. Это веселее дело укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, повышает психическое состояние отдельных детей, содействует психологической раскрепощенности. В нем обязательно участвуют педагоги наравне с детьми. Социальная роль в этот день у всех единая — быть человеком, доставляющим радость другому человеку.
О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у детей было время реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги напоминают детям о приближении этого дня, но, скорее, репликой, мимоходом, как если бы и сам педагог вспомнил о веселом празднике.
Инициативу утром этого дня берут педагоги: они первыми представляют свои заготовленные сюрпризы, так чтобы открыть детям путь к добрым актам. Очень часто ребенок, принеся в школьной сумке сюрприз, стесняется его вручать, боясь насмешек в адрес скромного своего знака внимания. Педагоги, открыв этот день, демонстрируют все разнообразие добрых сюрпризов: от необычного костюма до веселой песенки, от простой открытки до остроумного рисунка на дверях, учебного класса.
В этот день оценивается сам акт доброго расположении, принимается все, что несет в себе пожелание добра другому, что сделано своими руками и сотворено собственной душой.
Сюрпризы для группы, для коллектива сочетаются с индивидуальными знаками внимания. Это вносит в методику веселого праздника некоторые сложности: педагоги должны предвидеть ситуации оставленного без внимания ребенка и корректировать их немедленно, внося дополнительные проявления симпатии в новых сюрпризах. Понятно, что педагог, наряду с одним сюрпризом, который раскрывает сразу для всех в начале дня, заготавливает два-три запасных, которые могут и не быть предъявлены, если ситуация сюрпризов по всей школе складывается благоприятно.
20.Путешествие в свое прошлое
Работая с подростками, учителю часто приходится сталкиваться в различных ситуациях общения с воспитанниками с проявлениями подростковой тревожности, агрессивности, эгоцентризма. Уже много лет в психокоррекционной работе с подростками психологами и педагогами используются формы индивидуальной и групповой работы с детьми, направленной на организацию осознания своего и чужого опыта детства. Для преодоления «пустыни отрочества», для осознания подростков своей личности как социальной ценности очень важно бывает помочь ему проанализировать как свое детство, так и детство значимых для него людей.
Специалисты педагогической психологии и социальной педагогики считают, что обращение подростков к событиям своего детства откроет ему многое в понимании себя, родителей, учителей. Эта мыслительная и эмоциональная работа поможет воспитаннику по-новому взглянуть и оценить социальную ситуацию, в которой он живет. Обращение к самому себе «когда я был маленьким» поможет найти подростку свое «я» в дне сегодняшнем, окажет влияние на процесс формирования самооценки, снимет эмоциональное напряжение, которое создает подчас трудности в общении со сверстниками, с родителями, учителями, с самим собой.
При подборе возможных приемов, направленных на осознание своего и чужого детского опыта, были учтены достижения различных школ и направлений. Меньше всего хотелось бы предлагать программу психологического тренинга. Цель учителя, организующего групповые формы работы с детьми по осознанию детского опыта, - показать возможную позицию подростка в оценке отдельных событий детских лет.
Это может быть организация значимых для ребенка воспоминаний детства (как положительных, так и отрицательных). Ведущий занятия по очереди предлагает воспитанникам вспомнить одно из ранних ярких детских переживаний, восстановить в памяти время и обстоятельства, которые предшествовали этому переживанию. Затем в ходе группового или индивидуального обсуждения подросток пытается связать некоторые эмоциональные или поведенческие аспекты воспоминания события своего детства с тем, как он сейчас живет, взаимодействует со сверстниками, взрослыми людьми, как реагирует на ситуации, похожие на те, о которых вспоминал.
Можно организовать групповую и индивидуальную работу с подростками по осознанию своего детского опыта через привлечение предметов. Например, использование приема «Чудесные зонтики». Ведущий демонстрирует участникам занятия 2—3 зонта (черный, красный, пестрый). Каждый участник игры может раскрыть над собой любой из этих зонтов. Человек, выбравший черный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт — радостными, светлыми воспоминаниями, красный зонт же напомнит о тревожных моментах детства.
