СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анатомические термины. Части тела человека. Внутренние органы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку для всех специальностей первого курса ТОГБПОУ "Тамбовский областной медицинский колледж". Длительность - 4 часа. 

Просмотр содержимого документа
«Анатомические термины. Части тела человека. Внутренние органы.»


ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАССМОТРЕНО

НА ЗАСЕДАНИИ ЦМК ОГСЭ И ЕНД

ПРОТОКОЛ № 10

ОТ 10 июня 2019 Г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦМК

__________ Г.И. ЧУРАКОВА


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО

СОВЕТА

ПРОТОКОЛ № 9

ОТ 27 июня 2019 Г.

УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УР

______________________

А.Н. БАЛАБАНОВА

«27» ИЮНЯ 2019 Г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


ТЕМА «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ».


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

31.02.01 «Лечебное дело»

33.02.01 «Фармация»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

31.02.03 «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 4

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ – 4 ЧАСА















ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЕСЕЛОВА А.С.









ТАМБОВ 2019 Г.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ - 4 ЧАСА


1. Устная тема: «Анатомические термины. Части тела человека. Внутренние органы». Грамматика: Согласование времен.

2. Устная тема: «Анатомические термины. Части тела человека. Внутренние органы». Грамматика: Согласование времен.






СТРУКТУРА УМК


Выписка из рабочей программы.

Методические разработки практических занятий.

Методические рекомендации для студентов по практическим занятиям.

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке.

Дидактический материал.

Контролирующий материал.




ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

уметь общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

уметь переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

уметь самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь;

уметь самостоятельно пополнять словарный запас.


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

знать лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.


ЦЕЛЬ:

формирование знаний, умений и навыков через чтение, говорение, аудирование, монологическую и диалогическую речь.


ЗАДАЧИ:

УЧЕБНЫЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ):

обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;

сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы, переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки: составление простого плана, навыки работы со словарём;

создать условия для отработки навыков и умений в чтении письме, говорении, восприятии речи на слух;

создать условия для отработки навыков анализа такого грамматического (фонетического) явления, как согласование времен (Sequence of Tenses), устная тема («Анатомические термины. Части тела человека. Внутренние органы»);

расширить общий и филологический кругозор учащихся: научить самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь и пополнять словарный запас.


РАЗВИВАЮЩИЕ:

создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

содействовать формированию патриотических чувств;

содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка;

содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.


ОСНАЩЕННОСТЬ:

учебник,

словарь,

таблицы с грамматическим материалом,

раздаточный методический материал.


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

с анатомией и физиологией человека.


ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

с разделом «внешность»;

с разделом «болезнь».


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Козырева Л. Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие / Л. Г. Козырева, Т. В. Шадская.- Ростов н/Д: Феникс, 2017

Мюллер В. К. Англо-русский и русско-английский словарь. – М.: Эксмо, 2016


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Галицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений / Ю.Б. Галицынский, Н.А. Голицынская.- СПб.: КАРО, 2015

Парахина А. В. Учебник английского языка: для средних специальных учебных заведений / А. В. Парахина, С.А. Тылкина.- М.: Высшая школа, 1981

Raymond Murphy English Grammar In Use.- Edinburgh: Cambridge University Press, 2017 ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ЦМК ОГСЭ И ЕНД

ПРОТОКОЛ № 10

ОТ «10» ИЮНЯ 2019 Г. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦМК

___________ Г.И.ЧУРАКОВА

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПРОТОКОЛ № 9

ОТ «27 » ИЮНЯ 2019 Г.

УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УР

___________


А.Н. БАЛАБАНОВА

«27» ИЮНЯ 2019 Г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)



ТЕМА: «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»


СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

31.02.01 «Лечебное дело»

33.02.01 «Фармация»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

31.02.03 «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»


КУРС –1


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ –2 ЧАСА.





ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ВЕСЕЛОВА А.С.
















ТАМБОВ 2019 ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ)


ТЕМА: «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»


СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

31.02.01 «Лечебное дело»

33.02.01 «Фармация»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

31.02.03 «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»


КУРС –1


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 2 ЧАСА.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – КАБИНЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.



ФОРМА ЗАНЯТИЯ: КОМБИНИРОВАННАЯ.


ТИП ЗАНЯТИЯ: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО РАНЕЕ.


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

формирование знаний, умений и навыков через чтение, говорение, аудирование, монологическую и диалогическую речь.


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

знать лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

уметь общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

уметь переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

уметь самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь;

уметь самостоятельно пополнять словарный запас.


ЗАДАЧИ:

УЧЕБНЫЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ):

обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;

сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы, переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки: составление простого плана, навыки работы со словарём;

создать условия для отработки навыков и умений в чтении письме, говорении, восприятии речи на слух;

создать условия для отработки навыков анализа такого грамматического (фонетического) явления, как согласование времен (Sequence of Tenses), устная тема («АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»);

расширить общий и филологический кругозор учащихся: научить самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь и пополнять словарный запас.


РАЗВИВАЮЩИЕ:

создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

содействовать формированию патриотических чувств;

содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка;

содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.


МПС (МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ):

с анатомией и физиологией человека.


ВПС (ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ):

с разделом «внешность»;

с разделом «болезнь».


ОСНАЩЕННИЕ ЗАНЯТИЯ:

учебник,

словарь,

таблицы с грамматическим материалом,

раздаточный методический материал.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - 5 МИН.

ПРИВЕТСТВИЕ, РАБОТА С ЖУРНАЛОМ, ОТМЕТКА ОТСУТСТВУЮЩИХ НА ЗАНЯТИИ, ПРОВЕРКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ, СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ.


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО РАНЕЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ - 20 МИН.

ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, СВЯЗАННОГО С ТЕМОЙ «ВНЕШНОСТЬ»; ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ).


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА- 40 МИН.

мотивирование учащихся на работу с новой темой, активизировать изученную ранее лексику по теме «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ» (упражнения на лексический материал);

повторение и обобщение грамматического материала о согласовании времен Sequence of Tenses: употребление и формообразование;

развитие умений диалогической речи (студенты  задают вопросы о внешности, частях тела);

тренировка согласования времен Sequence of Tenses.


КОНТРОЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

развитие навыков неподготовленной и подготовленной монологической и диалогической устной речи по теме;

умение согласовывать времена;

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу;

умение читать несложные тексты.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА — 20 МИН.

закрепление навыков чтения;

закрепление лексики по теме (найти в тексте выражения по теме занятия);
практика речевой деятельности (диалогической);
создание ситуаций для употребления согласования времен;

выполнение упражнений на употребление согласования времен;

преподаватель указывает индивидуальные ошибки и корректирует их.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ - 5 МИН

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ, ОТМЕЧАЕТ ЛУЧШИХ И ХУДШИХ СТУДЕНТОВ, ДАЕТ ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ (ВЫУЧИТЬ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО ТЕМЕ).


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ.

ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НЕОБХОДИМО:

ЗНАТЬ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ;

ЗНАТЬ ПРАВИЛА согласования времен;

САМОКОНТРОЛЬ;

МОТИВАЦИЯ.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Козырева Л. Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие / Л. Г. Козырева, Т. В. Шадская.- Ростов н/Д: Феникс, 2017

Мюллер В. К. Англо-русский и русско-английский словарь. – М.: Эксмо, 2016


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Галицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений / Ю.Б. Галицынский, Н.А. Голицынская.- СПб.: КАРО, 2015

Парахина А. В. Учебник английского языка: для средних специальных учебных заведений / А. В. Парахина, С.А. Тылкина.- М.: Высшая школа, 1981

Raymond Murphy English Grammar In Use.- Edinburgh: Cambridge University Press, 2017

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ЦМК ОГСЭ И ЕНД

ПРОТОКОЛ № 10

ОТ «10» ИЮНЯ 2019 Г. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦМК

___________ Г.И.ЧУРАКОВА

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПРОТОКОЛ № 9

ОТ «27» ИЮНЯ 2019 Г.

УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УР

___________


А.Н. БАЛАБАНОВА

«27» ИЮНЯ 2019 Г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)



ТЕМА: «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»


СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

31.02.01 «Лечебное дело»

33.02.01 «Фармация»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

31.02.03 «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»


КУРС –1


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ –2 ЧАСА.





ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ВЕСЕЛОВА А.С.
















ТАМБОВ 2019 ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ)


ТЕМА: «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»


СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

31.02.01 «Лечебное дело»

33.02.01 «Фармация»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

31.02.03 «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»


КУРС –1


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 2 ЧАСА.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – КАБИНЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.



ФОРМА ЗАНЯТИЯ: КОМБИНИРОВАННАЯ.


ТИП ЗАНЯТИЯ: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО РАНЕЕ.


