СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Алтайский край - наша Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час (в форме устного журнала, с элементами игры). Классный час познакомин с символами Алтайского края, с заповедными местами, "камнерезной Колыванью"

Просмотр содержимого документа
«"Алтайский край - наша Родина"»

Классный час (в форме устного журнала с элементами игры)


(Составила: Лещенко Елена Витальевна)


Тема: «Алтайский край – наша Родина»


Цель: Систематизировать и расширить знания детей о малой Родине.

Прививать любовь к родному краю.


Задачи: расширение общего кругозора детей;

развивать самостоятельность мышления, любознательность;

воспитание патриотизма, гражданственности;

воспитывать чувство гордости за свою страну, свою малую Родину


Подготовка к классному часу:

за одну – две недели до проведения классного часа детям даются задания:

приготовить рисунки на тему «Мой любимый уголок Родины»;

найти материал и приготовить презентации по темам: «Символы Алтайского края», «Колывань камнерезная», «Места алтайские – места заповедные»;

ответить на вопросы викторины «Знаешь ли ты свой край?»

Оборудование:

- рисунки детей на тему «Мой любимый уголок Родины»;

- презентация «Алтайский край – наша Родина» (для классного руководителя);

- презентации детей: «Символы Алтайского края», «Колывань камнерезная», «Места алтайские – места заповедные»;

- мультимедиа проектор, компьютер,

- грамоты для награждения участников конкурса рисунков, викторины;

- викторина «Знаешь ли ты свой край?» (Приложение 1);

- тарелочки с крупами для проведения игры;

- листочки с контурным изображением редких животных Алтайского края;

- зелёные и жёлтые звёздочки для рефлексии

Оформление:

1. На доске выставка рисунков детей на тему «Мой любимый уголок Родины».

2. Надпись темы, с зашифрованными словами (Алтайский край).

3. Карта Алтайского края.

4. На доске записана тема классного часа, но буквы первых двух слов переставлены местами.











Ход классного часа:


  1. Вступительная беседа.


Классный руководитель:


(Слайд 1, 2)

- На доске записана тема классного часа, но буквы первых двух слов перемешались. Чтобы правильно прочитать их, нужно вам расставить буквы в нужном порядке.


ТАЛАЙСКИЙ КАЙР – НАША РОДИНА

(Эти два слова – Алтайский край)


Классный руководитель:


- Алтайский край – уникальная земля, находящаяся в центре Азии. Первозданность и нетронутость природы, прозрачные спокойные озёра, содержащие лечебные грязи, уникальные по своему содержанию источники минеральных вод, бурные реки и горные луга, а также изумительные по красоте ландшафты. Во всём мире нигде больше на относительно большой территории не встретить столько чудес, столько красот и столько возможностей.


Стихотворение читает подготовленный ученик 1.


Мой Алтай


Я горжусь, что живу на Алтае,

Где родился и вырос Шукшин.

Где поля и равнины без края,

Журавлей, пролетающих клин.


Где красавица – Обь свои воды

Мчит куда-то, туманом клубя.

Разве есть где-то лучше природа,

Разве можно здесь жить не любя.


Я люблю то село, где родился,

И простой деревенский народ.

Сельский клуб, где когда-то влюбился,

Через речку песчаную брод.


Я люблю за селом, у дороги,

Хоровод наших русских берёз

И тропинки над речкою нашей,

Где мальчишкой я бегал и рос.


Я люблю на столе наш румяный

Каравай, с милых сердцу полей,

Запах сена душистого в поле,

Где на зорьке поёт соловей.


Я горжусь, что живу на Алтае,

Где белеет ромашками склон.

И тебе, моя малая родина,

Мой сердечный и низкий поклон.


А.И. Афанасьев

  1. Первая страница устного журнала «Символы Алтайского края»


Классный руководитель:

-Откроем первую страницу устного журнала, где пойдёт речь о символах. Она так и называется «Символы Алтайского края»


Выступление подготовленного ученика 2. о изображениях на флаге и гербе Алтайского края, их значении.

(Слайд 3. Флаг Алтайского края)

Флаг Алтайского края представляет собой красное полотнище с синей полосой и золотым колосом. Колос олицетворяет сельское хозяйство. Как ведущую отрасль экономики края. Посередине красного полотнища изображён герб Алтайского края.


