1.Вступительное слово
Уважаемые родители, я рада, что вас так много собралось, потому что тема нашего интерактива будет очень важной. Я прошу не стесняться вас высказывать свое мнение.
2.Оценка знаний по теме интерактива
Раннее я вас просила пройти анкетирование на тему «Учебная самостоятельность». По результатам анкетирования можно сделать выводы о том, что большинство понимают в чем заключается учебная самостоятельность. Многие не воспитывают самостоятельность в ребенке.
Как вы считаете: «самостоятельность» - это
- действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих.
- независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество.
Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?
а) да; б) нет; в) возможно;
Считаете ли Вы, что Ваш ребенок должен быть самостоятельным?
а) да; б) нет; в) возможно
Воспитываете ли Вы в ребенке самостоятельность?
а) да; б) нет; в) возможно;
Как? ______________________________________________________
Выполняет ли Ваш ребенок домашние обязанности
а) да; б) нет; в) возможно;
Какие? ___________________________________________________
3.Основная часть
Для того, чтобы узнать тему интерактива, послушайте цитату
«Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения» — Константин Дмитриевич Ушинский
Как вы понимаете смысл данной цитаты?
Как вы думаете, какая тема интерактива?
«Развитие учебной самостоятельности младших школьников»
Какую же проблему мы должны решить?
Проблема- как развивать учебную самостоятельность младших школьников
Давайте определим цель интерактива
Цель-выявление способов развития учебной самостоятельности у младших школьников в процессе интерактива
Мы будем работать на рабочих листах, запишите тему, цель, проблему интерактива
Посмотрим, что такое самостоятельность в словаре Ожегова
Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи
Самостоятельность… за или против? Что мы формируем в детях, подразумевая «самостоятельность» и когда мы начинаем её формировать?
Красивое понятное определение. Непонятно только как формировать самостоятельность у младших школьников.
Очевидно, что в младших школьниках мы формируем не ту, словарную, самостоятельность, а обучаем их навыкам, которые в последствии приведут к пониманию и принятия самостоятельности уже в подростковом и взрослом состоянии. И, как и большинство философских понятий. Формирование самостоятельности начинается раньше. Задолго до младшего школьного возраста. Фактически, как говорят детские психологи, еще с момента рождения.
Для детей специалисты выделяют следующие определения самостоятельности:
умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
умение переносить известные способы действий в новые условия.
Все это формируется постепенно и, несомненно, с родительским участием.
В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем. Мы с психологом провели опрос детей, цель которого – выяснить, как родители помогают им в выполнении домашнего задания.
- Мы получили следующие результаты. 67 % детей в нашем классе с выполнением домашней работы помогают родители, 20 % - бабушки и дедушки и лишь 13% делают её самостоятельно.
- Скажите, эти данные должны вызвать наше беспокойство? Верно, мы не всегда правильно оказываем детям помощь в учебе, а это мешает развитию самостоятельности.
Я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди отвечать на них. Ответы могут быть как развернутыми, так и краткими.
Зачем ребёнку самостоятельность?
Вы часто позволяете ребёнку быть самостоятельным?
Считаете ли вы, что учебная самостоятельность и самостоятельность в быту должны быть связаны?
Если у ребенка не получается домашнее заданием, может ли сделать его родитель?
В развитии самостоятельности чего должно быть больше: кнута или пряника?
Должен ли ребенок понимать, что значит быть самостоятельным?
- Уважаемые родители, ряд существенных вопросов и среди них не последнее место занимает проблема выполнения детьми домашних заданий.
- Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и сформулировать ответы на актуальные вопросы по теме собрания, которые я сейчас вам раздам. Записать свои мысли вы можете ниже на строчках
Задание для пары 1.
Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, если родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Задание для пары 2.
Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?
Задание для пары 3.
Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
Как вы могли заметить из ваших ответов, что для развития самостоятельности у детей изменения необходимо начать с себя. Иногда для этого надо изменить своё поведение. Прежде всего посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй получить за контрольную двойку!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы рада, если бы ты хорошо написал контрольную. Мы бы посидели за чаем, порадовались вместе».
Обратите внимание на построение ваших фраз. Психологи среди них выделяют «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
«Ты-высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты никогда не успеваешь сделать домашнее задание к моему приходу». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается. «Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему?» Этот способ решать проблемы менее конфликтен.
- Предлагаю вам выполнить задание (преобразовывают ты высказывания в я).
Преобразуй ты высказывание в я
Ты опять играл с телефоном, хотя не доделал задание.
Преобразуй ты высказывание в я
Как ты мог сделать столько помарок в тетради.
Ты опять не собрал портфель назавтра!
В данной ситуации ты поступил неправильно. Я уверенна, что ты можешь быть более ответственным.
- Что вы испытывали, когда слышала подобные высказывания?
Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.
Изучите памятку, выделите наиболее значимые рекомендации
«Как приучить ребенка к самостоятельности»
1)Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. 2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать.
3)Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.
4)Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать.
5)Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования.
6)Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени.
7)Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть.
8)Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день.
9) Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.
10)Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.
4.Подведение итогов родительского собрания.
В заключение хочется сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.
Уважаемые родители, задумайтесь, все ли делаете правильно, воспитывая вашего ребёнка?
Уважаемые родители, вернёмся к цели нашего собрания. Достигли мы ее?
На 1 графике отметьте, насколько данное собрание было вам интересно.
На 2 графике, насколько обсуждаемая проблема актуальна для вашей семьи.
На 3 графике, насколько пополнились ваши знания о требованиях к выполнению домашнего задания.
Спасибо за внимание!
Рабочий лист «Развитие учебной самостоятельности младших школьников»
Тема-___________________________________________________
Цель-_____________________________________________________________
Проблема-_________________________________________________________
Для детей специалисты выделяют следующие определения самостоятельности:
умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
умение переносить известные способы действий в новые условия
Рекомендованная литература
Н. В. Калинина «Учебная самостоятельность младших школьников»