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

формирование знаний, умений и навыков через чтение, говорение, аудирование, монологическую и диалогическую речь.


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

знать лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

уметь общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

уметь переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

уметь самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь;

уметь самостоятельно пополнять словарный запас.


ЗАДАЧИ:

УЧЕБНЫЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ):

обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;

сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы, переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки: составление простого плана, навыки работы со словарём;

создать условия для отработки навыков и умений в чтении письме, говорении, восприятии речи на слух;

создать условия для отработки навыков анализа такого грамматического (фонетического) явления, как согласование времен (Sequence of Tenses), устная тема («АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»);

расширить общий и филологический кругозор учащихся: научить самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь и пополнять словарный запас.


РАЗВИВАЮЩИЕ:

создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

содействовать формированию патриотических чувств;

содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка;

содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.


МПС (МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ):

с анатомией и физиологией человека.


ВПС (ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ):

с разделом «внешность»;

с разделом «болезнь».


ОСНАЩЕННИЕ ЗАНЯТИЯ:

учебник,

словарь,

таблицы с грамматическим материалом,

раздаточный методический материал.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - 5 МИН.

ПРИВЕТСТВИЕ, РАБОТА С ЖУРНАЛОМ, ОТМЕТКА ОТСУТСТВУЮЩИХ НА ЗАНЯТИИ, ПРОВЕРКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ, СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ.


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО РАНЕЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ - 20 МИН.

ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, СВЯЗАННОГО С ТЕМОЙ «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»; МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ОБ АНАТОМИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ ТЕЛА; ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (Sequence of Tenses).


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА- 40 МИН.

активизация изученной ранее лексики по теме «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ» (упражнения на лексический материал);

повторение и обобщение грамматического материала о согласовании времен (Sequence of Tenses): употребление и формообразование;

развитие умений диалогической и монологической речи;

тренировка грамматических структур - согласование времен (Sequence of Tenses).


КОНТРОЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

развитие навыков неподготовленной и подготовленной монологической и диалогической устной речи по теме;

умение использовать согласование времен (Sequence of Tenses);

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу;

умение читать несложные тексты.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА — 20 МИН.

закрепление навыков чтения;

закрепление лексики по теме (найти в тексте выражения по теме занятия);
практика речевой деятельности (монологической);
создание ситуаций для употребления согласование времен;

выполнение упражнений на употребление согласование времен;

преподаватель указывает индивидуальные ошибки и корректирует их.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ - 5 МИН

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ, ОТМЕЧАЕТ ЛУЧШИХ И ХУДШИХ СТУДЕНТОВ, ДАЕТ ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ (РАССКАЗАТЬ О ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ ЧЕЛОВЕКА).


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ.

ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НЕОБХОДИМО:

ЗНАТЬ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ;

ЗНАТЬ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ согласования времен;

САМОКОНТРОЛЬ;

МОТИВАЦИЯ.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Козырева Л. Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие / Л. Г. Козырева, Т. В. Шадская.- Ростов н/Д: Феникс, 2017

Мюллер В. К. Англо-русский и русско-английский словарь. – М.: Эксмо, 2016


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Галицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений / Ю.Б. Галицынский, Н.А. Голицынская.- СПб.: КАРО, 2015

Парахина А. В. Учебник английского языка: для средних специальных учебных заведений / А. В. Парахина, С.А. Тылкина.- М.: Высшая школа, 1981

Raymond Murphy English Grammar In Use.- Edinburgh: Cambridge University Press, 2017

УПРАЖНЕНИЯ

1. Выучите слова к тексту:

humanчеловеческий


body – тело

head – голова

hair - волосы

face - лицо

cheek - щека

eye - глаз

ear - ухо

healthy - здоровый

tooth (pL teeth) - зуб

mouth - рот

hand - кисть (руки)

leg - нога

foot (pL feet) - ступня

nose - нос

arm - рука

strong - сильный, крепкий

TEXT

PARTS OF THE HUMAN BODY

Look at the picture. You can see my brother and me. Look at my head and hair. My hair is long. It is black. This is my face. My face is round. I have rosy checks. My eyes are blue. My ears are small. I have healthy teeth in my mouth. My hand is on the table, and legs are under the table. You can see my legs, but can't see my feet.

This is my brother Pete. His hair is short and dark. His face is not round. His eyes are brown and his nose is short. He likes sport. His arms and legs are strong. In the picture he has a ball in his hand.

Proverb: A little body has often a great soul. (Сравни: Мал золотник да дорог.)












ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Ответьте на вопросы:

1. What colour is your hair? 2. Is your hair long or short? 3. Is your face round? 4. Are your cheeks rosy? 5. What colour are your eyes? 6. Are your teeth healthy?



  1. Скажите: "You are right" («Вы правы»), если согласны или " You are wrong" («Вы не правы»), если не согласны.

Образец: Ann's hair is long.

  • You are right; her hair is long.

  • You are wrong; her hair is short.



  1. Ann's eyes are brown. 2. Her cheeks are not rosy. 3. Pete's hair is blonde. 4. Pete has strong legs.



  1. Ответьте на вопросы преподавателя (см. рис.):

What do you see in the pictures in the 1st row? (in the 2nd, 3rd and 4th rows?)



  1. Переведите шутку:

One day a mother gave her son a new bicycle (велосипед). The boy took the bicycle and went into the yard. His mother went into the yard too and looked at her son with a smile. On his first round (после первого круга) he cried: "Look, Ma, no hands." On his second round he cried: "Look, Ma, no feet." On his third round he cried: "Look, Ma, no teeth."







2. Выучите слова к тексту:

rule - правило

air - воздух; (to air - проветривать)

to wash - умываться

waist - пояс

shower - душ

to hurry - торопиться

meal - еда

rest - отдых

to eat - есть

to rise - подниматься

early – рано



TEXT

RULES OF GOOD HEALTH

When you get up air the room.

Do morning exercises every day.

Wash to the waist or take a shower.

Don’t hurry when you have your meal?

Work and have a rest.

Eat in time.

Go to bed in time and rise early.

Proverb: Early to bed, early to rise, makes a man healthy, wealthy and wise.


ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


I. Найдите в тексте "Rules of Good Health" следующие слово­сочетания:


крепкое здоровье; проветривать комнату; делать утреннюю заряд­ку; умываться до пояса; принимать душ; вовремя принимать пищу; отдыхать; ложиться спать

Laughter is the Best Medicine

"I will not wash my face", said little Ann.

"Oh, you are a bad girl," said the grandmother. "When I was a little girl I always washed my face."

"Yes," said Ann, "and look at it now."



Proverb: Two heads are better than one.


3. Выучите слова к тексту:

nearsighted - близорукий

farsighted - дальнозоркий

to need - нуждаться

glasses - очки

to take care (of) - беречь, забо­титься

light - свет

to rub - тереть

eyeball - глазное яблоко

delicate - хрупкий

to be tired - быть усталым

harmful - вредный

to examine - проверять

to treat - лечить

disease - заболевание

oculist - глазной врач


TEXT

EYES

She is nearsighted. He is farsighted. They need proper kind of glasses — Им нужны правильные очки.

Take care of your eyes:

  1. Give the eyes much light at home, at school, at the office.

  2. Do not rub or press the eyeballs. They are very delicate.


  1. Close your eyes for a few minutes if your eyes are tired. It gives rest to the eyes.

  2. Remember that smoke is harmful to the eyes.

  3. Examine your eyes every year. A doctor who treats the eye diseases is called an oculist.

Proverb: Beauty lies in lover's eyes. (Сравни: He no-хорошу мил, а по-милу хорош.)


ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

I.Скажите по-английски:

Берегите глаза. Не трите глаза. Дым вреден для глаз. Проверяйте глаза каждый год.


II. Ответьте на вопросы:

  1. What colour are your eyes? (blue, brown, grey) 2. How must you take care of your eyes? 3. How can you give rest to the eyes? 4. Do you wear glasses?

III. Переведите шутку:

Two Englishmen were talking about young people in our days. One of them said: "Young people now are so different from what we were thirty years ago. Look at that young person with short hair, smoking a cigarette and wearing jeans. What is it - a boy or a girl? "

"It’s a girl," said a middle-aged person sitting near them on a bench.

"I’m sorry, sir, " said the first Englishman. "Are you her father?"

"I’m not," was the answer. "I'm her mother."



4. Выучите слова к тексту:

to keep - содержать

gum - десна

condition - состояние

brush - щетка; (to brush) - чистить

rinse - полоскание; (to rinse) - по­лоскать

meal - еда

to use - употреблять

food - пища

to chew - жевать

to crack - колоть

nut - opex

sugar - сахар

dentist - зубной врач

twice – дважды


TEXT

MOUTH

You must keep the mouth, gums and teeth in healthy condition. Brush your gums and teeth and rinse your mouth in the morning and after every meal. Don't use metal things to clean your teeth after meals. Examine your teeth regularly twice a year. Use food which you must chew.

