СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье я делюсь опытом сопровождения первоклассников с целью улучшения адаптации детей к школе.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников к обучению в школе»

Адаптация первоклассников к обучению в школе.

Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Адаптация к школе - довольно длительный процесс и не у всех детей протекает безболезненно.

Адаптация, понимаемая нами как двухсторонний процесс, с одной стороны, рассматривает приспособление ребенка к успешному функционированию в новой среде, к его дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию, а с другой стороны, создание психолого-педагогических условий для школьника.

О многообразии школьных трудностей указывала М. М. Безруких, Е. В. Новикова, Л. А. Ясюкова, М. В. Максимова, М. Р. Битянова и другие.

По оценкам исследований, в зависимости от типа школы от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.

В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей с проблемами психического и физического здоровья. В нашей школе накоплен успешный опыт активной помощи детям с ОВЗ. В предложенной статье речь идет об опыте реализации системы помощи в адаптации первоклассников к школе. В нашей школе функционируют коррекционные классы, но и в общеобразовательных классах находятся дети с ОВЗ с заключениями ПМПК. Этим детям оказывается комплексная помощь специалистов. Координатором деятельности всех участников коррекционного процесса является психолого-медико-педагогический консилиум.

Большая работа в школе проводится по изучению и отслеживанию школьной адаптации, особенно в кризисные периоды обучения, такие как начало школьной жизни (1 класс), переход детей из начальной школы в среднее звено (5 класс) и формирование новых классных коллективов (10 класс). Но не все дети с проблемами могут быть своевременно выявлены при поступлении детей в первый класс.

С этой целью я использую не только психодиагностические методики, но и веду наблюдения на уроках, на мероприятиях по внеклассной работе, провожу анкетирование родителей, собеседования с классными руководителями и учителями-предметниками.

С анализом полученных данных, я выступаю на малых педсоветах по адаптации обучающихся, на ПМПк, на родительских собраниях, даю рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи дезадаптированным школьникам.

В связи с вышеизложенным, в нашей образовательной организации, создана система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к обучению в школе (представлена в таблице №1).

Предварительный этап деятельности можно назвать информационно-ориентировочным и выделить в нём следующие действия.
1. Изучение списков будущих обучающихся первых классов.

2. Изучение материалов, отражающих особенности и дошкольный «анамнез» психического развития детей, которые могут предоставить психологи, социальные педагоги, дефектологи, воспитатели детских садов.
I. Первый этап деятельностиорганизационно-просветительская работа с родителями и изучение психологического развития детей.
1. Проводятся первые собрания родителей будущих первоклассников. В начале собрания целесообразно провести анкетирование родителей.

2. Консультации с родителями по различным проблемам.

3. В целях обеспечения успешной адаптации детей к школе проводится психодиагностирование.

Оно может проходить в двух видах:
– индивидуальные диагностико-развивающие занятия с ребёнком;

– групповые занятия – тестирование.

Для проведения этой работы обязательно согласие ребёнка и родителей.

II. Второй этап деятельности – основной. Он включает следующие действия.
1. Анализ результатов обследований: написание заключений о детях проблемной группы с целью создания общих данных о ней; заполнение индивидуальных карт сопровождения, составление программ развивающей, индивидуальной и коррекционной работы с детьми (программы представлены в таблице №3).

2. Собеседование с педагогами об учениках и результатах диагностик, согласование содержания программ. Рекомендации педагогам по организации учебно-воспитательного процесса в адаптационный период.

3. Проведение родительских собраний, консультаций с родителями.

4. Диагностика дезадаптации у обучающихся первых классов.
Перечень методик представлен в таблице №2.
5. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам первого и третьего этапов диагностики дезадаптации, определение направлений и содержания работы в сфере выявленной дезадаптации.
6. Работа в сфере выявленной дезадаптации. Дополнительная диагностика с целью выяснения причин дезадаптации. Консультационная работа с родителями и педагогами. Психокоррекционная работа с детьми по ранее намеченным программам .

III. Третий этап деятельности – контрольно-рефлексивный.
1. Отслеживание динамики развития всего контингента первоклассников, особенно тех, кто попал в поле зрения по результатам диагностики дезадаптации.
2. Контроль процесса адаптации (по окончании коррекционно-развивающих мероприятий) в конце первого класса по трём направлениям:

  • академическая, связанная с освоением учебной деятельности;

  • социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив, установлением отношений с субъектами общения, соблюдением правил и норм поведения;

  • личностная, связанная с эмоциональным самочувствием ребёнка, его самооценкой.

