СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по английскому языку для учащегося с ОВЗ в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. Урок АЯ состоит из 3-х ярко выраженных этапов.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по английскому языку для учащегося с ОВЗ в образовательном учреждении»

Адаптированная образовательная программа по английскому языку для учащегося с ОВЗ в образовательном учреждении

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. Урок АЯ состоит из 3-х ярко выраженных этапов.

Во-первых, ученик вовлекается в учебный процесс. Уже с первых минут урока во время речевой и фонзарядки ученик начинает общаться на чужом для него языке. Такие вопросы, как «How are you?» («Как твои дела?»), и др. приближены к повседневному общению и обычно не вызывают сложностей. Таким образом происходит погружение в языковую среду. Если ученик не может ответить на тот или иной вопрос (а это бывает и часто), можно дать варианты ответов с картинками вместо перевода или с опорными фразами. Их можно заранее выводить на экран, ребенок сам быстро сориентируется. 

Второй основной этап урока, где осуществляется предъявление нового лексического, грамматического, речевого материала. Главная проблема на этом этапе - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с нарушениями здоровья отличаются, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Например, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптированные тексты в виде комиксов. 

Третий этап урока – эффективная (по возможности) практика. Развиваем все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Виды упражнений должны соответствовать возможностям ученика. Здесь особенно важно создать ситуацию успеха ученика, для этого нужно придерживаться простого принципа: от простого к сложному.

В работе нужно учитывать основные черты детей с ОВЗ. Например, для детей с ЗПР характерны повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабая воля, психопатоподобное поведение, скудный запас общих представлений, обедненный словарь, нарушение фонематики, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. В процессе обучения таких детей иностранному языку необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов. В конце урока ученики получают карточки с лексическими единицами для изучения на следующем уроке, дома учащиеся должны лишь внимательно прочитать их. Для запоминания новых лексических единиц используются различные задания: повторить за диктором слова (в звукозаписи), расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова  в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball). Принцип успешного усвоения лексических единиц заключается в  максимальной повторяемости материала. Работа с лексическим материалом должна проходить на всех этапах урока с использованием различных приемов. Только так можно добиться хотя бы частичного усвоения учащимися с ОВЗ нового лексического материала. Отказ от сложного грам. материала обусловлен сложностью понимания и восприятия детьми с ЗПР категорий такого типа из-за ослабленности абстрактно-логического мышления, задержкой процессов внимания и памяти.

Работа с текстом – это самый простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка. Самое главное здесь - формирование и отработка навыков чтения и активное закрепление ранее изученного лексического материала. Целесообразен в большей степени один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом, которая делится на три фазы: дотекстовый этап, активное чтение, послетекстовый. Дотекстовый этап (введение в ситуацию) предполагает такие задания: подбор заголовков, составление диаграмм, работа с картинками, ответы на наводящие вопросы. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, чтение за учителем, прослушивание текста (в звукозаписи, если таковая имеется), повторение за плёнкой, самостоятельное чтение учащимся каждого блока текста. Задания послетекстового этапа: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение различных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верного\неверного высказывания (true or false).

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

Чтение

Нормативные дети

Уметь:

- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Возможно использование двуязычного словаря.

    Дети с ЗПР

Ввиду того, что обучение иностранному языку базируется на обучении чтению, в V классе (на начальном этапе) устный вводный курс сокращается и параллельно с ним вводится изучение букв с тем, чтобы дети имели зрительные опоры. В дальнейшем идет опережающее, сравнительно с общеобразовательной программой, обучение чтению. Построение на этом принципе адаптированной программы обусловливается тем, что дети с ЗПР не в состоянии усваивать иностранный язык только на слух (в массовой школе в течение первых девяти недель работа идет только устно).

На начальном этапе устный вводный курс сокращается, параллельно вводится изучение букв со зрительной опорой.  Обучение чтению идет с опережением. Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения, с учетом лексики и грамматического материала, интереса детей данного возраста.  Необходимо обучать применять  речевые образцы не только с глаголом  to be, но и со смысловыми глаголами. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.

       Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения. Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста (возможные темы: «Любимые игрушки», «Животные — наши друзья» и т. п.). В лексический минимум можно не включать такие малоупотребительные слова, как stоnе, tie, а расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.

Аудирование

Нормативные дети:

Уметь:

- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

- выбирать главные факты, опуская второстепенные;

- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Время звучания текстов до 2 минут.

Дети с ЗПР:

Аудирование текстов рекомендуется значительно сократить, либо давать их сильным группам учащихся

Говорение

Нормативные дети:

1. Диалогическая речь:

Уметь вести:

-диалоги этикетного характера,

-диалог-расспрос,

-диалог-побуждение к действию,

-диалог-обмен мнениями,

-комбинированные диалоги.

Объем диалога – до3 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 1,5минут.

