| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверила
________/Гордиенко М. Д.
Анализ учебника с учетом требований
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Копытина Наталья
Ейск, 2021г.
Анализ учебника «Окружающий мир» 4 класс 1 часть
Общая характеристика учебника
Данный учебник «Окружающий мир» предназначен для учащихся 4 класса. Автором данной программы является А. А. Плешаков. Общий объём учебника – 223 страниц. Учебник относится к УМК «Школа России». Книга в твердом переплете, имеет обложку, выполненную в бело-зеленных тонах. На первой странице учебника имеется аппарат ориентировки, необходимый для дальнейшей работы с упражнениями. Перед каждым разделом есть небольшое введение, позволяющее ученикам быстро ознакомиться с дальнейшими темами, предложенными для изучения. В содержании учебника размещено множество рисунков, способствующих мотивации детей к изучении темы.
Характеристика текстов учебника
В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый, петит.
Теоретико-познавательные тексты содержаться в материалах параграфов, а инструментально-практические в текстах практических работ, расположенных после содержания параграфа.
Текст параграфа «Мир глазами эколога» не перегружен материалом, в нем доступным языком рассказывается детям о том кто такой эколог, как зародилась экология, какие существуют экологические проблемы. После каждой подтемы параграфа расположены вопросы, позволяющие детям предложить свои идеи по улучшению экологии. Так же стоит отметить, что после данного параграфа представлен «экологический календарь», который содержит в себе даты международных праздников посвященных экологии.
После каждого параграфа предложены задания для самопроверки, а также примечание к теме, помогающее составить ученикам вывод по изученному материалу. В конце каждого параграфа имеются задания для домашней работы. Далее ученикам предлагается узнать, что они будут изучать на следующем уроке.
В учебнике предложены интересные практические работы. Например, практическая работа «Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику». Текст практической работы доступен для понимания, развивает у учащихся творческие навыки. Практическая работа «Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовет именем одной из планеты, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передавать последовательность планет.
А теперь – в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьется» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите». Текст практической работы доступен для понимания, задания такого характера влияет на сплоченность класса, развивает быстроту запоминания и мотивирует выучить названия планет Солнечной системы.
В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. В учебнике есть дополнительные тексты: интересные факты, странички для любознательных. Методическая роль предлагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.
Характеристика внутритекстовых компонентов учебника.
Организация усвоения знаний в учебнике Окружающий мир 4 класса А. А. Плешакова осуществляется с помощью вопросов, упражнений и задач, помещенных после параграфа. Задания помещенные после параграфа как правило носят репродуктивный характер, так как нацелена на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Последние вопросы предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект.
В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.
В учебнике реализована система обобщений формируемых знаний: каждая тема завершается перечнем итоговых вопросов, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков, контроля за качеством их сформированности.
В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, разделение на абзацы. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.
Иллюстративный аппарат
Учебник имеет достаточное количество иллюстраций. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.
Иллюстрации часто используются для организации самостоятельно-познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «Разнообразие полезных ископаемых» встречаются иллюстрации разнообразных разновидностей полезных ископаемых, так же встречаются иллюстрации, показывающие добычу тех или иных, полезных ископаемых. Таблицы и схем практически не встречаются на страницах учебника.
Соответствие с требованиями к учебнику.
Данный учебник написан научным, но доступным для детей языком. В нем удачно подобраны факты и примеры. Учебник имеет красочное оформление и удобный формат. В анализируемом учебнике правильно распределена дозировка занятий. В каждой теме теория подтверждается практикой. Учебник полностью соответствует сезонности и имеет вторую часть. Данный учебник краток и локоничен, а так же способствует развитию познавательного практического интереса.
Учебные пособия предлагаемые к учебнику:
Рабочая тетрадь на печатной основе;
Научный дневник;
От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для начальных классов;
Зеленые страницы. Книга для начальных классов;
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для начальных классов.