(Слайд 4. Герб Алтайского края)

Герб Алтайского края представляет собой щит французской геральдической формы. В верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующем величие, доменная печь 18 века, как отображение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество помещено изображение колыванской «Царицы ваз». Яшма с преобладанием зелёного цвета. Хранится в государственном Эрмитаже. Щит обрамлён венком из золотых колосьев олицетворяющих сельское хозяйство края. Венок обвит лазоревой лентой.


Классный руководитель:


- На флаге и гербе присутствуют три изображения. Давайте повторим, что они символизируют?

- Доменная печь 18 века? (Доменная печь отображает историческое прошлое Алтайского края.)

- Колыванская «Царица ваз»? (Камень символизирует храбрость, мужество людей Алтайского края)

- Золотые колосья? (Колосья олицетворяют сельское хозяйство Алтайского края.)

-Сегодня, листая страницы устного журнала, мы с вами должны убедиться, что это действительно так.


  1. Вторая страница устного журнала «Золотая Нива России»


Классный руководитель:


Пшеница колосом звенит,

Над белой рощей дымка вьётся.

И песня просится в зенит,

И сердцу радостно поётся.


Берёзы клонятся в зарю,

И я поклон земле творю.

За жизнь,

за хлеб,

за эту песню

тебя, Алтай

благодарю!


(Слайд 5,6. Сельское хозяйство. Животноводство.)


Классный руководитель:


- Агропромышленный комплекс – один из важнейших секторов экономики края. В сельском хозяйстве края занят каждый пятый рабочий и служащий.

По площади пашни и зернового клина край занимает 1 место в России, по поголовью крупного рогатого скота – 3 место.

Алтайский край занимает лидирующие места в России:

По производству муки и сыра – 1 место,

по производству крупы – 2 место, молока – 3 место.

- Сейчас девочки зачитают свои сочинения о профессии своих пап. А их папы хлеборобы.

Сочинение «Мой папа - хлебороб» зачитывает ученица 3,4. (Приложение 2, 3.)




Стихотворение читает подготовленный ученик 3.


Капли зёрен – живое литьё

Золотое наследство твоё.

Получи из ладони в ладонь

Хлеборобской победы огонь.

Отблеск счастья в глазах у отца,

Запах хлеба в твоей гордости.

Эту память храни до конца

И в сыновней душе прорости!



Классный руководитель:

- А сейчас немного отдохнём и поиграем.


Игра «Знаешь ли ты крупы?»

Правила игры:

Для игры нужны 2 ученика. На тарелочки насыпана крупа: гречневая, овсяные хлопья, пшено, перловка, ячневая, кукурузные хлопья. Крупы показываются всем учащимся и поясняются их названия.

Участникам завязываются глаза. Нужно на ощупь определить, какая крупа на тарелочке. Можно разнообразить игру тем, что пока игроки не видят, им подставить ещё тарелочки с мукой, манной крупой, арбузные семечки или семена подсолнуха.

Побеждает тот, кто безошибочно назовет правильно все крупы или допустит меньше ошибок.

Награждение победителя призом – сюрпризом.


  1. Третья страница устного журнала «Колывань камнерезная»


Классный руководитель:


- Наш Алтай – край с удивительной историей, в которой соединился опыт и мудрость множества народов и культур. С уверенностью можно сказать, что истоком культуры на Алтае стала горная Колывань. Именно оттуда, от первого рудника и завода развивалось вглубь гор и предгорий горно-промышленное освоение богатейшего региона.

Уже с первых десятилетий 19 века путешественники-иностранцы рассказывали не только о богатейших золото-серебрянных рудах Алтая, но и о Колыванской шлифовальной фабрике. Многие исследователи стремились посетить Колывань. Так широко разошлась по белу свету её камнерезная слава о творениях природы и рук человеческих.


Ученик 5.

Выступление подготовленного ученика с составленной им презентацией «Колывань камнерезная».

(Слайд 1. стр.12)

Алтайский край – уникальный регион, где соединились традиции многих народов. История культуры всей России отражается в истории нашего края.

Наиболее распространенными видами народных художественных промыслов в Алтайском крае являются художественная обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, вышивка, изготовление изделий из керамики, бересты.

