ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР (7.1) для 3 класса по литературному чтению, разработана в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 5 х.Восточный» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009, регистрация № 17785;
программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Знаменская основная общеобразовательная школа»,
программы общеобразовательных учреждений авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР 7.1), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;
обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:
формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развитие нравственных и эстетических представлений ичувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опытаребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению;
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Основные содержательные линии
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая
обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана: в 3 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно- историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, восприятие литературного произведения как особого вида искусства, полноценное восприятие художественной литературы, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметнымирезультатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий, нахождение средств художественной выразительности, умением высказывать и пояснять свою точку зрения, освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне, осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу, умение работать со словарями и справочниками, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, огероях, о событиях, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть), выступать перед знакомой аудиторией с небольшим сообщением.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Ученики овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Ученики овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Самое великое чудо на свете | 4 |
Устное народное творчество | 10 |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
Великие русские писатели | 24 |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
Литературные сказки | 7 |
Были – небылицы | 8 |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
Люби живое | 18 |
Поэтическая тетрадь 2 | 7 |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 8 |
По страницам детских журналов | 8 |
Зарубежная литература | 8 |
Проверочные работы (за весь курс) | 11 |
Итого часов | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ П/П | Дата | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
1 | | | Знакомство с учебником по литературному чтению. Содержание учебника. Словарь | 1 |
Самое великое чудо на свете |
2 | | | Рукописные книги Древней Руси. | 1 |
3 | | | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 |
4 | | | Урок – путешествие в прошлое Р/К«Сано Нартов». Мудрость предков. Законы гостеприимства кавказских народов. | 1 |
Устное народное творчество |
5 | | | Русские народные песни. Обращение к силам природы | 1 |
6 | | | Лирические народные песни | 1 |
7 | | | Шуточные народные песни | 1 |
8 | | | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.Р/К Екимцев А.Е. «Хоровод загадок, хоровод вопросов». | 1 |
9 | | | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | 1 |
10 | | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 |
11 | | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 |
12 | | | Р / К Усов М.В. «Сказ о белом лебеде». Чудесная красавица птица. «Алчность погубила красоту неписаную». | |
13 | | | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 1 |
14 | | | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 1 |
15 | | | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 |
16 | | | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 |
17 | | | Художники – иллюстраторы В.Васнецов, И.Билибин | 1 |
18 | | | Р / К «Вершина счастья». Древняя легенда о вечной жизни у подножия Эльбруса. | |
19 | | | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку» | 1 |
20 | | | Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество» | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 |
21 | | | Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского | 1 |
22 | | | Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза» | 1 |
23 | | | Ф. Тютчев «Листья» | 1 |
24 | | | Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | 1 |
25 | | | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» | 1 |
26 | | | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 1 |
27 | | | И. Никитин «Полно, степь моя...» | 1 |
28 | | | И. Никитин «Встреча зимы» | 1 |
29 | | | И. Суриков «Детство» | 1 |
30 | | | И. Суриков «Зима» | 1 |
31 | | | Путешествие в Литературную страну ( обобщающий урок) | 1 |
32 | | | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 |
Великие русские писатели |
33 | | | А.С. Пушкин. Биография поэта | |
34 | | | А.С. Пушкин. Лирические стихотворения | 1 |
35 | | | А.С.Пушки «Зимнее утро» | 1 |
36 | | | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 |
37 | | | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | 1 |
38 | | | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | 1 |
39 | | | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | 1 |
40 | | | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | |
41 | | | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение художественного текста с рисунками. | 1 |
42 | | | И.Крылов. Биография | 1 |
43 | | | И.Крылов «Мартышка и очки» | 1 |
44 | | | И.Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 |
45 | | | И.Крылов «Ворона и Лисица» | 1 |
46 | | | М.Ю.Лермонтов. Биография | 1 |