В работе с младшими и средними подростками можно было бы предложить организовать; общение с самой любимой в детстве игрушкой. Участники игры по очереди называют, а может быть демонстрируют, свою самую любимую игрушку, коротко описывают ее, рассказывают историю появления игрушки в доме (кто и когда подарил, где купили).
Предметом, опосредующим переживание своего детского опыта, может стать и детская фотография. Для организации этого дела понадобится эпидиаскоп, учащиеся заранее готовят короткие рассказы «Я в детстве», «Самым главным для меня в детстве», «Мое детство для меня ...». На экран проецируется детская фотография одного из участников игры, показ сопровождается кратким, рассказом. Затем сам автор или любой другой участник игры может задать вопрос этой детской фотографии. Ответ «дает» фотографическое изображение. В свою очередь, фотография тоже может «задать вопрос» своему прототипу.
Цель практикума: преодоление подросткового эгоцентризма, выработка навыков эмпатийной поддержки активного слушания.. От ведущего требуется знание специфики семьи воспитанника, индивидуально-типологических особенностей воспитанников (реакция холерика на проживание фактов своего детства будет кардинально противоположной, нежели реакция меланхолика или флегматика). Ведущий подобного рода занятий должен обладать профессиональным тактом, умением корректного воздействия на учащихся, терпением, коммуникативной направленностью своей личности.
Техническое оснащение такого рода деятельности детей играет немаловажную роль. Во-первых, технические аппараты должны быть удобны для пользования, так чтобы каждый ребенок, демонстрируя свои фотографии, легко и без натуги справлялся с моментом демонстрации, не прибегая к помощи учителя. Во-вторых, тому, кто предъявляет фотографии, должно быть удобно и психологически комфортно: надо продумать, куда поставить стул для него, какова будет дистанция, Отделяющая его от группы детей, куда он положит приготовленные фотографии и другое. В-третьих, учитель выступает как равный среди Детей, он тоже приносит фотографии и тоже повествует о своем прошлом, но, разумеется, его время воспоминаний много меньше, чем предоставленное для ребенка, его выступление — это, скорее, некий дополнительный стимул для детей, чем содержательный элемент, важен сам факт участия учителя, чем мера этого участия.
21. Проблемы и аргументы
Назначение данной формы деятельности в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни.
Организуются две команды, две группы. Поочередно выступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов», команды рассматривают один из жизненных вопросов с двух точек зрения: с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. Представители команд выбирают из «корзины проблем» карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, «Духовное и материальное в жизни человека» или «Мужчины и женщины», или «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым доказывая объективность явления. Команда «прагматиков» должна предложить ряд практических решений проблематичного вопроса.
Первый тур состязания в своем завершении означает смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиком», и наоборот. Второй тур состязания сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнений. В состязании могут принять участие и школьники из болельщиков, из публики.
«Проблемы и аргументы» — очень гибкая форма, позволяющая беспредельно варьировать содержание деятельности. В эту форму можно «влить» любое проблемное содержание, как только педагоги фиксируют внимание детей на одном из явлений действительности. Например, если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы и аргументы», развернув перед детьми палитру самых различных проявлений «странного» человека. Тогда игра приобретает особое название, скажем, она может получить тему «...А не странен кто?»
Карточки предложат школьникам осмыслить с позиции аргументов и решения, как относиться к «странному» человеку, самые неожиданные проявления «странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет в детской панаме»; «Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде»; «Муж истратил всю зарплатa подарок жене»; «Мальчик идет по улице, и поет», «Девушка одна в лесу на поляне танцует»; «Человек, не будучи; дворником, метет улицу» и т. д.
Содержанием обсуждения могут стать и проблемы школьной жизни, тогда формулировки этих проблем записываются на карточках, и дети, их выбирая, последовательно ведут осмысление трудностей школьной действительности. В ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не может не учитывать администрация школы.