(Слайд 2. стр.13)

Центром художественной обработки камня является Колыванский камнерезный завод имени И.И. Ползунова. Изделия, выполненные мастерами-камнерезами в конце 18 – первой половине 19 веков, создали мировую славу России. Колыванские вазы можно встретить в музеях Лондона, Вены, Парижа, Чикаго, Москвы, а истинным украшением Эрмитажа в г. Санкт-Петербурге является «Царица ваз». Невольно начинаешь верить, что камень – это не застывший осколок твёрдой породы, а в алтайских яшмах, кварцитах, порфирах есть душа, её чувствуют колыванские мастера, удивляя весь мир изящными формами изделий.

(Слайд 3-10. Изделия колыванского завода)


  1. Четвёртая страница устного журнала «Места алтайские – места заповедные»


Классный руководитель:


- Послушайте загадки и отгадайте, о каких лесных обитателях идёт речь.

А) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)



Б) Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год,

Шуба серая - для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)


В) Посмотрите-ка, какая-

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)


Г) В перевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)


Д) Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)


Классный руководитель:


- Скажите, что объединяет этих животных, а также связывает с темой классного часа? (Все эти животные живут на территории Алтайского края)

Открываем четвёртую страницу устного журнала «Места алтайские – места заповедные».


Ученик 6.


Выступление подготовленного ученика с составленной им презентацией «Места алтайские – места заповедные».


На территории Алтайского края расположено 3 заповедника:

Алтайский государственный природный заповедник (создан в 1932 году), Государственный природный заповедник «Катунский» (создан в 1991 году), Государственный природный заповедник «Тигирекский» (создан в 1999 году).





Игра «Соедини точки по порядку»

В игре участвуют все дети класса. Им раздаются листочки с изображением редких животных Алтайского края. Контур животных изображён точками с цифрами. Соединять надо по цифрам, по порядку.

Задание: Соедините точки. Узнайте и назовите животное или растение.

В виде поощрения рисунки раздаются домой, для того чтобы их раскрасить.


  1. Подведение итогов:


Классный руководитель:

- Мой родной край. Если мы говорим словами «мой» и «родной», значит нам дорого всё, что связано с родным краем: и города, и сёла, и природа, и люди.

Любить свой край – это не только любить природу, но и знать его историю и культуру.


- Учили нас любить свой край и наблюдать природу.

И как зверей оберегать, беречь и лес, и воду.

Прекрасна, прекрасна родная земля!

Прекраснее мне не найти никогда!


Награждение победителей выставки рисунков и викторины.


Стихотворение читает подготовленный ученик 7.

Признание в любви.


Запахов цветочных переливы,

Лесостепь, дорога, соль, Алтай-

Край холмов и речек говорливых,

Милый и родной озёрный край!


Деревенский быт, простой и близкий,

Твёрдый и устойчивый уют.

Может, зря Швейцарией Сибирской

За границей этот край зовут?


Комариный звон над камышами,

Модный тополь – подорожный знак,

Светлыми июльскими ночами

Вспоминаешь дом под лай собак.


Степь тебя и примет, и приветит,

Приголубит, как родная мать;

Только жизнь туристская – что ветер,

Послезавтра снова уезжать.


Дым костра, прозрачный словно небыль,

Тишине – последнее «прости» -

Жаль, нельзя клочок степного неба

В рюкзаке с собою увезти…



  1. Рефлексия:


Классный руководитель:


-Что запомнили? Что узнали нового? Что было самым интересным?

-Если классный час вам понравился и вы узнали много нового – возьмите звёздочку зелёного цвета. Если же не до конца в чём то разобрались – жёлтую.









Приложение №1.


Вопросы викторины «Знаешь ли ты свой край?»


  1. Сколько муниципальных районов на территории Алтайского края?


  1. Сколько городских округов образует край? Перечисли их.


  1. Назови озера, на котором зимуют лебеди на Алтае.


  1. Столица Алтайского края.


  1. Знаменитые леса на Алтае.


  1. Наукоград на юге Алтая.


  1. Второй космонавт планеты.


  1. Село, в котором родился и вырос В.М Шукшин.


  1. Крупный комплекс природного и экстремального туризма.


  1. Назовите самую большую реку Алтайского края.


  1. Отрасль сельского хозяйства в горных и предгорных районах Алтайского края.


  1. Город-курорт.

























Приложение 2.