Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «СОШ №15» |
г. Салавата |
| А.И.Васильев |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
уровень образования: начальное общее образование
срок реализации: 2016 -2020 уч.г.
Составитель:
Маврина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей нач. классов от «____»________2016 г. №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г. |
Салават
2016
I Результаты изучения предмета
Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО.
В требования к планируемым результатам освоения АООП НОО включаются требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы.
Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают:
овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;
умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;
умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;
развитие межличностной системы координат «слабовидящий -нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;
развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;
повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.
Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:
использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;
имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;
проявляет познавательный интерес, познавательную активность;
имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;
проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);
умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
способен к проявлению социальной активности;
способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
способен проявлять настойчивость в достижении цели;
способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом);
знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоениесоциальной роли обучающегося развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияисопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета«Русский язык».
Предметные:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
К концу 1 класса учащиеся должны
знать:
уметь:
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком;
различать звонкие и глухие согласные звуки;
определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;
вычленять слова из предложения;
правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определенную тему;
приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.
К концу 2 класса учащиеся должны
знать/понимать:
названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов.
уметь:
без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов;
делить слова на слоги, выделять ударный слог;
писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
писать слова с буквосочетаниями жи – ши,ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;
писать раздельно предлоги со словами;
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
распознавать изученные части речи;
различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения;
писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).
К концу 3 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
речь и её назначение, виды речи;
признаки текста, построение текста, типы текстов, виды предложений по цели высказывания, знаки препинания в конце предложений, обращение, главные и второстепенные члены предложения;
распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения, связь слов в словосочетании;
однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, значение фразеологизмов;
понятие «имя числительное»;
однокоренные слова, правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь;
однокоренные слова, корень слова, чередование согласных в корне, сложные слова, разбор слова по составу, правила проверки слов с проверяемой безударной гласной, парными по звонкости –глухости согласными, непроизносимой согласной, правописание приставок и предлогов;
одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, род, число, падеж имён существительных и прилагательных, текст-описание;
личные местоимения 1,2,3 лица;
род, число, формы, времена глагола, правописание НЕ с глаголами;
уметь:
различать язык и речь, составлять текст по рисунку;
различать текст и предложения, определять тему и главную мысль текста, различать типы текстов и выделять его части, восстанавливать деформированный текст, обосновывать знаки препинания в конце предложения, находить обобщение в предложении, устанавливать связь слов в предложении;
определять главные и второстепенные члены предложения;
узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю, находить синонимы, антонимы, омонимы, различать слово и словосочетание, находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение.однокоренные слова, выделять корень, различать слово и слог, звук и букву, определять наличие в слове изученных орфограмм, узнавать изученные части речи среди других слов в предложении, распознавать имя числительное по вопросам;
различать и группировать однокоренные слова, выделять корень, находить чередующиеся звуки в корне, выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу, определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм, работать с орфографическим словарём;
определять по изученным признакам слова различных частей речи, распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных, определять род и число имён существительных и прилагательных, изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду, изменять имена существительные и прилагательные по падежам, распознавать художественное и научное описание текста, распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять грамматические признаки личных местоимений: род, лицо, число, заменять существительные местоимениями, узнавать неопределённую форму глагола по вопросам, распознавать род, число и форму глаголов, раздельно писать частицу НЕ с глаголами.
К концу 4 класса учащиеся должны
знать:
признаки простого и сложного предложения;
признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
признаки однородных членов предложения;
лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
уметь:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
правильно писать –ться, -тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
II Основное содержание учебного предмета
1 класс (165 ч)
Письмо
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.
Использование на письме разделительныхь и ъ.Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
По учебному предмету «Русский язык» включён материал, реализующий в образовательном процессе национальные региональные и этно-культурные особенности Республики Башкортостан.
2 класс (170 ч)
Наша речь
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова…
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова.
Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными.Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи–ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (общее представление)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог.Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Обобщение знаний о частях речи
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение
По учебному предмету «Русский язык» включён материал, реализующий в образовательном процессе национальные региональные и этно-культурные особенности Республики Башкортостан
3 класс (136 ч)
Язык и речь
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание.