Соблюсти оптимальный темпоритм не так уж сложно: смена ролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем» карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление время от времени на доске цифровых оценок жюри — все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей. Число туров зависит от возраста участников. Старшеклассники могут проиграть от четырех до восьми туров. Подросткам же рекомендуется не более четырех туров.
22. Свободный разговор
Данному разговору предшествует следующий эпиграф:
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
О тем, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Тематика и содержание такого разговора почти не определяются. Каждый участник приносит с собой замысел темы и предложения по содержанию беседы. Но выбор вопросов для обсуждения непредсказуем: все зависит от настроения, положения дел, взаимоотношений и намечающихся перспектив группового содружества.
Здесь многое зависит от педагога: как он поведет первое общение, сможет ли каждый из школьников раскрыться и высказать свое отношение к предлагаемому содержанию разговора. Но, конечно же, педагог всегда имеет наготове проект такой свободной беседы, реализует свой замысел в случае, удобном психологически и этически.
Предположим, в начале беседы, когда еще нет решительных предложений и дети неуверенно произносят что-то и тут же отвергают ими сказанное, педагог выдвигает идею: «...нарисуем жизнь, как мы себе ее представляем»... Он объясняет, что рисунок может включать в себя символы, картинку, слова — все, с помощью чего можно было бы сказать о существенном в жизни. Дети поочередно подходят к доске или приближаются к большому листу картона (чтобы никого рядом не было) и наносят на поверхность знак как одну из характеристик им представляемой жизни. И само по себе «Мы рисуем нашу жизнь» могло бы стать отдельным групповым делом, но в контексте свободного разговора это интересное и увлекательное дело выполнит свою большую роль в вовлечении их в свободную беседу о собственной конкретной жизни с конкретными болями, горестями, радостями, недоумениями, открытиями.
Свободный разговор может со временем стать традицией коллектива, а несколько позже все члены коллектива приобретают право на объявление «свободного разговора»: если кому-то нужна помощь в решении проблемы, но он не хочет обнародовать свои личные трудности, то вполне можно «спрятаться» за форму свободной беседы, попутно поставив свой личный и мучительный для тебя вопрос.
23. Смешинка
Неожиданность, добрая, юмористическая направленность и сравнительная непродолжительность являются основными характеристиками формы воспитательной работы, которая получила название «Смешинка»
Смешинка — это веселый сюрприз, который готовится втайне одной группой ребят для других. Смешинку могут подарить ученики одного класса ученикам других, старшеклассники — малышам, ее могут подготовить для учителей или гостей, прекрасным воспитательным мероприятием является Смешинка, созданная самими учителями, так как учителя обычно демонстрируют хороший юмористический вкус, оригинальность в выборе средств, высокий исполнительский уровень...
Конкретное содержание Смешинки зависит от фантазии ребят, от их художественных и организаторских возможностей, а также, от тех традиций, которые сложились в школе. Это может быть забавная линейка, с которой начинается Праздник смеха. На такой линейке все должно быть веселым и необычным: костюмы, распоряжения, ритуалы, может быть прочитано смешное расписание уроков на день, сообщены невероятные новости, введены «новые» правила поведения... Замечательный эффект дает «торжественное» внесение знамени смеха, несение «почетного караула» у этого знамени. Такое знамя обязательно должно быть «переходящим», то есть всегда находиться там, где в данный момент проходит Смешинка.
Смешинка может быть поэтической, где школьные поэты могут прочитать свои стихи забавного содержания, может быть показан мини-театр абсурдного стиха, предложены интересные игры со словом (сочинение буриме, акростихов, стихов на заданную смешную тематику, поэтической рекламы ненужных вещей, несуществующих достоинств, забавных поэтических портретов и т. д.).
На музыкальной Смешинке может выступить веселый оркестр с необычными инструментами, малыши могут исполнить смешные инсценированные песенки, старшеклассники провести несоревновательные музыкальные игры.