If you want to have strong and healthy teeth:

  1. Brush your teeth every day.

  2. Rinse your mouth after meal.

  3. Never crack nuts with teeth.

  4. Do not eat much sugar.

See the dentist twice a year.

“I showed him a quick way to clean his teeth - to bite a piece of soap."

Proverb: Keep your mouth shut and your ears open.

ЗАПОМНИТЕ:

in Russian: раз в год, два раза в день

in Enslish: once a year, twice a day

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Найдите интернациональные слова в тексте.



  1. Скажите по-английски:

в здоровом состоянии; дважды в год; после еды; чистить зу­бы; не употребляйте; полоскать рот.

III. Ответьте на вопросы.

  1. Have you healthy teeth? 2. When do you brush your teeth? 3. How often do you see the dentist? 4. Are you afraid of going to the dentist?


  1. Выпишите из текста все, что касается ухода за зубами.



  1. Прочтите ответы мальчика и закончите вопросы зубного врача:

Dentist: Do you...?

В о у: No, I don't. I don't rinse my mouth after each meal.

D.: How often do you...?

В.: I examine my teeth once a year.

D.: Are you...?

В.: Yes, I am I am very much afraid of going to the dentist.

D.: Do you...?

В.: Yes, I do. I crack nuts with my teeth.


Believe It or N о t

A Woman with Two Tongues

Of course, there never lived a more unhappy young woman than this woman of Frankfurt, Germany. She had two tongues but could not speak a word.

Laughter is the Best Medicine

Doctor: Show me your tongue, little Ann.

A n n: No, I shan't. My mother always punishes (наказывает) me when I show my tongue to my sister at home.

Отгадайте ребус:

Bear: Oh, Doctor, my teeth... my teeth... I am ill. Help me, Doctor. Doctor: I’ll help you, but you must not eat much....

Ответ: honey




  1. Выучите слова к тексту:

different - различный

toilet - туалет

soap - мыло, (to soap) - намыливать

running water - струя воды

count - счет; (to count) - считать

nail - ноготь

bite - укус; (to bite) – кусать



TEXT

HANDS

Human hands can do different work.

There are some rules for your hands:

  • Wash your hands before meals.

  • Wash your hands after the use of the toilet.

  • Soap your hands well.

  • When you rinse your hands with running water count to 60.

  • Keep the nails short.

  • Don't bite your nails.


Proverb: To work with the left hand. (Сравни: Работать спустя рукава.)



ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



  1. Вставьте вместо точек» слова "hand" или "arm", а затем опишите рисунки, пользуясь данными предложениями:


1. This is a nurse with a thermometer in her...

2. Raise your... when you want to speak at the lesson




  1. Посмотрите на рисунок и назовите шесть частей тела; название каждого предмета по произношению совпадает с на­званиями различных частей тела.

Ответ: chest, hands, elbow (L-bow), nails, hair (hare), eye­ball (I-ball).




Laughter is the Best Medicine

Mother: Nelly, did you wash your hands before dinner?

N e 11 y: Yes, Mummy, you can see it if you look at the towel (полотенце).



"I don’t understand why I must wash my hands before school."

"Why not?"

"I never put them up in class."

  1. Выучите слова к тексту:

habit - привычка

to sneeze - чихать

daily - ежедневный


to cover - закрывать

to cough - кашлять

neatly - опрятно, аккуратно

to hang up - вешать




TEXT

GOOD HABITS

1. You must have the habit to brush your teeth.

2. You must have the habit to take a daily bath.


3. Cover your nose and mouth when you cough and sneezed.

4. You must have the habit to do morning exercises.


5. You must have the habit to dress neatly.

6. You must have the habit to hang up your clothes.


Laughter is the Best Medicine

The nurse bathed the twins. Later she heard the twins laughing in bed. She said: “What are you, children, laughing at? “

“Oh, nothing” said Edna. “Only you have bathed Edith twice and didn't bathe me at all.”


  1. Выучите слова к тексту:

anybody- любой

dry – сухой

to protect - защищать, предохранять

.

as... as - так... как

without – без

weather – погода


TEXT

HAIR

Here are some rules for your hair:

  • Keep your brush clean and don't give it to anybody.

  • If you have dry hair, protect it from the sun.

  • Don’t wash your hair as often as your face.

  • Don’t go out without a hat in cold weather.


Believe It о r N о t

...a dark-haired person has on his head about 120,000 hairs, a blond - about 150,000 hairs and a red-headed person only about 90,000.

Laughter is the Best Medicine

Teacher: Nick, why didn't you comb (причесал) your hair at home?

N i с k: No comb (расческа), miss.

Teacher: Couldn't you take your father's comb?

N i с k: No hair, miss.


8. Выучите слова к тексту:

heart - сердце

blood - кровь

wonderful - удивитель­ный

during - в течение

to strengthen - укреплять

disease - болезнь

regular - правильный

regimen - режим

to take smb’s pulse - щупать пульс

to feel smb’s pulse - щупать пульс

in such a way - таким образом

beat - удар

vein –вена

capillary - капилляр

artery - артерия

to carry - нести

cell - клетка

blood pressure - артериальное давление

blood test - анализ крови

cardiogram of one’s heart - кардио­грамма


TEXT

HEART AND BLOOD

Your heart is a wonderful organ that works during every minute of your life.

You can help it work long and well. You can strengthen it, protect it from disease by exercises and regular regimen.

Take your pulse and in such a way you can control the work of your heart.

Our pulse is about 70 beats per minute. After heavy exercises the heart works faster and then the pulse will be faster too, perhaps 100 (one hun­dred) beats. After a minute or two the pulse will be normal again.

About 5 litres of blood fill our arteries, veins and capillaries. Arter­ies carry blood from the heart. Veins carry blood to the heart.

Blood has red blood cells, white blood cells and plasma. Today doctors can take blood pressure (B. P.), listen to the heart, take blood tests and take cardiogram of a patient's heart.

Proverb: A merry heart does good like a medicine.


ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


  1. Найдите эти словосочетания в тексте:

укрепить сердце; защитить сердце; это легко и полезно; щупать пульс; таким образом; контролировать работу сердца; 70 ударов в ми­нуту; пульс будет учащенным; пульс будет нормальным; измерить давление; прослушать сердце; сделать анализ крови


  1. Ответьте на вопросы:

1. How саn you strengthen your heart? 2. Can you take anybody's pulse?

3. What do you learn when you take the pulse? 4. How many beats is the pulse of a healthy person? 5. When does the heart work faster? 6. Where do arteries carry blood? 7. Where do veins carry blood?


  1. Напишите графический диктант по следующему тексту:

Arteries carry blood from the heart. Veins carry blood to the heart. Blood has only red and white blood cells. Today doctors cannot take blood pressure and blood tests. Doctors can take a cardiogram of a patient's heart.

Believe It or Not

Different Hearts

The lion (лев) has the smallest heart of all wild animals (диких живот­ных).

King Philip the Second of Spain (Филипп 11, король Испании) was a coward (трус) but he had the largest heart of any known (известный) man

Laughter is the Best Medicine

Teacher: Jimmy, why don't you wash your face? I can see what you had for breakfast this morning.

Little boy: What was it?

Teacher: Eggs.

Little boy: Wrong (неправильно), that was yesterday.

* * *

Jim and his mother were waiting for Jim's music teacher.

Mother: Did you wash your hands?

J i m: Yes.

M o t h e r: And your face?

Jim: Yes, Mother.

M o t h e r: And did you wash behind your ears?

J i m: On her side I did, Mother.



N i с k: Mummy, yesterday Pete came to school with dirty (грязными) hands and dirty face. His ears were dirty too.

M o t h e r: Did you tell him about it?

N i с k: Oh, no. I wanted to be polite (быть вежливым).


9. Используя данные слова, назовите кости скелета и срав­ните английское название с латинским.

parietal - теменной

vertebra - позвонок

frontal - лобный

vertebrae - позвонки

temporal - височный

clavicle - ключица

occipital - затылочный

scapula - лопатка

skull - череп

rib - ребро

cervical - шейный

thorax - грудная клетка

dorsal - спинной

spine - позвоночный столб

lumbar - поясничный

pelvis - таз

sacrum - крестец

coccyx - копчик

humerus - плечевая кость

ulna - локтевая кость

radius - лучевая кость

phalanges - фаланги

femur - бедро

fibula - малая берцовая кость

tibia - большая берцовая кость




SKELETON

УПРАЖНЕНИЯ

  1. Прочтите названия костей по-английски.


  1. Найдите и напишите по-английски и по-латински названия костей: а) головы; б) туловища; в) таза; г) верхней конечно­сти; д) нижней конечности.






