Основные особенности обучающегося Заключение по результатам комплексной диагностики учителя, психолога, логопеда, дефектолога. При необходимости диагностика проводится после адаптационного периода (2-3 недели после начала обучения). |
Особенности речи (Логопедическое заключение либо результаты наблюдения учителя за ребенком) | Логопедический диагноз. Описать коротко основные трудности, исходя из которых, будут поставлены задачи коррекционной работы логопеда (учителя) и/или его участие в формировании соответствующих проблем в УУД |
Темп деятельности, утомляемость (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | темп деятельности (низкий/неравномерный/высокий; в целом или какой-то конкретной области); повышенная отвлекаемость на внешние раздражители (перечислить основные отвлекающие факторы); уход в себя (не реагирует на обращение, не включается в деятельность, или прекращает ее, не доведя до конца, поскольку «погружен в себя» и т.д.; в рамках какой деятельности возникает чаще); повышенная двигательная активность (вертится, крутится, не может сидеть на месте, подпрыгивает и пр.); низкая продолжительность продуктивной деятельности и утомляемость (быстро утомляется, утомляемость возникает на фоне какого-либо одного вида деятельности) Прочие особенности |
Особенности обработки сенсорной информации (по результатам опроса родителей, наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | наличие гипо/гиперчувствительности к сенсорным раздражителям (боится громкого голоса, шумов; чувствителен к тактильным прикосновениям, к зрительным стимулам: яркий свет, блестящие картинки, стимуляция перед глазами; двигательные стереотипии); особенности слухового восприятия (трудности восприятия вербальной информации, трудности восприятия громкого/тихого голоса и т.д.) особенности зрительного восприятия (восприятие информации только под определенным углом, фрагментарность, агнозия и пр.) физиологические особенности функционирования сенсорных анализаторов, медицинские показания (туннельное зрение, снижение слуха, амблиопия, миопия высокой степени и пр.); Прочие особенности |
Особенности моторного развития и графических навыков (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | особенности крупной моторики: общая моторная неловкость, нарушена координация произвольных движений, корпус тела не удерживает, при ходьбе «заплетается нога за ногу» и пр. особенности мелкой моторика: не сформирован трехпальцевый хват; нарушение координации пальцев рук и т.д. нарушение тонуса: сильный/слабый нажим; общее снижение тонизации ведущая рука левая; нарушения пространственной ориентировки: плохо ориентируется в пространстве листа; границ строки, клетки, линейки; не сформирован графический образ букв, цифр; присутствует зеркальность при письме; Прочие особенности |
Особенности формирования УУД (по результатам заполнения «Таблицы наблюдения УУД» учителем и специалистов сопровождения) |
Мотивация к учебной деятельности | |
Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места) | |
Самостоятельность (степень участия взрослого) | |
Овладение начальными навыками адаптации к изменениям | |
Умение ориентироваться в пространстве класса, школы | |
Умение организовать учебное пространство | |
Умение принимать учебную задачу | |
Умение сохранять учебную задачу | |
Способность добиваться результата | |
Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок) | |
Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка и похвала или порицание) | |
Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков | |
Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | |
Использование коммуникативных средств | |
Умение вести диалог | |
Умение задавать вопросы | |
Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | |
Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг) | |
Трудности формирования академических навыков в рамках учебного предмета (по результатам освоения ребенком учебных предметов на начало периода в сравнении с требованиями программ учебных предметов по предыдущему классу обучения) | Уровень знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям. Уровень знаний, умений и навыков ниже программных требований. Программа предыдущего класса не усвоена (частично усвоена). Перечислить конкретные предметы, а по каждому предмету раздел или тему, которая не усвоена ребенком в предыдущем классе, или навык, который не сформирован у ребенка. |
Другие особенности (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | повышенная тревожность ( в каких ситуациях проявляется); страхи (боязнь громких звуков, аудиовизуальных средств обучения; множественные, устойчивые страхи, фобии и пр.); специфические ритуалы (сидеть только на одном месте, заходить в определенный кабинет и пр.); наличие сверхценных интересов (инопланетяне, самолеты, феи и т.д.); Прочие особенности |
Создание специальных условий |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса |
Специалисты | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Учитель-логопед | | | |
Педагог-психолог | | | |
Учитель-дефектолог | | | |
Тьютор | | |
Создание специальных условий обучения | Условия, необходимые для данного ребенка |
Временной режим | адаптационный период (необходимость и продолжительность: например, если нужен тьютор, изменение режима и пр.); режим обучения (необходимое количество часов восполняется дистантно): гибкий график (дополнительный выходной); щадящий режим обучения (сокращенное количество уроков); постепенное подключение к классу (при индивидуальном режиме обучения) |
Организация пространства школы/класса | выбор оптимального места в классе (где именно); зонирование пространства: зона отдыха, сенсорная зона, наличие специальных материалов и оборудования и т.д. индивидуальная маркировка мебели и личных вещей ребенка (цвет, картинки и пр.); система визуальных подсказок (правила, инструкции, место крепления и пр.); визуальное расписание (вариант использования, материал и т.д.) И прочие |
Организация рабочего места | организация пространства для обучения (боковые ширмы, отдельная парта, наклонная поверхность и т.д.); визуальные подсказки на рабочем месте (указать какие именно); визуальные инструкции (указать какие именно) визуальные правила поведения (указать какие именно, в каком виде); прочее |
Вспомогательные средства | визуальный план урока (вид, материал); сенсорные приспособления (наушники; утяжеляющий манжет, жилет, плечевая подушка; стул со специальной накладкой (резиновая подушка); фитбол вместо стула; сенсорный бокс для разгрузки и т.д.) приспособления для письма (специальная ручка/карандаш; насадка и т.д.) система поощрений (пищевое, материальное, ценное); система альтернативной коммуникации (коммуникационная книга PECS, и т.д.); прочее |
Технические средства обучения | планшет (указать с какой целью) диктофон (указать с какой целью) микрофон (указать с какой целью) коммуникатор (указать с какой целью) таймер, часы, песочные часы (указать с какой целью) калькулятор (указать с какой целью) прочее |
Специальный дидактический, методический материал | специальные учебные пособия (нумикон, линейка абака, числовая прямая, учебники и пр.); адаптированные учебные материалы: (крупная клетка, разлинованная тетрадь, выделение строки красным цветом, спец.учебники и пр.); адаптированные задания (указать какие, в чем адаптация) адаптированный наглядный материал (какой, в чем адаптация); прочее |
Форма и условия оценки достижений | Форма оценки: возможность адаптированного ответа (указать вариант) адаптированные тесты (указать в чем адаптация); адаптированные контрольные работы и диктанты (указать в чем нужна адаптация; например: только вписывание определённых букв на определенные правила) Организационные условия (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки): увеличение времени (указать оптимальное время); изменение обстановки (отдельно от класса, дистантно, с тьютором и т.д.); особые приёмы организации процесса оценки достижений (наглядные опоры в виде расписания, алгоритма выполнения отдельных, наиболее сложных видов заданий и пр.); прочее |