Прекрасно поднимают настроение, сдруживают ребят, дают возможность ученикам разных классов познакомиться поближе игры в кругу. Класс, который готовит игровую Смешинку, должен подобрать действительно веселые игры, в которых может принимать участие как можно большее количество ребят, подготовить расторопных, находчивых и остроумных игровиков, а также место проведения игровой Смешинки.
Возможности разнообразить Смешинку практически неисчерпаемы: демонстрации забавной одежды, необыкновенные концерты, пресс-конференции с великими юмористами, встречи с докторами курьезных наук, экскурсии в музеи парадоксов, выставки смехо-живописи...
Дни, в которые в школу приходит Смешинка, могут стать традиционными и проводиться не только первого апреля. Это могут быть и сентябрьские, и январские Смешинки, они могут иметь тематическую направленность, например, осенняя Смешинка — в день Праздника урожая, математическая Смешинка — во время проведения недели математики и т. д.
Важно только то, чтобы ребята хорошо усвоили: если хочется, чтобы Смешинка была по-настоящему смешной, к подготовке нужно отнестись очень серьезно!
24. Этический тренинг
Этический тренинг представляет для учителя один из наиболее эффективных способов нравственного развития школьника. Часто этические рассуждения и убеждения превращаются в морализирование, нравственные представления остаются незакрепленными.
Этическая задача: развить умения, выработать навыки этического общения с людьми, закрепить имеющиеся нравственные представления и довести до осознания учащихся общие правила, закономерности этического общения с людьми, что определило бы их подготовленность к определенным реальным жизненным ситуациям, снизило бы усилия, психологические барьеры
Психологическая задача: развить логическое мышление, способность реагировать; развить способность к рефлексии, к объективной оценке самого себя и других людей; выработать устойчивую систему мотивов нравственного поведения и снять стереотипы, барьеры в сознании по отношению к окружающим людям.
Собственно педагогическая задача: формирование нравственных форм поведения, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, а также повышение морально-психологического климата в коллективе.
Педагог, приступая к этическому тренингу, должен быть терпим и терпелив. Содержание этического тренинга определяется актуальными проблемами общения в учебном коллективе или создавшейся конфликтной ситуацией. Тематика тренинга предлагается самими учащимися, а также определяется по усмотрению педагога, его профессиональной направленности, способности соотносить цели воспитания и реальный воспитательный результат.
Этический тренинг — это форма идеального представления ситуаций взаимоотношений людей, путем
ролевой игры воссоздаваемых «здесь и сейчас» и анализируемых с позиций нравственных норм.
Все ситуации тренинга составляются с учетом формирования уступчивости, такта, доброжелательного отношения к людям, принятия их позиций, точек зрения — то есть, с учетом сочувствия другому человеку.
Для повышения мотивации у участников тренинга и перед проигрыванием ситуаций необходимы разъяснения, что есть этический тренинг, для чего он необходим людям, что может дать он участникам.
25. Выпускной ринг
Выпускной ринг занимает исключительное место среди всех новационных форм работы с детьми. По яркости, праздничности, по духовному высокому напряжению, по психологическому резонансу и этическому освежению, по силе сплачивания и гуманизации взаимоотношений детей Выпускной ринг незаменим. Если учитывать, что разовое проведение становится началом многолетней традиции, а традиционность Выпускного ринга увеличивает спектр воспитательных влияний, то возникает предложение, что та особенная форма несет в себе некоторую педагогическую закономерность, пока нами не вполне обнаруженную.
Содержательная деятельность детей слагается из вопросов к выпускникам школы и выслушивании их ответов на поставленные вопросы. Понятно, что вопросы эти, связаны с выходом выпускника в самостоятельную жизнь, где он сам планирует жизнь, составляет личную программу, намечает центральную профессиональную дорогу. Конечно же, это вопросы мировоззренческого характера, выводящие всех участников ринга на уровень философский. Даже когда младшеклассники задают предметно-конкретные вопросы (например, «Какие учебные предметы ты любил в школе больше всего?»), ответ они получают в обобщенном виде, так как выпускник поставлен условиями игры в особое положение осмысления всей школьной жизни.