УПРАЖНЕНИЯ

  1. Глядя на рисунок, назовите части тела чело­века. В случае ошибки другой учащийся дол­жен вас быстро поправить:

  1. : This is a foot (указывая на кисть руки).

  2. : No, you are wrong. This is a hand.














  1. Скажите по-английски:

  1. Дайте вашу руку, я хочу пощупать ваш пульс. 2. Дайте вашу руку, я хочу измерить давление. 3. У вас давление нормальное. 4. Откройте рот и покажите язык. 5. Вы здоровы. 6. Откройте рот и покажите зу­бы. 7. Вы должны заботиться о ваших зубах. 8. Вы должны проверять глаза каждый год.

  1. Назовите и покажите на картин­ке кости: а) головы; б) туловища; в) таза; г) верхней конечности; д) нижней конечности.


  1. В правой колонке найдите пере­вод каждого английского слова:


1. hand

2. eye

3. leg

4. body

5. arm

6. to brush

7. tooth

8. head

9. to examine

10. feet

11. cheek

12. to keep

13. finger

14. teeth

15. foot

16. to hear




I. палец

II. голова

III. рука

IV. зубы

V. содержать

VI. глаз

VII. нога

VIII. кисть руки

  1. стопа

  2. стопы

  3. осматривать

  4. тело

  5. щека

  6. зуб

  7. чистить

  8. слышать

полоскать



  1. Какие слова вы можете выделить в этой цепочке букв? По­следняя буква каждого слова является первой буквой сле­дующего:


Eyearightoeskinailegumouthand



  1. Закончите стихотворение подходящей по смыслу рифмой:


Ears for hearing;

Teeth for biting;

Eyes for seeing;

Legs for walking;

Tongues for testing and for…


  1. Переведите шутку:

"What's the matter? Are you blind? "Speak louder. I'm deaf."



РАБОТА СО СЛОВАМИ.

1. Внимательно изучите слова по данной теме и выполните следующие задания


1.1.Переведите с русского на английский слова

тело - …….., рот - ……., щека - ………, сердце - ………, грудь - …….., мышца - …………, талия - ………, палец -………, колено - …….., бедро - ……., печень - ………, глаз -…….


1.2. Вставьте пропущенные буквы

bl…od, sh…nk, p…lm, t…ro…t, ey…l…sh, n…se, ton…ue, w…rist, cl…vi…le, f…ce, fo…t, p…lvis, b…tto…k, elb…w, r…b, th…mb, sp…ne, ba…k, sho…lder, he…d, ha…r, he…l.


1.3. Подпишите картинки на английском языке

1

2


--------------№3 -------------№4 ---------------№5


----------------№6 -------------№7


-----------------№8 ------------------------------№9

1.4. Переведите с английского на русский


1.5. Переведите текст и составьте рассказ.


1.6. Напишите 6-8 предложений о частях тела человека. Данные вопросы смогут помочь выполнить задание.


________________________________________________________________

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


РАБОТА С ТЕКСТОМ

    1. Внимательно прочитайте и переведите текст





    1. Напишите название текста “__________________________________________ “



    1. Продолжите предложения по тексту

The principal parts of the human body are________________________________________

The head consists of ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

The ear includes_______________________________________________________________

The mouth has _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

The head is connected __________________________________________________________

The principal organs in the chest are: _____________________________________________

We breathe with the ___________________________________________________________

The heart contracts and ________________________________________________________

The principal organs in the abdominal cavity ______________________________________

____________________________________________________________________________

He bones are covered __________________________________________________________

We have _______ fingers and ___________________________________________________

The upper extremity is _________________________________________________________

The lower extremity consists____________________________________________________


  1. Поставьте вопросы к диалогу



A. Hollow, Ann!

B. Hollow, Sasha! Why were you absent at the English lesson?

A. I was late but duty administrator sent me to college’s library. Please, tell me what did you do at the English lesson?

B. We learnt the new theme about parts of the human body.

A._______________________________________________________________________?

B. The principle parts of the human body are the head, the trunk and limbs.

A.________________________________________________________________________

B. The head consists of two parts: the skull, which consists the brain and the face, which consists of the forehead, the eyes; the nose, with the lips, the cheeks, the ears and the chin.

A. It’s very interesting! I want to know more about it. Do you know about the ear?

B. Yes, the ear includes three principle parts: the external ear, the middle ear, the internal ear.

A.________________________________________________________________________?

B. The mouth has two lips: an upper lip and a lower lip. In the mouth there are gums with teeth, a tongue and palate.

A.________________________________________________________________________?

B. The principle organs in the chest are: the lungs, the heart and esophagus.

A.________________________________________________________________________?

B. Read the text “We study anatomy” and answer oneself. Open the textbook of Avanesyants, on page 15.

A. The main organs of the abdominal cavity are the stomach, the liver, the spleen, the intestines, the kidney, the gall-bladder and the bladder.

B.________________________________________________________________________?

A. The main parts of the upper extremity are: upper am, the forearm, the elbow, the wrist and he hand.

B. I know! The main parts of the lower extremity are: the leg, the hip, the knee, the calf, the ankle, the foot. Thanks! I think that I’ll remember main material about parts of the human body and I’ll go to English lesson. I want to get mark “5”. Good bye!

A. Good bye! See you later!



  1. Напишите письмо другу по теме «Мы изучаем анатомию».

Данное письмо рекомендовано использовать в качестве образца.





Moscow

Russia

April 7th





Dear Jenny,

Thanks a lot for your reply! It was great to hear from you so soon!

In your letter you ask me about how we study the new theme about parts and organs of the human body. Of course it’s very interesting theme! In the practical anatomy class we study the human body. We know thatthe principle parts of the human body are the head, the trunk and limbs.

The head consists of two parts: the skull, which consists the brain and the face, which consists of the forehead, the eyes; the nose, with the lips, the cheeks, the ears and the chin.

The ear includes three principle parts: the external ear, the middle ear, the internal ear.

The mouth has two lips: an upper lip and a lower lip. In the mouth there are gums with teeth, a tongue and palate.

The principle organs in the chest are: the lungs, the heart and esophagus.

The main organs of the abdominal cavity are the stomach, the liver, the spleen, the intestines, the kidney, the gall-bladder and the bladder.

The main parts of the upper extremity are: upper am, the forearm, the elbow, the wrist and he hand.

The main parts of the lower extremity are: the leg, the hip, the knee, the calf, the ankle, the foot. The body is covered with the skin.

I and my friends learnt the new theme about parts of the human body. I think that I’ll remember main material about parts of the human body and I’ll go to the next English lesson. I want to get mark “5”. Do you like to study the parts of the human body? Our teacher gave usinteresting two tables with the words by this theme. Did you see video material about parts of the human body? It’s very interesting and funny! If you need this video material about parts of the human body I can sent to you. Is it difficult to learn new words? What do you about organs and parts of the human body?

Please write back.

Lots of love,

Olga






  1. Напишите соответствующую часть тела и выполните мини - тест

  1. Соотношение слов

  1. Вставьте подходящие слова из рамки так, чтобы получилась метафора.


  1. Найдите правильные ответы, используя данные слова


8. Прочитайте и переведите текс.



SKELETON.

The bones form the skeleton of the body. The most important part of the skeleton is the backbone. It is so important that naturalists divided all animals into two classes - those which have a backbone and those which have none. All the higher animals have a backbone, or vertebral column and they are therefore called (называются) vertebrate animals. The others are called invertebrate animals.


The bones which form the skeleton or bony framework of the body include the bones of the head, the bones of the trunk, the bones of the lower and upper limbs. At the upper end of the backbone there is the skull. Inside the skull is the brain. The bones of the head include the bones which make up the box-like structure, the skull, and freely movable bone which forms our lower jaw.There is another box of bones in front of the backbone. The ribs, which join the backbone behind and bend round towards the breastbone in front, form a strong cage - the chest, inside of which there is the heart and the lungs. The bones of the trunk include the spinal column, the ribs and the breastbone.The arms join the body at the shoulder, and the shoulder itself consists of two bones - the collar-bone in front, and the shoulder-blade behind. Between the shoulder and the elbow there is only one bone in the arm, but between the elbow and the wrist there are two. In the wrist there are eight small bones. They are bound (связаны) together, but their large number allows the wrist to bend freely. Next come the bones of the hand itself. In the body or palm of the hand there are five long bones - one for each finger and one for the thumb. Each of the fingers has three bones, and the thumb has two. Thus we have twenty-seven bones in the framework of the hand and wrist alone.

8.1. Ответьте на вопросы.

