Просмотр содержимого документа
«60 любимых приемов работы с текстом»
48 Наглядные представления
Образы того, что описывается в тексте, нередко непроизвольно возникают у читателя. Однако если читающий не ставит перед собой задачи закрепить эти образы в памяти, они быстро стираются и углубленному пониманию текста не служат. Другое дело, когда читающий ставит перед собой задачу вызвать и закрепить в памяти наглядные представления описываемого в тексте. В этом случае читающий их ищет, а сами эти образы, не будучи побочными, как при обычном чтении, иллюстрируют содержание текста и в наибольшей степени отвечают ему.
Видя в своем зрительном воображении описываемое в тексте, читающий глубже и яснее понимает существо текста, лучше закрепляет в памяти прочитанное, облегчая себе всякого рода сопоставления.
Наглядные представления - превосходное средство проверки того, насколько точен автор в описании.
Общий вывод ясен: всегда, когда это возможно, надо сознательно вызывать при чтении наглядный образ описываем
49 Восстановление текста разного типа по схемам.
Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение, отдельно предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений . Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте, который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром.
50 Составление тематической зарисовки
Учитель подбирает ряд стихотворных строк на определённую тему и предлагает школьникам соединить их по смыслу так, чтобы получилась зарисовка. Правильность соединения стихотворных строк проверяется по схеме. Зарисовку учащиеся составляют устно. Слушаются варианты их ответов. Правильный ответ определяется по схеме. Затем выполняются задания и вопросы к записанному тексту.
51 Восстановление текста по таблице.
Учитель записывает на доске предложения, заведомо нарушив их последовательность. Учащиеся восстанавливают текст, ориентируясь на указанные в таблице языковые единицы.
Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом. Текст составляется учителем из небольших взаимосвязанных частей (микротем), каждая из которых должна заканчиваться подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. Учащиеся находят фразеологические обороты с помощью материала для справок, дополняют ими микротемы. Ученики читают, вслух и записывают дополненный текст, называют все встретившиеся в нем обороты , находят в них общее смысловое значение. Выполняют задание учителя.
52 Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме.
В упражнении этого вида основным ориентиром для восстановления текста служат слова с изучаемой на уроке орфограммой. Школьники, используя подсказки (слова с пропущенными буквами и схемы предложений), формулируют задание к упражнению. Например: Лист наблюдений.
задание. Заполни пропуски в предложениях, вставляя необходимые слова
.Фонетика - это раздел науки о языке, который изучает ___________.
.Они делятся на ___________________ и _________________.
._____________ звуки могут быть ________________ и безударными.
.____________ звуки делятся на _________________ и ____________, _____________ и ______________.
. Звуки могут стоять в _____________ и ______________ позиции.
.Передача звуков речи на письме - это фонетическая ______________.