Выпускной ринг — это интервью и, одновременно, отчет одиннадцатиклассников, это анализ школьного прошлого и, одновременно, вычерчивание перспектив будущего. Оттого, что это совершается прилюдно, что на такой уровень высокий подымаются товарищи, только вчера еще равные во всем всем школьникам, а теперь вдруг оторвавшиеся от школьного единого простого братства, событие Выпускного ринга психологически потрясает. Каждый из присутствующих вдруг явственно видит, что он тоже неотвратимо движется к такому же финалу и что духовный багаж его к этому моменту может быть самым разным — как он это видит по ответам выпускников, и что только от него зависит его собственный облик к финалу школьного этапа жизни.
Атрибутика ринга присутствует лишь в своих символических обозначениях: полукруг стульев для выпускников, луч прожектора, направленный на этот полукруг, легкая ленточка, уже отделившая выпускника от всей веселой шумливой беззаботной братии, ведущий, контролирующий этику сражения, гонг, извещающей о начале и финале ринга, иногда привносят часы, чтобы строго соблюдался временной период.
Вопросы задаются по правилу поднятой руки; право на вопрос предоставляется рефери; адресат, получивший вопрос, и адресат, получивший ответ, благодарят, друг друга за общение; посылаться вопросы могут как ко всему коллективу, так и к отдельным ученикам. По окончании ринга, судейская коллегия выносит свое заключение о степени духовной подготовленности выпускников к самостоятельной жизни.
Афиша о проведении Ринга вывешивается задолго до его проведения. Выпускникам вручаются пригласительные билеты на Ринг. Об этике поведения на Ринге предупреждает ведущий.
Эмоциональным аккордом завершенного Ринга становится вручение сувенирных открыток каждому участнику Выпускного ринга: все школьники произвольно подходят по окончании к выпускникам и дарят им художественные открытки со своими бесхитростными пожеланиями.
26. Когда говорят предметы
Предлагаемая форма работы направлена на формирование языковой культуры и воссоздающего воображения школьников, а также способствует обогащению их коммуникативного опыта путем использования предмета как средства общения.
Один и тот же предмет может нести разную информацию. Всем известно, что стул — это то, на чем сидят. Но стул, уважительно пододвинутый к вам, уже говорит об отношении одного человека к другому. Носовой платок также может нести разную информацию. Заметив страдание и слезы на лице другого человека, незаметно положим платок, выражая сочувствие и разделяя страдание.
Можно предложить следующее: ведущий предлагает выбрать любой предмет и с помощью таких средств, как мимика, жест, пластика, поза вложить в эти предметы смысловую характеристику.
27. Калейдоскоп
Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игрушку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила. И мы, осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сберечь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, ибо знали — он не повторится, а нам так хотелось, чтобы удивившее нас, порадовало и наших друзей.
Для того чтобы помочь ребятам войти в игру, можно использовать калейдоскоп (или какую-либо символическую трубку). Здесь будет все зависеть от того, какое вступление сделает педагог, вручая этот немного волшебный предмет ученикам.
Через маленькое отверстие этой игрушки мы можем увидеть не только узоры, но и страницы интересных книг, кадры любимых кинофильмов. Можем побывать в театре, на выставках и концертах, встретиться с интересными людьми, отправиться в путешествие, слетать на другие планеты. Калейдоскоп поможет вспомнить забавные истории и посмотреть на самих себя со стороны, когда мы находимся дома, в школе или гуляем во дворе.
Передавая калейдоскоп от ученика к ученику, в нем могут возникать разные истории, а иногда изображение как бы застывает и. поворачивая трубку, удается взглянуть на одной то же событие с разных точек зрения, увидеть что-то личное, значимое для себя.
Впечатления, которыми делятся дети (а такая возможность должна быть предоставлена каждому), наполненные содержанием или состоящие всего лишь из одного .предложения, ценны сами по себе, так как духовное усилие совершается ребенком не только в момент собственного высказывания, нo и во время обдумывания суждений товарищей.