1. Is the backbone the most important part of the body?

2. What classes do the naturalists divide all the animals into?

3. What does the skull include?

4. The bones of the trunk include the spinal column, the ribs and the breastbone, don't they? 

5. How does the wrist work?

8.2 Найти синонимы:

vertebral column, injury, cage, damage, harm, box, backbone, to include, inside, immovable, in front of, lower, behind, invertebrate, to exclude, movable, vertebrate, outside, upper, higher.















































































  1. Write the ordinary English words for the corresponding anatomical terms in the table using your medical knowledge. Look at A opposite to help you.

Anatomical term

Common word

abdomen


axilla


carpus


coxa


cubitus


mamma


nates


patella


  1. Complete the sentences using ordinary English words. Look at A and С opposite to help you.

  1. Complete the sentences. Look at A opposite to help you.

Anatomical term Patient's statement

  1. inguinal swelling

  2. abdominal pain

  3. periumbilical rash

  4. thoracic pain

  5. enlarged axillary node

  6. mandibular pain

I’ve got a lump in the

My little boy’s got a - ache.

I’ve got some spots around my……………………..

I’ve got a pain in the middle of the

There’s a painful swelling in my

I’ve got a pain in my

  1. Complete the table with words from the box. The first one has been done for you.

abdomen

elbow

loin

wrist

thigh

knee

chest

arm

leg

finger

Trunk

Upper limb

Lower limb

abdomen



Parts of the body 2

The abdomen

The main organs of the body have ordinary English names and doctors use these words. Bur when an adjective is needed they often use an anatomical word, l or example, we can say disease of the liver or hepatic disease. Some abdominal organs, for example the pancreas, have no ordinary name.

When doctors talk about the main parts of the digestive system, they use the words bowel or intestine: the small intestine or the small bowel, the large intestine or the large bowel. When speaking to patients, doctors may refer to the anus and rectum as the back passage.

The chest

The chest (thorax) contains the organs of respiration and the heart. The main parts of the respiratory system are the airways and the lungs. T he left lung is divided into two lobes, and the right into three. The airways consist of the larynx, the trachea (or windpipe), the right and left bronchus, and the bronchioles. The chest is separated from the abdomen by the diaphragm.

The pelvis

A doctor is explaining the function of the bladder to a patient.

The bladder is situated in the pelvis, as you know, and it is connected to each kidney by a long tube called the ureter - one on each side. The ureters carry the urine from the kidneys to the bladder, where it is stored until you decide to empty your bladder. When that happens, the urine passes down another tube, called the urethra, to the outside.



3.1 Label rhc diagram using words from rhc box. Look at В opposite to help you.

diaphragm

lobes

windpipe

heart

lung

airways

bronchioles


  1. Match the conditions (1-8) with the organs affected (a-h), using your medical knowledge.

  1. hepatitis a bladder

  2. pneumonia b gall bladder

  3. nephritis с heart

  4. gastric ulcer d kidney

  5. cystitis e liver

  6. angina pectoris f lung

  7. cholecystitis g stomach

  8. ulcerative colitis h large bowel

  1. Complete the textbook extract. Look at A and С opposite to help you.

Examination of the abdomen

To examine the patient for enlarged abdominal (1) first fee! for the (2)

and the (3) - on the right side. To do this, ask the patient to take a deep

breath, while pressing with the fingers upwards and inwards. Next, feel for the right (4)

and then cross over to the other side for the left (5) Still on the left side, palpate for an

enlarged (6) Finally, moving to the lower abdomen, feel for the (8).._

which is only felt if it is full.

Bones

Bones

Some common English names for bones:

English name Anatomical name

skull

cranium

jaw bone

mandible

spine

vertebral column

breastbone

sternum

rib

costa

collarbone

clavicle

shoulder blade

scapula

thigh bone

femur

kneecap

patella

shinbone

tibia

Fractures

A fracture is a break in a bone. Some of rhe different types of fracture:

comminuted

A pathological fracture is fracture in a diseased bone. A fatigue or stress fracture is due to repeated minor trauma, for example long-distance marching or running.

Treatment of fractures

When the fragments of a broken bone heal and
join together, they unite. Union may be promoted,
or helped, by reducing the fracture - replacing the
fragments in their anatomical position if they arc
displaced. After reduction, excessive movement of
the broken bone is prevented by fixation - cither
external, for example a splint or plaster of Paris cast,
or internal, for example a pin or a plate and screws.

A displaced fracture which is not reduced may result
in malunion - incomplete or incorrect union.

Note: The verb reduce has several meanings in medicine:

  • to make smaller - I think we'd better reduce the dose of your tablets.

m (in surgery) to return to anatomical position - A hernia can normally be reduced by manipulation, m (in chemistry) tc remove oxygen or add hydrogen - Nitric acid is a reducing agent.

a plaster cast

a pin a plate and screws


breastbone
collarbone
jaw bone
kneecap
rib

shinbone
shoulder blade
skull
spine

thigh bone

  1. 6.1 Label the diagram using words from the box. Look at A opposite to help you.

I 6.2 Match the types of fracture (1-5) with the descriptions (a-e). Look at В opposite to help you.

  1. open

  2. comminuted

  3. displaced

  4. green stick

  5. impacted

a There is a break in the skin, b The bone is bent. It occurs mainly in children, с The bone is broken into several pieces, d The broken pieces arc separated, с The broken pieces are pushed together.

  1. 6.3 Complete the textbook extract. Look at С opposite to help you.

  1. a fracture involves trying to return the bones to as near to their original

position as possible. If a fracture is allowed to heal in a displaced position the fracture will (2) but it may go on to (3) ..















































1. Abdomen

Живот

2. Adrenal glands

Надпочечники

3. Ankle

Лодыжка

4. Anus

Задний проход

5. Aorta

Аорта

6.Apex

Верхушка

7.Appendix

Червеобразный отросток

8.Arch

Дуга

9.Arm

Рука

10.Armpit

Подмышечная впадина

11.Artery

Артерия

12.Atrium

Предсердие

13.Auricle

Ушная раковина

14.Back

Спина

15.Back of the head

Затылок

16.Base

Основание

17.Bile ducts

Желчные протоки

18.Bladder

Мочевой пузырь

19.Body

Тело

20.Bone

Кость

21.Bone marrow

Костный мозг

22.Brain

Мозг

23.Breast

Грудь

24.Breastbone

Грудина

25.Bridge of the nose

Переносица

26.Bronchus (bronchi)

Бронх (бронхи)

27.Buttock

Ягодица

28.Cadaver

Труп

29.Calf (shin)

Голень

30.Capillaries

Капилляры

31.Cardiac

Сердечный

32.Cardiovascular

Сердечно-сосудистый

33.Cartilage

Хрящ

34.Cavity

Полость

35.Cecum

Слепая кишка

36.Cell

Клетка

37.Cellular

Клеточный

38.Cerebellum

Мозжечок

39.Cerebral

Мозговой

40.Cervical

Шейный

41.Chamber

Камера

42.Cheek

Щека

43.Cheekbone

Скула

44.Chest

Грудная клетка

45.Chin

Подбородок

46.Clavicular

Ключичный

47.Coccyx

Копчик

48.Collarbone

Ключица

49.Colon

Ободочная кишка

50.Connective

Соединительный

51.Cornea

Роговица

52.Corpse

Труп

53.Costal

Реберный

54.Cranial

Черепной

55.Cuspid

Клык

56.Cutaneous

Кожный

57.Diaphragm

Диафрагма

58.Duodenum

Двенадцатиперстная кишка

59.Ear

Ухо

60.Elbow

Локоть

61.Esophagus

Пищевод

62.Extremity

Конечность

63.Eye

Глаз

64.Eyeball

Глазное яблоко

65.Eyebrow

Бровь

66.Eyelash

Ресница

67.Eyelid

Веко

68.Face

Лицо

69.Facial

Лицевой

70.Fiber

Волокно

71.Fibrous

Волокнистый

72.Fingers

Пальцы (руки)

73.Foot

Стопа

74.Forearm

Предплечье

75.Forehead

Лоб

76.Gall-bladder

Желчный пузырь

78.Gastric

Желудочный

79.Gastrointestinal

Желудочно-кишечный

80.Genitals

Половые органы

81.Gingiva

Десна

82.Gland

Железа

83.Groin

Пах

84.Gullet

Пищевод

85.Gum

Десна

86.Hand

Кисть

87.Head

Голова

88.Heart

Сердце

89.Heel

Пятка

90.Hepatic

Печеночный

91.Hip

Бедро

92.Ileum

Подвздошная кишка

93.Incisor

Резeц

94.Intestine (bowels)