47 | | | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» | 1 |
48 | | | М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 |
49 | | | Детство Л.Н.Толстого | 1 |
50 | | | Л.Н.Толстой «Акула» | 1 |
51 | | | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 |
52 | | | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 |
53 | | | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 |
54 | | | Л.Н.Толстой « Куда девается вода из моря?» | 1 |
55 | | | Литературный праздник ( обобщение по разделу) | 1 |
56 | | | Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 |
57 | | | Н.А. Некрасов «Славная осень» | 1 |
58 | | | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 |
59 | | | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Р / К Линёв А.М. «Алиска». | 1 |
60 | | | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 |
61 | | | Стихотворения И.А.Бунина | 1 |
62 | | | Тестовая проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 |
Литературные сказки |
63 | | | Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 |
64 | | | Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 |
65 | | | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост» | 1 |
66 | | | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 |
67 | | | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 |
68 | | | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 |
69 | | | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 |
70 | | | Проверочная работа по разделу «Литературные сказки» | 1 |
Были – небылицы |
71 | | | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 |
72 | | | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 |
73 | | | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 |
74 | | | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 |
75 | | | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» Р/К Иван Гаустов «Скворцы». | 1 |
76 | | | А. Куприн «Слон» | 1 |
77 | | | А. Куприн «Слон» | 1 |
78 | | | А. Куприн «Слон» Р/К Пухальская Г.Н. «За ужином». | 1 |
79 | | | Уроку - путешествие по разделу «Были – небылицы» ( тестирование) | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 |
80 | | | Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 |
81 | | | Саша Чёрный. «Воробей», «Слон» | 1 |
82 | | | А. Блок «Ветхая избушка» | 1 |
83 | | | А. Блок «Ворона»,«Сны» | 1 |
84 | | | С. Есенин «Черёмуха» | 1 |
85 | | | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 |
Люби живое |
86 | | | М. Пришвин «Моя Родина» | 1 |
87 | | | М. Пришвин «Моя Родина» Сочинение на основе художественного текста | 1 |
88 | | | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 |
89 | | | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» Р/К Усов М.В. « «Как деревья в снежки играют». | 1 |
90 | | | В. Белов «Малька провинилась» | 1 |
91 | | | В. Белов «Ещё про Мальку» | 1 |
92 | | | В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 |
93 | | | В. Бианки «Мышонок Пик» Р/К Байдерин В.А. «Живая игрушка». | 1 |
94 | | | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 |
95 | | | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 |
96 | | | Б. Житков «Про обезьянку». Р/К Гаустов И. «Архипка». | 1 |
97 | | | В.Дуров « Наша Жучка» | 1 |
98 | | | В. Астафьев «Капалуха» | 1 |
99 | | | В. Драгунский «Он живой и светится» | 1 |
100 | | | Урок – конференция « Земля – наш родной дом» ( обобщение по пройденному разделу) | 1 |
101 | | | Проверочная работа по разделу «Люби живое» | |
Поэтическая тетрадь 2 |
102 | | | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...» Р/К Усов М.В. «Тополёнок». Молодые деревца, посаженные детьми, будут служить людям. | 1 |
103 | | | А. Барто «Разлука» | 1 |
104 | | | А. Барто «В театре» | 1 |
105 | | | С. Михалков. «Если», «Рисунок» | 1 |
106 | | | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 |
107 | | | «Крестики – нолики»( обобщение по пройденному разделу) | 1 |
108 | | | Проверочная тестовая работа | 1 |
109 | | | Проект «Праздник поэзии» | 1 |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок |
110 | | | Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 1 |
111 | | | А. Платонов «Цветок на земле» | 1 |
112 | | | А. Платонов «Цветок на земле»Р/К Произведения ставропольских писателей о родной природе | 1 |
113 | | | А. Платонов «Ещё мама» | 1 |
114 | | | А. Платонов «Ещё мама» | 1 |
115 | | | М. Зощенко «Золотые слова» | 1 |
116 | | | М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 |
117 | | | Н. Носов «Федина задача» | 1 |
118 | | | Н. Носов «Телефон» | 1 |
119 | | | В. Драгунский « Друг детства» | 1 |
120 | | | Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 1 |
По страницам детских журналов |
121 | | | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы | 1 |
122 | | | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 |
| | | Ю. Ермолаев «Проговорился» | 1 |
123 | | | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1 |
124 | | | Г. Остер «Вредные советы» | 1 |
125 | | | Г. Остер «Как получаются легенды» | 1 |
126 | | | Р. Сеф. «Весёлые стихи» Р/К Усов М.В. «Какой у снега голос?». | 1 |
127 | | | Читательская конференция «По страницам детских журналов» | 1 |
128 | | | Проверочная работа по разделу «По страницам детских журналов» | |
Зарубежная литература |
129 | | | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей» | 1 |
130 | | | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей» | 1 |
131 | | | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей» | 1 |
132 | | | Итоговая аттестация. Комплексная контрольная работа за год | 1 |
133 | | | Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 |
134 | | | Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 |
135 | | | Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 |
136 | | | Повторение пройденного. Задание на лето. | 1 |