Завершая калейдоскоп, следует поблагодарит всех участников за высказанные мнения, и нет ничего страшного в том, если в первый раз он «покажет» нам то, что мы ещё не умеем делать (понятно изъясняться, выслушивать других, проявлять заботу, н.е поучая и т. д.) — это все равно будет результат: с одной стороны диагностирующий уровень воспитанности, а с другой — позволяющий планировать дальнейшую работу с детьми.
28. Лукошко
Лукошком обычно называют маленькую корзину, предназначенную для сбора ягод или грибов. Для того, чтобы играть в «лукошко», совсем необязательно отправляться в лес, ведь его можно наполнить интересными высказываниями, идеями, занимательными историями, спорными вопросами, словом тем, что увлекает детей.
В последнее время мы замечаем, как повышается в обществе интерес к языку телодвижений, когда занимаемая одним человеком поза бессознательно прочитывается другим, но в конечном итоге такая визуальная информация определяет степень доверия (или недоверия) между ними, усиливает (или снижает) значимость произносимых слов. Специальные тренинги, проводимые с детьми, помогают им научиться занимать оптимальную позу при разговоре и понимать, что выражают жесты собеседников.
Необходимость подобных занятий, кроме того, что они увлекательны, обусловливается еще и тем, что специально обучаясь речи, которая, по мнению ученых, в словесном общении занимает менее 35%, мы совершенно никакого внимания не уделяем невербальным средствам общения (мимике, пластике, жестикуляции и т. д.), а именно с их помощью передается более 65% информации.
Восполнить этот пробел можно, играя с детьми в обычное «лукошко», которое иногда украшают разноцветными ленточками или цветной бумагой (ведь детей привлекает все яркое и пестрое). В эту корзинку учитель кладет карточки, вырезанные из, плотной бумаги, на которых изображены различные позы людей. Ученикам, достающим карточки из лукошка, предлагается занять соответствующую позу и составить какой-либо монолог (или диалог, если изображены два человека). Остальные ученики класса внимательно наблюдают за разыгрываемым этюдом, а затем обсуждают, насколько та или иная поза соответствуют произносимым словам и их интонационной окраске.
Ярким и увлекающим детей примером может быть поза «когда ребенок обманывает». На карточке изображается ребенок, глаза которого расширены, а обе ладошки прикрывают рот. Школьники очень быстро распознают эту позу и приводят примеры собственных наблюдений. Затем учитель показывает ученикам усложняющиеся с возрастом варианты этого «обманывания»: подростки как бы обводят рот и подбородок рукой, но не закрывают его полностью; взрослые же люди прибегают к отвлекающим жестам — потирают нос, пощипывают подбородок и т. д.
Могут разыгрываться и изучаться другие позы («льва», «воина», «мыслителя» и др.). Для этого необязательно знать конкретные разъяснения той или иной позы, поскольку психологические жесты уже содержат в себе информацию и наша задача заключается в том, чтобы научиться вместе с учениками прочитывать ее.
29. Маски
С целью развития детского воображения, развития коммуникативных навыков и умений могут быть использованы игры, в которых ребенок поставлен перед необходимостью принять на себя роль того или иного неодушевленного предмета, явления, с которыми ребенку уже доводилось вступать во взаимодействие в ходе своей жизни. Использование этих форм работы особенно важно в процессе формирования таких умений как — умение «активного слушания» собеседника, умения поставить себя на место партнера по общению. Цель подобного рода предметных и ролевых игр — «одухотворение», «очеловечивание» предметов и явлений окружающего ребенка мира. В ходе собственных монологов от лица «Старого дедушкиного зонта» или «Маленького привидения, живущего на школьном чердаке», или «Первой весенней бабочки» ребенок развивает свою творческую индивидуальность, наделяет хорошо известные ему предметы и явления новым смыслом.
Остановимся подробнее на организации такой формы работы с детьми как «Карнавал масок».