Кишечник

95.Iris

Радужка

96.Jaw

Челюсть

97.Jejunum

Тощая кишка

98.Joint

Сустав

99.Kidney

Почкa

100.Knee

Колено

101.Knuckle

Сустав пальца

102.Larynx

Гортань

103.Layer

Слой

104.Leg

Нога

105.Lens

Хрусталик

106.Ligament

Связка

107.Limb

Конечность

108.Lips

Губы

109.Liver

Печень

110.Lobe

Доля

111.Lobular

Долевой

112.Lumbar

Поясничный

113.Lung

Легкое

114.Lymph node

Лимфатический узел

115.Mammary gland

Молочная железа

116.Mediastinum

Средостение

117.Membrane

Оболочка

118.Molar

Коренной зуб

119.Mouth

Рот

120.Muscle

Мышца

121.Muscular

Мышечный

122.Nail

Ноготь

123.Nasal

Носовой

124.Navel (umbilicus)

Пупок

125.Neck

Шея

126.Nerve

Нерв

127.Nervous

Нервный

128.Nose

Нос

129.Nostril

Ноздря

130.Occiput

Затылок

131.Oral

Ротовой

132.Ovary

Яичник

133.Palate (soft & hard)

Нёбо (мягкое и твердое)

134.Palm

Ладонь

135.Pancreas

Поджелудочная железа

136.Pelvic

Тазовый

137.Pelvis

Таз

138.Pericardium

Перикард

139.Peritoneum

Брюшина

140.Pharynx

Глотка

141.Pituitary

Гипофиз

142.Pleura

Плевра

143.Pulmonary

Легочной

144.Pupil

Зрачок

145.Rectum

Прямая кишка

146.Renal

Почечный

147.Retina

Сетчатка

148.Rib

Ребро

149.Sacral

Крестцовый

150.Saliva

Слюна

151.Salivary glands

Слюнные железы

152.Scapula

Лопатка

153.Septum

Перегородка

154.Serous

Серозный

155.Shoulder

Плечо

156.Side, flank

Сторона, бок

157.Sinew

Сухожилие

158.Skin

Кожа

159.Skull

Череп

160.Sole

Подошва

161.Spinal column

Позвоночник

162.Spinal cord

Спинной мозг

163.Spine

Позвоночник

164.Spleen

Селезенка

165.Spondyl

Позвонок

166.Stomach

Желудок

167.Temple

Висок

168.Tendon

Сухожилие

169.Testis

Яичко

170.Thigh

Бедренная кость

171.Thoracic

Грудной

172.Throat

Горло

173.Thumb

Большой палец руки

174.Thyroid

Щитовидная железа

175.Tissue

Ткань

176.Toe

Палец ноги

177.Tongue

Язык

178.Tonsils

Миндалины

179.Tooth (teeth)

Зуб (зубы)

180.Trachea

Трахея

181.Trunk

Туловище

182.Tympanic membrane

Барабанная перепонка

183.Upper arm

Плечевая кость

184.Ureter

Мочеточник

185.Urethra

Мочеиспускательный канал

186.Uterus

Матка

187.Uvula

Нёбный язык

188.Valve

Клапан

189.Vascular

Сосудистый

190.Vein

Вена

191.Ventricle

Желудочек

192.Vertebra

Позвонок

193.Vessel

Сосуд

194.Visceral

Внутренний

195.Vocal cords

Голосовые связки

196.Wisdom tooth

Зуб «мудрости»

197.Wrist

Запястье


thyroid

щитовидная железа

digestive system

пищеварительная система

uterus

матка

bone

кость

urinary bladder

мочевой пузырь

womb

матка

gullet

глотка, пищевод

spleen

селезёнка

pupil

зрачок

blood

кровь

lungs

лёгкие

bronchi

бронхи

duodenum

двенадцатиперстная кишка

heart

сердце

artery

артерия

pituitary gland

гипофиз

muscle

мышца, мускул

urethra

уретра

hypophysis

гипофиз

intestine

кишки, кишечник

tympanic membrane

барабанная перепонка

brain

мозг

stomach

желудок

larynx

гортань, глотка

bronchial tubes

бронхи

windpipe

дыхательное горло

kidney

почка

pancreas

поджелудочная железа

trachea

трахея

cerebellum

мозжечок

gall bladder

желчный пузырь

colon

толстая кишка

lymph

лимфа

eardrum

барабанная перепонка

rectum

прямая кишка

skin

кожа

vein

вена, кровеносный сосуд

tonsil

миндалевидная железа

adrenal

надпочечная железа, надпочечник

large intestine

толстая кишка

liver

печень

ureter

мочеточник

prostate

предстательная железа, простата

bladder

мочевой пузырь

small intestine

тонкая кишка


PARTS OF THE HUMAN BODY

The body is wonderfully made, like a complex, perfect machine. Each part is specially constructed to carry out its own function, and to work as a whole with the other parts.

The body has a strong frame work of bones called the skeleton. The skeleton is covered by muscles and other soft tissues, and by skin on the outside.

The human body consists of three parts. They are the head, the trunk and the limbs.

The main part of the head is called the skull. The forehead, the temples, the cheeks, the cheekbones, the two jaws and the mouth compose the face. The teeth and the tongue are loading in the mouth. One chews food with the teeth and tastes food with the tongue. The lips are the two margins of the mouth. We see with the eyes, breathe and smell with the nose.

The trunk consists of the spine, the chest and the pelvic bones. The trunk is divided into two large cavities by diaphragm. The upper cavity of the trunk is called thorax and lower one is called the belly. The lungs and the heart are located above the diaphragms in the upper cavity. In the lower cavity we find interior organs such as stomach, liver, urinary bladder, gallbladder kidneys, spleen and intestines.

The upper limb is divided into the shoulder, the upper arm, the forearm and the hand. The join between upper arm and forearm we call the elbow. The wrist is the joint between forearm and hand. Each hand has five fingers: index, middle finger, ring finger, little finger and a thumb.

The lower limb consists of the thigh-bone, the shin-bone and the fibula. We call the calf the back of the lower leg. The join between the femur and the lower leg is called the knee-joint. This joint is protected by the knee-cap. The joints between lower legs and feet are the ankles. The foot consists of heel, sole and toes.

Words:

1. construct - строить

2. to carry out - нести

3. to cover - покрывать

4. muscle - мышца

5. tissue - ткань

6. trunk - туловище

7. limb - конечность

8. skull - череп

9. temple - висок

10. chew - жевать

11. to divide into – делиться на

12. belly – живот

13. shin-bone – большеберцовая кость

14. thighbone– бедренная кость

15. joint - сустав

16. knee-joint –коленный сустав

17. knee-cap – коленная чашечка

18. ankle-лодыжка

19. sole – подошва

20. frame– скелет, каркас

21. margin - поле, кромка

22. thorax – грудная клетка

23. cavity – полость

24. diaphragm – диафрагма

25. wrist – запястье

26. thumb – большой палец

27. fibula – малоберцовая кость

28. calf – икра

29. femur – бедро

Ex.1 Find English equivalents. Найдите английские эквиваленты.

Составляют лицо; располагаются во рту; работаться как одно целое; покрыт мускулами и мягкими тканями; жевать еду; состоять из трех частей; внутренние органы; верхние конечности; нижние конечности.


Ex.2 Find Russian equivalents. Найдите русские эквиваленты.

To carry out its own function; complex machine; the teeth and the tongue are loading in the mouth; strong frame work of bones; upper cavity; lower cavity; tastes food with the tongue; joint between forearm and hand.

Ex.3 Answer the questions.Ответьте на вопросы.

3. What is the human body?

4. What is skeleton?

5. What parts of the human body do you know?

6. What is the main part of head?

7. What fingers does the hand consist of?


Text

INTERNAL ORGANS

All internal organs are situated in the chest and abdomen. The chest is separated from the abdomen by the diaphragm. The principal organs of the chest are the gullet, the heart and the lungs. The gullet connects the pharynx and the stomach. There are two lungs - one in each half of the chest. They differ in size. The right lung is larger than the left one. There is the heart between the lungs behind the breastbone. The heart pumps the blood to the whole body.

The lower part of the trunk is the abdominal cavity. The principal organs here are the stomach, the liver, two kidneys, the gallbladder, the pancreas, the spleen, the small and large intestines, the bladder and internal sex glands. There is the liver with the gallbladder in the right upper abdominal part. The liver is the largest and heaviest organ in the body. It works over all the products of digestion. The liver destroys poisons and bacteria which get into the blood. There is the stomach, the pancreas and the spleen in the left upper part of the abdominal cavity. Behind them there are the right and left kidneys at the back.

The small and large intestines occupy all the lower abdomen. Here is also the bladder and sex glands. Each internal organ of the body plays a specific role in the organism. The branch of medicine which studies internal organ diseases is called internal medicine.