3. Уточнение контингента, с которым необходимо проводить дальнейшую коррекционную работу.
4. Уточнение содержания коррекционных программ на следующий учебный год.
Реализация данной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка к школе требует больших затрат времени и сил педагога-психолога, однако эти затраты компенсируются закономерным уменьшением объёмов другой работы, так как качественное сопровождение адаптационного периода снимает многие проблемы, возникающие в более поздние периоды.

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе

Таблица №1

Этапы

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

I этап

( сентябрь)

1. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей, личностных и межличностных качеств ребенка.

2.Профилактические групповые занятия со всеми детьми 1 класса по программе адаптации детей к условиям школьного обучения, формирование классного коллектива.

3.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, переменах)



*Консультации с педагогами по результатам проведенной диагностики

*Консультирование педагогов

*Проведение диагностик ( опрос учителей)


*Встречи с родителями (Родительские собрания)

например:

  • « Ребенок идет в первый класс» ( конец августа, сентябрь)

  • “Адаптация детей к школе” (сентябрь)

*Рекомендации родителям в виде памяток

*Опрос родителей ( проведение диагностик)

*Рекомендации консультирования у специалистов (логопед, невролог, детский психиатр)

*Проведение индивидуальных консультаций и бесед

II этап

( октябрь-декабрь)

1.Проведение групповой и индивидуальной диагностики.

2. Коррекционно-развивающие занятия по программе сопровождения адаптации ( групповые и индивидуальные) с детьми с ОВЗ и « группы риска».

3. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях)


*Консультации в режиме динамического наблюдения

* Мини-лекция для педагогов « Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у обучающихся первых классов»

*Проведение диагностик

( опрос учителей по изучению адаптации детей)

* Сообщение на минипедсовете о результатах проведенной диагностики с целью выявления уровня адаптации детей и проведенной работе за полгода (конец декабря)

*Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти *Встречи с родителями (Родительские собрания) ( проводятся по запросу учителей)

напри мер:

  • “Хорошо ли вашему ребенку в школе?” (октябрь)

  • Влияние психологического климата в семье на ребенка (ноябрь)


*Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия (по результатам диагностической работы)

*Проведение индивидуальных консультаций и бесед

III этап

(январь – май)

1.Коррекционно-развивающие занятия по программе сопровождения адаптации ( групповые и индивидуальные)

2. Итоговая диагностика с целью выявления уровня адаптации к школе.

3. Итоговая диагностика: определение уровня актуального развития у обучающихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ТПМПК

*Консультации педагогов

*Подготовка представлений на ребенка для территориальной ПМПК

*Проведение диагностик ( опрос учителей – выявление дезадаптации у детей)


*Встречи с родителями (Родительские собрания) ( по запросу учителей)

*Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога, детского психиатра

*Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК


Диагностический инструментарий для исследования первоклассников

Перечень методик

Цель проведения

Сроки проведения

Ответственный за проведение

1

Педагогическая диагностика

Определение уровня готовности к школе.


сентябрь

учитель

2

Комплекс методик ( по запросу)

Определение уровня развития психических познавательных процессов

сентябрь

Педагог-психолог

3.

Рисунок « Автопортрет»

Диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности)

сентябрь

Педагог-психолог

4

Рисунок семьи

Исследование межличностных отношений в семье

сентябрь

Педагог-психолог

5

Рисунок « Что мне нравится в школе»

Изучение уровня мотивации

Октябрь


Педагог-психолог

6

Рисунок « Мои школьные трудности»

Изучение школьных трудностей

Октябрь


Педагог-психолог

7

Два домика

Исследование межличностных отношений в классе

февраль

Педагог-психолог

8

Школа зверей

Выявить школьные неврозы, выяснить причины и способы коррекции

Январь, февраль

Педагог-психолог

9

Диаграмма « Хорошее-плохое»

Выявить эмоциональные проблемы ребенка (тревожность, эмоциональное неблагополучие)

В течение года

Педагог-психолог

10

Кружки

Выявление дезадаптации

Вторая половина года

Педагог-психолог

11

Анкета для определения школьной мотивации для учащихся 1-ых классов

Т. Нежнова

В течение года

В течение года

Таблица №2