СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация сотрудничества классного руководителя и родителей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы активизации сотрудничества родителей и классного руководителя , помогающие выстроить всю систему работы с родителями на четыре года. 

Просмотр содержимого документа
«Активизация сотрудничества классного руководителя и родителей обучающихся»

Приёмы активизации сотрудничества родителей и классного руководителя

Калашникова Людмила Александровна, учитель начальных классов,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Коряжмы»

Аннотация

Даная статья предлагает решение проблемы пассивности взаимодействия семьи со школой, задачей статьи является предложение эффективных приёмов работы классного руководителя с родителями.

Ключевые слова

  Мотивация активности родителей, правовые ресурсы, таблица поручений родителей, подготовка к собраниям.

Вводная часть

Одна из самых проблемных сторон в работе классного руководителя – это взаимодействие с родителями. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Именно классный руководитель , я считаю, является тем навигатором, который направит родителей в нужное информационное поле , касающееся не только их детей, класса, школы, но всего образования в целом.

Школам и учителям необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным. Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории. Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома. [ 1]

Из опыта работы

Далее хочу поделиться личным опытом работы во взаимодействии с родителями.
С первого класса очень важно выстроить правильную систему организации работы с родителями. Всегда возмущает отношение к школе той части родителей, которые как бы остаются в стороне от общеклассных проблем. Как можно мотивировать активность родителей, используя некоторые правовые ресурсы. Во–первых, при поступлении в школу новых учеников их родители сдают перечень документов для заведения личного дела, а на первом родительском собрании школа предлагает заключить договор с родителями о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением, где есть очень, важные, на мой взгляд, пункты.

Например, пункт 3.5: Родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению обучающегося или его отношению к получению; пункт 3.13. Родители обязаны принимать участие в делах школы, оказывать посильное содействие в ее развитии; пункт 3.14. Родители обязаны нести ответственность за обучение и воспитание ребенка, заложить основы

физического, нравственного интеллектуального развития ребенка.

В основу договора заложены многие моменты, прописанные в Уставе школы. И если всё делать с буквы закона, то родителей это ко многому обязывает. Не забывайте на первом-втором собрании как в 1-м, так и в 5-м классе напоминать родителям об этом документе, и про Закон об образовании, в том числе. Также на первых собраниях важно родителям объяснить, что их ребёнок учится при классно – урочной системе, а значит, включён в детский коллектив, который развивается благодаря не только классному руководителю, но и родителям. Чем активнее родители будут взаимодействовать со школой, тем легче и объективнее им понять, какой коллектив окружает их ребёнка, какие особенности и порядки в школе. Для активизации родителей предлагаю анкету в первом классе, в конце второго класса и в конце каждого последующего.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваш ребёнок учится и развивается в детском коллективе, о котором заботится не только школа, но и Вы. Здесь прошу обязательно отметить (подчеркнуть) хотя бы один пункт, который Вам вполне подходит для оказания помощи кл. руководителю.

ФИО родителя _____________________________________________________

1) Могу способствовать в организации поездок класса.

2) Могу содействовать созданию и наполнению фотоархива класса.

3) Могу оказывать бытовую помощь в организации внеклассных мероприятий, праздников с чаепитием.

4) Могу быть активным участником в творческих конкурсах с ребёнком.

5) Имею возможность бывать в школе в 1 половине дня, например для дежурства в столовой, в Дни открытых дверей.

6) Могу быть членом родительского патруля по микрорайону школы (2 раза в год) в вечернее время.

7) Могу способствовать организации походов, знаю интересные маршруты.

8) Предлагаю свою кандидатуру в состав родительского комитета.

9) Могу помогать сопровождать класс по городу в первой половине дня.

10) Имею возможность оказать помощь с бумагой, печатью .

Подпись ______________________________


После обработки анкет, фиксирую все данные, получаю следующую таблицу для себя:



Таблица поручений родителей обучающихся на 2017-2018 уч. год

ФИО родителей

в организации поездки

фотоархив

праздники с чаепитием

Творчество

бывать в школе в 1 половине дня

родительский патруль

походы

род. комитет

сопровождение по городу

размножение бумаг

1

Иванов И.И.

+


+

+




+



2

Петров К.В..






+




+

Данную таблицу, считаю отличным изобретением. При такой таблице классному руководителю очень удобно работать, все текущие внеклассные дела можно смело решать, обращаясь уже конкретно к тем родителям, кто заявился в выбранном направлении, и будет нести ответственность за проделанную работу.