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений)
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение
Лицо, число, род личных местоимений
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение
По учебному предмету «Русский язык» включён материал, реализующий в образовательном процессе национальные региональные и этно-культурные особенности Республики Башкортостан.
4 класс (136 ч)
Повторение изученного
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи.Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах. Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и –ться, -тсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов.
Повторение
По учебному предмету «Русский язык» включён материал, реализующий в образовательном процессе национальные региональные и этно-культурные особенности Республики Башкортостан.
III Тематическое планирование
1 класс
Название раздела | Количество часов |
Обучение грамоте: Добукварный период. Букварный период. Послебукварный период. | 115ч: 20ч 80ч 15ч |
Наша речь | 2ч |
Текст, предложение, диалог | 3ч |
Слова, слова, слова… | 4ч |
Слово и слог. Ударение. | 6ч |
Звуки и буквы | 31ч |
Повторение | 3 ч |
Итого | 165 ч |
2 класс (170 ч)
Название раздела | Количество часов |
Наша речь | 4 ч |
Текст | 5 ч |
Предложение | 12 ч |
Слова, слова, слова… | 22 ч |
Звуки и буквы | 34 ч |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 ч |
Части речи | 47 ч |
Повторение | 17 ч |
Итого: | 170 ч |
3 класс (136 ч)
Название раздела | Количество часов |
Язык и наша речь. | 2 ч |
Текст. Предложение. Словосочетание. | 1 9 ч |
Слово в языке и речи. | 29 ч |
Состав слова. | 32 ч |
Правописание частей слова. | 9 ч |
Имя существительное. | 9ч |
Имя прилагательное. | 9 ч |
Местоимение. | 3 ч |
Глагол. | 13 ч |
Повторение. | 11 ч |
Итого: | 136 ч |
4 класс (136 ч)
Название раздела | Количество часов |
Повторение изученного. | 10 ч |
Предложение. | 7 ч |
Слово в языке и речи. | 16 ч |
Имя существительное. | 34 ч |
Имя прилагательное. | 27 ч |
Местоимение. | 8 ч |
Глагол. | 22 ч |
Повторение. | 12 ч |
Итого: | 136 ч |
1 класс ( 165 ч.-год)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание |
по плану | факт. |
Добукварный период (20ч.) |
1 | 02.09 | | Прямые, наклонные линии. Письмо овалов и полуовалов. Строка и межстрочное пространство | |
2 | 05.09 | | Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху. | |
3 | 06.09 | | Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху. | |
4 | 07.09 | | Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий | |
5 | 08.09 | | Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий | |
6 | 09.09 | | Письмо линий с закруглением внизу и вверху | |
7 | 12.09 | | Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу. | |
8 | 13.09 | | Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху. | |
9 | 14.09 | | Письмо строчной буквы а. (пропись № 2) | |
10 | 15.09 | | Письмо заглавной буквы А. | |
11 | 16.09 | | Строчная и заглавная буквы о, О | |
12 | 19.09 | | Закрепление. Письмо слогов с изученными буквами. | |
13 | 20.09 | | Письмо строчной буквы и. | |
14 | 20.09 | | Письмо заглавной буквы И. | |
15 | 21.09 | | Закрепление. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | |
16 | 22.09 | | Строчная буква ы . | |
17 | 23.09 | | Письмо строчной буквы у. | |
18 | 03.10 | | Письмо заглавной буквы У. | |
19 | 04.10 | | Закрепление. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | |
20 | 05.10 | | Закрепление. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | |
Букварный этап ( 80 ч) |
21 | 06.10 | | Письмо строчной буквы н . | |
22 | 07.10 | | Письмо заглавной буквы Н. | |
23 | 10.10 | | Письмо строчной буквы с . | |
24 | 11.10 | | Письмо заглавной буквы С. | |
25 | 12.10 | | Закрепление. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | |
26 | 13.10 | | Письмо строчной буквы к | |
27 | 14.10 | | Письмо заглавной буквы К. | |