Педагог рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего нас предметно-вещного мира, о необходимости формирования умения замечать в обыденных вещах и явлениях присутствие личности создателя, конструктора той или иной конкретной вещи, присутствии многих и многих людей, вступавших во взаимодействие с этим предметом.
Задача этой предворяющей игру беседы: 1) расширение личностных смыслов участников игры, 2) изменение мотивационных установок, направленных на восприятие предметов и явлений окружающего мира, придание им новых смыслов (чашка — это не только сосуд для чая или кофе, но и память о бабушке, подарок и т. д.), 3) демонстрация опыта одухотворения предметов, и явлений, которым обладают другие люди (писатели, поэты), 4) рефлексия своего опыта «одухотворения» предметно-вещной среды.
Затем педагог раздает участникам игры карточки с краткой описательной характеристикой предметов («Майская гроза», «Первый снег», «Портфель первоклассника в конце учебного года», «Старая школьная парта», «Радуга» и т. д.). Исполнителей ролей может быть 6—8—10 человек (четное количество).
1 этап игры — Монологи. Необходимо за 30—40 с. рассказать (очень кратко!) историю жизни данного предмета или явления.
2 этап — Диалоги. Ведущий предлагает вступить в диалог 2-х участников игры. Задача: достигнуть ролевого взаимодействия, выслушать партнера по общению и, если в этом есть необходимость, оказать поддержку, помочь.
3 этап — М у л ь т и л о г. Общее обсуждение темы.
30. В одной связке
Для проведения занятия «В одной связке» необходимы набор ситуаций и обыкновенная веревка. Ведущий вызывает столько участников, сколько их необходимо для решения ситуации. Дает им в руки веревку, которая выступает символом реальной человеческой взаимозависимости и зримо, наглядно выражает эту связь. Определяются ролевые позиции каждого. Задача: максимально реализуя свою цель, выработать и принять один из вариантов решения и осуществить его. При этом участникам категорически запрещено выпустить веревку и, тем самым, выбыть из «связки».
Например. Ситуация: А. хочет продолжить занятия; В. все надоело, он хочет уйти; С. устал, хочет пойти в столовую выпить чай. Но так как все участники «связаны» одной веревкой и бросить ее нельзя, каждый аргументирует свою позицию и пытается склонить других на свою сторону. Ценно то, что верёвка дает наглядное представление динамики развития отношений. Она провисает там и тем больше, где выше проявляемое сопонимание одним другого. И наоборот, чем нетерпимее высказываемое мнение, тем сильнее ее натяжение. Решение ситуации — кульминация, а веревка — индикатор сложившихся отношений, показатель степени учета мнения и позиции другого человека.
Или возьмем еще ситуацию. В отличие от предыдущей она предполагает наличие групповой деятельности. Например, две «связки» по три человека. Каждый участник держит в руке свою часть веревки и мел. Задача: какая триада быстрее начертит на доске геометрические фигуры?
Мы привели в качестве иллюстрации общие ситуации. В то время как форма занятия может охватывать детей возраста от шести до семнадцати лет. В содержательном отношении это может быть проигрывание запретов взрослых, традиций школы, требований и норм культуры поведения, конфликтные ситуации и т. п.
Независимо от характера и содержания предлагаемой ситуации, основное внимание сосредоточивается на анализе. И участники, и зрители анализируют не только способы решения ситуации, но и способы взаимодействия друг с другом. То есть предложенные варианты решения оцениваются в первую очередь с точки зрения их «очеловеченности».
Известно, что «последняя вещь, которую открывает рыба, это вода». Так и человек «вдруг» открывает, что нет человека «выше» или «ниже» его. Только когда я постигаю другого во всей его инаковости, как себя, как человека, и, руководствуясь открывшимся мне постижением, прорываюсь к этому, другому, лишь тогда я выхожу за пределы своего «я». Мера приобщения к сообществу людей, ценностям человеческой культуры есть мера моего становления как Человека.