Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинная основная
общеобразовательная школа»
462752 Оренбургская область,
Светлинский район,
п.Целинный,
ул.Cоветская, 10
тел.: 8(35366)2-41-46,
e-mail.: [email protected]
Аналитическая справка
по результатам диагностики 9 класса.
Дата проведения: декабрь 2020
Цель диагностики: выявление детей с высоким уровнем тревожности, диагностика мотивационной сферы, и психологического климата в классе.
Всего обследовалось 1 ученица 9 класса Бабичева Дарья
Тревожность – индивидуальная характеристика, проявляющаяся в склонности к частым переживаниям тревоги, а также в легкости их возникновения.
Само наличие страхов у ребенка является нормой, но если таких страхов очень много, то можно говорить о «тревожности» как об индивидуальной особенности ребенка.
Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, успешности обучения, социальными отношениями со сверстниками.
Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующие влияние на результаты деятельности детей.
Нередко учителя рассматривают тревогу как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивости и т.д.
Но это не верно.
Школьная тревожность часто выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников; реже проявляется в беспричинной агрессии, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющемся поведении.
Мы смотрели детей по нескольким факторам:
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты ( прежде всего – со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуации стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, диструктивного реагирования на тревожные факторы среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Методика самооценка школьных ситуаций Кондаша
Анализ результатов тестирования выявил, что у Бабичевой Дарьи низкий уровень тревожности (она набрала 9 баллов).
Диагностика мотивационной сферы.
У Бабичевой Дарьи – положительное отношение к школе, доминирование познавательных процессов.
Психологический климата
в классе» Федоренко Л.Г
Школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. Так оценивала себя Дарья Бабичева.
Методика «Профиль» (отношение к различным направлениям деятельности)
По данной методике прослеживается большой интерес по направлению к истории и политике.
Опросник профессиональных склонностей
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной).
Для того, чтобы определить профессиональные склонности, Даше необходимо было ответить на вопросы. По результатам опроса выяснилось, что у Дарьи слабая выраженная профессиональная склонность, но просматривается именно склонность к планово- экономическим видам деятельности.
Методика «Карта интересов»
По результатам методики у Дарьи Бабичевой проявляется больший интерес к истории .
Вывод можно сделать такой: У Дарьи Бабичевой уровень адаптации при переходе в старшее звено – высокий, тревожности по поводу обучения не возникает, но при этом она еще не определилась с выбором профессии, хотя склонность к планово- экономическим видам деятельности проявляется. Также имеется проявляется интерес и изучению истории и политики.
Рекомендации педагогам и родителям (если у ученика высокий уровень тревожности, негативное отношение к обучению и плохой психологический климат в классе)
Разумная требовательность к организационным аспектам учебного труда, внушение уверенности и поддержка при постановке учебных задач, пристальное внимание к процессу их решения, своевременное оказание помощи, вовлечение в активные творческие формы деятельности, содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами.
Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности. Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах. Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения. Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.
Учителя часто не осознают влияния на учащихся негативной роли окриков, нетактичных слов, назидательной интонации. Тем не менее, психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряжённый, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение.
Педагог, не учитывающий индивидуальные особенности личности школьников, их наиболее уязвимые черты характера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, может стать непосредственной причиной возникновения дезадаптации, невроза у учащегося.
Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога и психолога. Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию.
Педагог - психолог школы Латфуллина А.Н.