Words:

  1. chest - грудь

  2. abdomen – живот

  3. diaphragm - диафрагма

  4. gullet - пищевод

  5. lung - легкое

  6. trunk - туловище

  7. pharynx - глотка

  8. stomach - желудок

  9. breastbone - грудина

  10. abdominal cavity - брюшная полость

  11. liver - печень

  12. kidney - почка

  13. gallbladder - желчный пузырь

  14. pancreas - поджелудочная железа

  15. spleen - селезенка

  16. small and large intestines - тонкий и толстый кишечник

  17. bladder - мочевой пузырь

  18. internal sex glands - внутренние половые железы

Ex.1 Find English equivalents. Найдите английские эквиваленты.

расположены в области груди и живота; перерабатывает все продукты пищеварения; яды; бактерии; нижняя часть туловища; правая верхняя часть брюшной полости; самый большой и тяжелый орган тела;

Ex.2 Find Russian equivalents. Найдите русские эквиваленты.

Principal organs; behind the breastbone; to pump the blood; lower part of the trunk; the right and left kidneys at the back; intestines occupy all the lower abdomen; internal medicine

E.3 Answer the questions.Ответьте на вопросы.

  1. What are the principal organs of the chest?

  2. What does the gullet connect?

  3. Where is the heart?

  4. What are the principal organs of the abdominal cavity?



Sequence of tenses (Согласование времен в английском языке)

В английском языке существует правило согласования (последовательности) времен в сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными. Оно заключается в том, что употребление времени глагола-сказуемого в придаточном дополнительном предложении зависит от времени глагола-сказуемого главного предложения. В русском языке согласования времен нет.

Этому правилу подчиняются придаточные предложения дополнительные, то есть те, которые отвечают на вопрос What? Что? Чаше всего они вводятся союзом that - что, который часто вообще опускается. В английском языке, в отличие от русского, запятая в этом случае не ставится.

Это правило строго соблюдается в случаях замены прямой речи на косвенную, когда в главном предложении сказуемое выражено одним из глаголов, вводящих косвенную речь: to say, to tell говорить, сказать, to ask спрашивать, to answer отвечать, to declare заявлять и т. д.; а также тогда, когда в главном предложении стоят глаголы: to know знать, to think думать, полагать, to believe верить, полагать, to expect ожидать, рассчитывать, to promise обещать и т.п.

 

Если глагол-сказуемое главного предложения стоит в одной из форм настоящего или будущего времени, то глагол-сказуемое придаточного дополнительного предложения может стоять в любом времени, которое требуется по смыслу. В этом случае правило согласования времен не действует. Например:

They think (that)– Они думают , что

-he knows English well.- он знает английский хорошо.

-he knew English well.- он знал английский хорошо.

-he will know English well.- он будет знать английский хорошо.

 

 

Правило согласования времен.

Если глагол-сказуемое главного предложения стоит в одной из форм прошедшего времени, то и глагол-сказуемое придаточного дополнительного предложения должен стоять в одном из прошедших времен или в будущем с точки зрения прошедшего (Future in the Past).

При этом соблюдаются следующие три правила:

 

1  Если в главном предложении глагол-сказуемое выражает прошлое действие, а действие придаточного дополнительного предложения происходит в тот же самый период времени (одновременно), что и действие главного, то в придаточном предложении употребляется Past Indefinite или Past Continuous. На русский язык переводится настоящим временем.

I knew he was ill.

Я знал, что он болен.

I thought you were his friend.

Я думал, что ты его друг.

I didn’t know you painted.

Я не знал, что вы рисуете.

Sally said she didn’t like chocolate.

Салли сказала, что не любит шоколад.

Nick told us that his sister was a singer. Ник сказал, что его сестра певица (сейчас).

You had not told me where you were going. Вы не сказали мне, куда идете.

They knew what they were fighting for.

Они знали, за что воюют.


He said that they were watching TV.

Он сказал, что они смотрят телевизор.

He thought that I was playing chess.

Он думал, что я играю в шахматы.

 

 

2  Если в главном предложении глагол-сказуемое выражает прошлое действие, а действие придаточного дополнительного предложения происходило ранее действия главного, то в придаточном предложении употребляется Past Perfect или Past Perfect Continuous. На русский язык переводится прошедшим временем.

She said she had been to London.

Она сказала, что бывала в Лондоне.

I thought you had left England.

Я думал, что вы уехали из Англии.


He told me that he had lost the book.

Он сказал мне, что потерял книгу.

I didn’t known that he had gone to the cinema.

Я не знал, что он ушел в кино.

The announcer said that the plane had arrived at the airport.

Диктор объявила, что самолет прибыл в аэропорт.


We knew that they had been working in the garden since early morning.

Мы знали, что они работали в саду с самого утра.

 

.

Примечание: Если в придаточном предложении указано время действия (in 1998, yesterday), то употребляется Past Indefinite, а не Past Perfect:

I knew you were in the cinema yesterday.

Я знал, что ты был в кино вчера.


He said that he finished school in 1998. (здесь Past Ind., а не Past Perfect)

Он сказал, что закончил школу в 1998 году.

 

3  Если в главном предложении глагол-сказуемое выражает прошлое действие, а действие придаточного дополнительного предложения является будущим с точки зрения действия главного, то в придаточном предложении употребляется Future in the Past. На русский язык переводится будущим временем.

I thought that you would go to school.

Я думал, что ты пойдешь в школу.

I knew (that) you would understand me.

Я знал, что вы поймете меня.


You have said you would come.

Ты говорил, что придешь.

He said he would post the letter himself.

Он сказал, что сам отправит письмо.

I supposed I should visit my aunt and uncle.

Я предполагал навестить своих тетю и дядю.


Ann said that she would have finished her exercises by seven o’clock.

Анна сказала, что она закончит упражнения к 7 часам.

 

Примечание: В сложном предложении с несколькими придаточными правило согласования времен соблюдается во всех придаточных предложениях:

I knew that he had told her that he was writing a play.

Я знал, что он говорил ей, что он пишет пьесу.

 

 

Правило согласования времен не соблюдается:

 

а)  Если дополнительное придаточное предложение выражает общеизвестное положение, факт, суждение и т.п.

He knew that metals conduct electricity.

Он знал, что металлы проводят электричество.

Galileo proved that the Earth moves round the Sun.

Галилей доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.


The speaker said that the peoples want peace.

Оратор сказал, что люди хотят мира.

 

б)  С модальными глаголами must должен, should, ought следует и need необходимо, у которых нет форм прошедшего времени:

She said we must hurry.

Она сказала, что мы должны торопиться.

I new that he should talk to you.

Я знал, что ему надо поговорить с тобой.


I said he needn’t talk to you.

Я сказала, что ему не надо говорить с тобой.

 

Примечание: Модальные глаголы can и may имеют формы прошедшего времени could и might, которые и употребляются в дополнительных придаточных предложениях, если глагол главного стоит в прошедшем времени:

He said (that) he could not promise to come to the party.

Он сказал, что не может прийти на вечеринку.

 

в)  В придаточных предложениях определительных, образа действия, причины и следствия, где могут быть использованы любые временные формы, требующиеся по смыслу:

It was not so cold yesterday as it is now.

Вчера было не так холодно, как сейчас.

My brother told me about the book you are writing.

Мой брат рассказал мне о книге, которую вы сейчас пишите.


Согласование времен в английском языке (Sequence of Tenses) очень тесно связано с косвенной речью в английском языке (Reported Speech). И приступая к изучению одной, обязательно понадобится знание второй. Ведь согласование времен необходимо, когда мы передаем слова собеседника, то есть, трансформируем прямую речь в косвенную. Более подробно о косвенной речи можно прочитать в статье «Косвенная речь в английском языке» в разделе «Грамматика». Правила согласования времен в английском языке вступают в силу, если сказуемое в главном предложении выражено одной из форм прошедшего времени. В данном случае правила согласования времен соблюдаются практически всегда, за исключением нескольких случаев, о которых будет сказано далее.

Когда соблюдать правила согласования времен в английском языке?

Допустим, нам необходимо передать прямую речь в виде косвенной, и глагол в главном предложении выражен прошедшим временем. Соблюдать согласование времен в косвенной речи нужно в том случае, если действие придаточного предложения рассматривается с позиции прошлого времени.

  1. Если действия в главном и придаточном предложениях происходят одновременно, то для сказуемого в придаточном предложении необходимы формы прошедшего простого (Past Simple) или прошедшего длительного (Past Continuous) времен. Тип прошедшего времени в главном предложении в данном случае неважен.

We saw that he was dancing with this girl. – Мы видели, что он танцует с этой девушкой.

I knew that he worked in a foreign company. – Я знал, что он работает в иностранной компании.

  1. Если действие в придаточном предложении предшествует действию в главном предложении, то в придаточном предложении мы используем прошедшее совершенное (Past Perfect) или прошедшее совершенно-длительное время (Past Perfect Continuous).

Mother said that uncle Tom had come to visit us several days before. – Мама сказала, что дядя Том приходил повидать нас несколько дней назад.