28 | 17.10 | | Письмо строчной буквы т. | |
29 | 18.10 | | Письмо заглавной буквы Т. | |
30 | 19.10 | | Закрепление. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | |
31 | 20.10 | | Письмо строчной буквы к | |
32 | 21.10 | | Письмо заглавной буквы К. | |
33 | 24.10 | | Письмо строчной буквы л. | |
34 | 25.10 | | Письмо заглавной буквы Л. | |
35 | 26.10 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
36 | 27.10 | | Письмо строчной буквы р. | |
37 | 28.10 | | Письмо заглавной буквы Р. | |
2 триместр |
38 | 07.11 | | Письмо строчной буквы в. | |
39 | 08.11 | | Письмо заглавной буквы В. | |
40 | 09.11 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
41 | 10.11 | | Письмо строчной буквы е. | |
42 | 11.11 | | Письмо заглавной буквы Е. | |
43 | 14.11 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
44 | 15.11 | | Письмо строчной буквы п.. | |
45 | 16.11 | | Письмо заглавной буквы П.. | |
46 | 17.11 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
47 | 18.11 | | Письмо строчной буквы м. | |
48 | 21.11 | | Письмо заглавной буквы М. | |
49 | 22.11 | | Письмо строчной буквы з. | |
50 | 23.11 | | Письмо заглавной буквы З. | |
51 | 24.11 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
52 | 25.11 | | Письмо строчной буквы б. | |
53 | 28.11 | | Письмо заглавной буквы Б. | |
54 | 29.11 | | Написание слов и предложений с буквами б, Б. | |
55 | 30.11 | | Письмо строчной буквы д. | |
56 | 01.12 | | Письмо заглавной буквы Д. | |
57 | 02.12 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
58 | 05.12 | | Письмо строчной буквы я. | |
59 | 06.12 | | Письмо заглавной буквы Я. | |
60 | 07.12 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
61 | 08.12 | | Письмо строчной буквы г. | |
62 | 09.12 | | Письмо заглавной буквы Г.. | |
63 | 12.12 | | Письмо строчной буквы ч. Слоги ча, чу. | |
64 | 13.12 | | Письмо заглавной буквы Ч.. Слоги ча, чу | |
65 | 14.12 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
66 | 15.12 | | Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | |
67 | 16.12 | | Написание слов и предложений с ь . | |
68 | 19.12 | | Письмо строчной буквы ш. | |
69 | 20.12 | | Письмо заглавной буквы Ш.. | |
70 | 21.12 | | Диагностическая работа. | |
71 | 22.12 | | Письмо строчной буквы ж. | |
72 | 23.12 | | Письмо заглавной буквы Ж.. | |
73 | 26.12 | | Строчная и заглавная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи. | |
74 | 27.12 | | Написание слов и предложений с сочетаниями жи, ши . | |
75 | 28.12 | | Письмо строчной буквы ё. | |
76 | 09.01 | | Письмо заглавной буквы Ё.. | |
77 | 10.01 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
78 | 11.01 | | Строчная буква й. Слова с буквой й . | |
79 | 12.01 | | Строчная буква й. Слова с буквой й . | |
80 | 13.01 | | Письмо строчной буквы х. | |
81 | 16.01 | | Письмо заглавной буквы Х.. | |
82 | 17.01 | | Письмо строчной и заглавной буквы х, Х (закрепление). | |
83 | 18.01 | | Строчная и заглавная буквы ю, Ю. | |
84 | 19.01 | | Строчная и заглавная буквы ю, Ю | |
85 | 20.01 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
86 | 23.01 | | Письмо строчной буквы ц. | |
87 | 24.01 | | Письмо заглавной буквы Ц.. | |
88 | 25.01 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
89 | 26.01 | | Письмо строчной и заглавной буквы э, Э. | |
90 | 27.01 | | Написание слов и предложений с буквами э, Э. | |
91 | 30.01 | | Письмо строчной буквы щ. Слоги ща, щу. | |
92 | 31.01 | | Письмо заглавной буквы Щ. Слоги ща, щу. | |
93 | 01.02 | | Написание слов и предложений с сочетаниями ща, щу . | |
94 | 02.02 | | Письмо строчной буквы ф. | |
95 | 03.02 | | Письмо заглавной буквы Ф.. | |
96 | 06.02 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
97 | 07.02 | | Письмо букв ь, ъ. | |
98 | 08.02 | | Написание слов и предложений с буквами ь, ъ. | |
99 | 09.02 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
100 | 10.02 | | Написание слов и предложений с изученными буквами. | |