2. Монологическая речь

Уметь пользоваться:

-основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.

Объем монологического высказывания – до 8. Продолжительность монолога – 1,5 минуты.

Дети с ЗПР:

При обучении детей с ЗПР в диалогической и монологической речи целесообразно использовать доступные для понимания речевые модели, обиходные ситуации, а также чтение по ролям. Драматизация-это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.

Письменная речь

Нормативные дети:

Уметь:

– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 20 слов, включая адрес);

– заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес)

- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объём личного письма –около 20-40 слов, включая адрес;

– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Дети с ЗПР:

Письменные работы  сокращены, так как базируются на грамматическом материале. Объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, сокращается, а оставшиеся необходимо тщательно разбирать или выполнять в классе.

Контроль и оценка деятельности учащихся

Нормативные дети:

Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий (тестов) после каждого раздела учебника и контрольных работ по различным видам речевой деятельности в конце раздела (чтение, аудирование, говорение).

Характер тестов для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения английского языка.

Оценивание выполнения контрольных заданий осуществляется по следующей схеме: оценка «3» (удовлетворительно) ставится за выполнение 60%, оценка «4» (хорошо) за 75% выполнения работы, оценка «5» (отлично), предполагает выполнение 90%-100% работы.

Дети с ЗПР:

Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. В тестировании и контрольных срезах знаний классы коррекции и ЗПР не принимают участие. Ошибки -  желательно не исправлять.

Оценка – выставляется  с позитивным уклоном.  Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку.


Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.

  • 1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя

  • Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk . Ученик выполняет действие.

  • 2. Повторение фразы или предложения

  • Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.

  • 3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны. Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.

  • 4. Преобразование без подстановки

  • Тренируется вопросительная форма.

  • Стимул. I study in the morning.

  • Реакция. Dо уоu study in the morning?

  • Тренируется образование третьего лица, единственно­го числа Ргеsеnt Indefinite.

  • Стимул. I study in the morning.

  • Реакция. Не studies in the morning.

  • Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.

  • Стимул. The students аге busy.

  • Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.

  • 5. Устная подстановка наряду с какими – либо изменениями

  • Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных

  • Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)

  • Ученики повторяют. The boys are coming.

  • Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности

  • Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР придерживаюсь следующих методических принципов: 
    1.Обеспечение подвижной деятельности детей. 
    2.Частая смена деятельности. 
    3.Погружение в языковую среду. 
    4.Многокраатное аудирование вводимых структур. 
    5.Преемственность и постоянное повторение материала. 
    6.Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей. 

Следующая категория детей с ОВЗ – это учащиеся с нарушениями слуха. Следствием нарушенного слуха является нарушение речи. Ученик не понимает обращённую к нему речь, объяснение учителя, окружающую речь, он может не понимать даже прочитанного текста, непонимание речи делает невозможным понимание текста элементарной задачи. Первостепенное значение - зрительное восприятие. К специальным средствам обучения относятся:

  • 1. Наглядные. Использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений), опорные схемы; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

  • 2. Практические средства обучения. На уроках английского языка нужно использовать различные игры, моделирование ситуаций общения на языке.

  • Игра «Домино».

  • Учащийся получает набор домино (приложение №3), где в одном поле-числительное в цифрах, в другом - написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась (коррекция внимания, мышления).

  • Дети с нарушениями ОДА обучаются в большей степени по системе дистанционного образования. (ДО) Дистанционное образование – это форма образования, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения)

  • У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки английского языка не вызывают особых затруднений. Те дети, которые обладают хорошей памятью, успешно усваивают правила, умеют грамотно писать. И основная трудность заключается в том, что скорость работы за компьютером во время дистанционного урока очень незначительна. Очень важно терпение учителя. Не стоит торопить ребенка, необходимо давать возможность отдохнуть руке, делать короткие перерывы для массажа пальчиков или упражнения для кистей Динамическая пауза. Quizlet.

Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить слова по теме), сколько создание условий для развития ребенка. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно - речевую активность.

 Конечно же, не все учащиеся выйдут из школы свободно владеющими английским языком, но иноязычная культура, которой они овладевают в процессе общения, поможет им избежать бездуховности.

При реализации данной программы учитывались следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ:

- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;

- предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);

- использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

- постоянное внимание коррекции всех видов деятельности;

- проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.

Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи ребенка, своевременно и тактично помогать ему, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.



Заключение

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости.

Дети с ОВЗ являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в основной общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также - реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития ребенка.

В результате реализации коррекционно-развивающей программы – у учащихся улучшились:

-показатели познавательных процессов;

-стали более совершенны мелкие движения;

-снизились показатели мышечного напряжения;

-снизился уровень тревожности;

-сформировалось эмоционально-позитивное настроение

-совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления;

-накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов;

-повысился уровень подготовки к обучению грамоте;

-сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.