Одно из самых главных правил в организации взаимодействия с родителями – это серьёзное отношение к подготовке родительского собрания. Готовлюсь за две недели. Первый момент : объявление о родительском собрании всегда содержит повестку, т. е. план. Родители должны знать, что именно ждёт их на собрании, где включаются вопросы трёх направлений : психолого-педагогический ликбез родителей, учебная деятельность, внеклассная жизнь. Образец объявления:

Уважаемые родители!

26 февраля (вторник) с 18 ч состоится родительское собрание.

Повестка собрания:

  • публичный доклад директора;

  • о речевом развитии ребёнка в семье;

  • результаты учебной деятельности;

  • планы внеклассной работы на конец четверти.

Посещение родителями (законными представителями) собраний обязательно, согласно договору, заключённому со школой.

Подпись _____________________



Накопившиеся проблемы в течение четверти записываю в черновик, выношу на обсуждение в конце собрания. Теоретический вопрос изучаю в нескольких источниках, адаптирую на свой класс. Сегодня новое поколение родителей в школу ведут не читающих детей, потому что сами не читают, невежество, низкая культура в воспитании является причиной многих конфликтов. Редкий родитель использует интернет – ресурсы с целью педагогического самообразования, да и этот путь приводит к дилетантским взглядам на воспитание и развитие ребёнка. Поэтому, считаю родительское собрание источником знаний для родителей, хоть каким – то лучом света в их просвещении. Для большей убедительности включаю обязательно какую-нибудь диагностическую анкету для родителей или детей.

Пример 1. Тема собрания : «Развитие детского коллектива. Социальный статус ребёнка в классе». Провожу эксперимент «Знаю ли я друзей своего ребёнка в классе?» Детям в этот день после последнего урока выдаю каждому по листку, где нужно написать имена и фамилии одноклассников, с кем он сегодня проводил время на переменах. Ставится вопрос: с кем ты сегодня чаще всего играл на переменах, разговаривал, и тебе приятно с ним было проводить время? Дальше лист сгибается пополам и заклеивается с одной стороны, обязательно подписывается учеником и оставляется на парте до собрания. Родителям предлагается на этом завёрнутом листке написать ответ на подобный вопрос: предположите, с кем всех чаще из нашего класса Ваш ребёнок сегодня мог общаться на переменах. Результат был интересный. Некоторые ошиблись на все 100 %, кто-то предположил одиночество у своего ребёнка . Вывод: родители не слушают своих детей, не знают их проблем, откуда и образуется пропасть в детско-родительских отношениях.

Пример 2. Тема собрания : «Книга в жизни ребёнка». Анкета для детей, но затем показываю её родителям.

Анкета для детей

1) Человек без книги жить не может.

Да Нет Не знаю

2) Нравится ли тебе читать?

Да Нет Не очень

3) У вас дома много книг ?

Да Нет Не очень

4) Читают ли тебе родители книги ?

Часто Редко Не читают

5) С кем из взрослых ты недавно читал книгу?

С мамой с папой с бабушкой с дедушкой

6) Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?

Хвалят, не ругают Не хвалят и не ругают Хвалят и ругают



Результаты были достаточно удручающими, современные родители настолько далеки от чтения, что даже не понимают, откуда рождаются проблемы нелюбви к книге у детей. Вместе делаем выводы после подсчитанных результатов по классу. Родительское собрание имело цель заставить посмотреть родителей на эту проблему глазами ребёнка. Пример 3.В школе ежегодно проходите анкетирование родителей по удовлетворённости образовательными услугами. Конфликтные вопросы после анкетирования выношу на обсуждение, желательно с фактическими доказательствами. Например, питание в школьной столовой. Целую неделю, фотографировала блюда в школьной столовой, сама садилась есть за стол с детьми. Выводы: пищевое поведение неправильно сформировано. Или, претензия о том, что ребёнку не дают возможности развивать, индивидуальнее способности, поступила от родителей. В ответ на родительском собрании предлагаю отчёт по активности класса во внеурочных конкурсах, олимпиадах с результатами.

К каждому собранию целесообразно по теме проводить диагностические исследования через тесты, анкеты, интервью детей, возможно преподавателей коллег, родителей. Активно привлекаю фотоархив класса, видеосюжеты. Все родительские собрания должны притягивать родителей, вызывать у них здоровое любопытство, желание узнать что-то новое для себя, для ребёнка, и для развития своих отношений с ребёнком. Таким образом, сегодня классный руководитель играет важнейшую роль в просвещении родителей, является тем дипломатом, который учит договариваться школу и семью, и тем путеводителем, который правильно направит взрослых в разрешении проблем образования и детско-родительских отношений.



Список литературы

1.Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 253-255. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/