Послебукварный период (15 ч) |
101 | 13.02 | | Алфавит. Звуки и буквы | |
102 | 14.02 | | Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста | |
103 | 15.02 | | Оформление предложений в тексте. | |
104 | 16.02 | | Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? | |
105 | 17.02 | | Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? | |
3 триместр |
106 | 27.02 | | Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? | |
107 | 28.02 | | Правописание безударных гласных в корне слова | |
108 | 01.03 | | Правописание безударных гласных в корне слова | |
109 | 02.03 | | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | |
110 | 03.03 | | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | |
111 | 06.03 | | Правописание жи – ши. | |
112 | 07.03 | | Правописание ча – ща, чу – щу. | |
113 | 08.03 | | Правописание чк – чн, щн. | |
114 | 09.03 | | Заглавная буква в именах собственных. | |
115 | 10.03 | | Контрольное списывание. | |
Учебник «Русский язык» (50ч) |
116 | 13.03 | | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. | |
117 | 14.03 | | Язык и речь. Устная и письменная речь. | |
118 | 15.03 | | Текст и предложение . | |
119 | 16.03 | | Связь слов в предложении. | |
120 | 17.03 | | Знаки препинания конца предложения. | |
121 | 20.03 | | Слово как единица языка и речи. | |
122 | 21.03 | | Тематические группы слов. | |
123 | 22.03 | | Тематические группы слов. | |
124 | 23.03 | | Однозначные и многозначные слова . | |
125 | 24.03 | | Слогообразующая роль гласных. | |
126 | 27.03 | | Слово и слог. | |
127 | 28.03 | | Перенос слов. | |
128 | 29.03 | | Ударение | |
129 | 30.03 | | Словообразующая роль ударения. | |
130 | 31.03 | | Звуки и буквы. | |
131 | 03.04 | | Русский алфавит. | |
132 | 04.04 | | Алфавит. | |
133 | 05.04 | | Гласные звуки. | |
134 | 06.04 | | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | |
135 | 07.04 | | Слова с буквой э. | |
136 | 17.04 | | Ударные и безударные гласные звуки. | |
137 | 18.04 | | Особенности проверочного и проверяемого слов. | |
138 | 19.04 | | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. | |
139 | 20.04 | | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. | |
140 | 21.04 | | Наблюдение над словами, в которых написание буквы, проверить нельзя. | |
141 | 24.04 | | Согласные звуки и буквы Проверочный словарный диктант | |
142 | 25.04 | | Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. | |
143 | 26.04 | | Перенос слов с буквой Й. | |
144 | 27.04 | | Твердые и мягкие согласные звуки. | |
145 | 28.04 | | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. | |
146 | 01.05 | | Твердые и мягкие согласные звуки | |
147 | 02.05 | | Буква «мягкий знак» (Ь) как показатель мягкости согласного звука. | |
148 | 03.05 | | Перенос слов с буквой «мягкий знак» (ь). | |
149 | 04.05 | | Диагностическая работа. | |
150 | 05.05 | | Глухие и звонкие согласные звуки. | |
151 | 08.05 | | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | |
152 | 09.05 | | Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных | |
153 | 10.05 | | Парные согласные на конце слова. | |
154 | 11.05 | | Контрольный диктант . | |
155 | 12.05 | | Шипящие согласные звуки. | |
156 | 15.05 | | Работа с текстом. Списывание текста. | |
157 | 16.05 | | Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. | |
158 | 17.05 | | Правило правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу | |
159 | 18.05 | | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши. | |
160 | 19.05 | | Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. | |
161 | 22.05 | | Заглавная буква в словах. | |
162 | 23.05 | | Заглавная буква в именах собственных. «Страничка для любознательных». | |
163 | 24.05 | | Работа с текстом. Списывание текста. Повторение. | |
164 | 25.05 | | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Повторение | |
165 | 26.05 | | Слова с непроверяемыми написаниями. Повторение | |