He asked me if I had been winning more games lately. – Он спросил меня, не выигрывал ли я в других играх в последнее время.

  1. Если действие в придаточном предложении имеет отношение к будущему времени, то мы употребляем сказуемое в этом же предложении в форме простого или продолженного будущего в прошедшем, так называемое Future in the Past, или в другой форме выражения будущего времени.

He knew that she would marry this man undoubtedly. – Он знал, что она без сомнения выйдет замуж за этого мужчину.

She said she was going to do some shopping. – Она сказала, что собирается пройтись по магазинам.

В каких случаях не соблюдают правила согласования времен в английском языке?

Если вы столкнетесь с ниже перечисленными условиями, вы можете не соблюдать правила согласования времен в английском языке.

  1. В придаточном предложении говорится о всемирно известной истине или факте:

The pupils were told that the Earht moves around the Sun. — Ученикам сказали, что Земля вращается вокруг Солнца.

  1. В придаточном предложении есть модальный глагол must, should, ought to:

I said that I must meet her. – Я сказал, что мне надо встретить ее.

  1. Если говорящий ссылается на слова, которые только что были сказаны:

Kate: Stay with me, Mark. I will cook something delicious. – Кейт: Останься со мной, Марк. Я приготовлю что-нибудь вкусное.

Mark to Elza: Kate said she will cook something delicious. – Марк Эльзе: Кейт сказала, что приготовит что-то вкусное.

  1. В придаточном предложении, вводимом союзами when / since, простое прошедшее время (Past Simple) не изменяет своей формы:

I answered that I hadn’t met her since we moved. – Я ответил, что не видел ее после того, как мы переехали.

  1. Если в придаточном предложении прошедшее длительное время (Past Continuous), то оно тоже не меняется:

Steve said that when he came home his father was watching TV. – Стив сказал, что, когда он пришел домой, его отец смотрел телевизор.

Согласование времен в английском языке (sequence of tenses) является очень важной особенностью данного языка. И если вы хотите грамотно владеть этим иностранным языком, вам необходимо освоить эти законы грамматики.














































Тест на согласование времен (sequence of tenses test) Выберите правильный вариант

Задание 1.

Greg said that ... a new job.

  • he will need

  • he needed

  • would he need

Задание 2.

Tim complained that he ... at four o’clock in the morning.

  • is working

  • will be working

  • was working

Задание 3.

He said that he ... that film.

  • had already seen

  • has already seen

  • was seen

Задание 4.

Anna explained to me that the hairdresser’s ... down the road.

  • is located

  • was located

  • locates

Задание 5.

Charles said that he ... me the following day.

  • would have called

  • will call

  • would call

Задание 6.

Bill asked me what ... for dinner the day before.

  • I have made

  • I had made

  • had I made

Задание 7.

He said that If I ... Kathrin, she ... me.

  • ask / will help

  • have asked / would help

  • asked / would help

Задание 8.

I was worried if ... enough space to buy a new TV set to my room.

  • I would have

  • would I have

  • I will have

Задание 9.

Alex wondered if ... for the weekend at his place.

  • his sister will stay

  • his sister was going to stay

  • his sister is going to stay

Задание 10.

I wasn’t sure if my purchases ... or not and I didn’t know whom to ask about it.

  • delivered

  • had been delivered

  • will be delivered

Задание 11.

Ben asked him whether he ... a motorcycle.

  • could ride

  • can ride

  • will ride

Задание 12.

The police officer ... the car.

  • orders to stopped

  • would order stopping

  • ordered him to stop

Задание 13.

Pam asked him why he ... his job.

  • wanted to leaving

  • wants to leave

  • wanted to leave

Задание 14.

He said the bus ... a little late that day.

  • will be

  • might be

  • can be

Задание 15.

Pam ... to the cinema.

  • suggested going

  • suggests to go

  • suggested to go

Задание 16.

It was very late, so I ... to bed.

  • say I am going

  • said I go

  • said I was going

Задание 17.

He said the fire ... a lot of damage to the building.

  • had been doing

  • will do

  • had done

Задание 18.

Simon was wrong when he said that Andrew ... to his new apartment the next day.

  • would have moved

  • would be moving

  • moved

Задание 19.

She told him that he ... harder.

  • should study

  • will study

  • can study

Задание 20.

He said that if he ... so quickly, the accident ... even worse.

  • had acted / would be

  • had been acting / would be

  • hadn’t acted / would have been

Задание 21.

She told us that the new furniture ... the day before.

  • had been delivered

  • would be delivered

  • will be delivered

Задание 22.

She was worried that her son ... very well that semester.

  • isn’t studying

  • wasn’t studying

  • doesn’t study

Задание 23.

They warned us that the manager ... the office the following day.

  • will inspect

  • had inspect

  • would inspect

Задание 24.

He ... the money he had earned.

  • demands

  • demanded to be given

  • demanded to have given

Задание 25.

He admitted ... my secret.

  • having given away

  • to give away

  • have given

Задание 26.

He claimed that he ... a prize.

  • had won

  • had been winning

  • will win

Задание 27.

He complained that he ... enough money to buy such an expensive present.

  • doesn’t earn

  • would not be earning

  • didn’t earn

Задание 28.

Our teacher insisted on ... by Friday.

  • our finishing

  • our to finish

  • to finish

Задание 29.

She explained that she ... him because he was rude.

  • liked

  • didn’t like

  • would like

Задание 30.

He said that Tom was the best student he ... .

  • was teaching

  • would teach

  • had ever taught


























КОС по теме «АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»

1. Перевести с русского на английский, применяя согласование времен.


1. Я думал, что он подождет меня.
2. Он боялся, что ему будет трудно сделать доклад.
3. Он сказал нам, что когда он вошел в комнату, его друг уже сидел на диване. Он читал газету.
4. Мы надеялись, что она скоро придет.
5. Он сказал, что не знает, когда начнется конференция.
6. Я был уверен, что если мы поспешим, мы не опоздаем на поезд.
7. Он спросил меня, что я буду делать вечером. Я ответил, что не знаю, буду ли я свободен вечером, но сказал, что если буду свободен, то позвоню ему часов в восемь.
8. Все были уверены, что Борис хорошо сдаст экзамены.
9. Он говорил, что Лев Толстой — его любимый писатель.
10. Я знал, что вы живете в Москве, но не знал вашего адреса.
11. Он сказал, что бросит курить.
12. Все знали, что она поедет в Рим.
13. Простите, мы не думали, что вы ждете нас.
14. Я не знал, что вы тоже любите футбол.
15. Я был уверен, что он будет выдающимся артистом.
16. Я боялся, что вы не последуете моему совету.
17. Я не знал, что ты будешь работать в читальном зале.


2. Продолжите предложения в косвенной речи, соблюдая правила согласования времен.

Н-р:  He said, “I work in New York.” (Он сказал: «Я работаю в Нью-Йорке.») – He said that he … . (He said that he worked in New York. – Он сказал, что работает в Нью-Йорке.)

  1. She said, “I speak French.” – She said that she …

  2. She said, “I am speaking French.”

  3. She said, “I have spoken French.”

  4. She said, “I spoke French.”

  5. She said, “I am going to speak French.”

  6. She said, “I will speak French.”

  7. She said, “I can speak French.”

  8. She said, “I may speak French.”

  9. She said, “I have to speak French.”

  10. She said, “I must speak French.”

  11. She said, “I should speak French.”

  12. She said, “I ought to speak French.”

3. Найдите предложения, в которых глагол в скобках может стоять в настоящем времени.

  1. Our neighbour said his name (be) Fred. (Наш сосед сказал, что его зовут Фред.)

  2. He said he (be) tired. (Он сказал, что устал.)

  3. I thought you (call) the doctor. (Я думал, что ты вызвал врача.)

  4. We met the woman who (live) next door. (Мы встретили женщину, живущую рядом.)

  5. Jane said she (can’t afford) to buy a new car. (Джейн сказала, что не может позволить себе покупку новой машины.)

  6. She asked me how many books I (read) last month. (Она спросила меня, сколько книг я прочитал в прошлом месяце.)

  7. Bob said he usually (go to bed) before midnight. (Боб сказал, что обычно ложится спать до полуночи.)

  8. I wondered why Sam (leave) without saying a word. (Мне было интересно, почему Сэм ушел, не сказав ни слова.)

  9. Cavendish discovered that water (consist of) hydrogen and oxygen. (Кавендиш открыл, что вода состоит из водорода и кислорода.)

  10. Alice and Henry said that they (be) from Florida. (Алиса и Генри сказали, что они родом из Флориды.)

4. Выберите верный вариант глагола и переведите предложения.

  1. I knew that my sister … (have/has/had) a problem.

  2. I know that my sister … (have/has/had) a problem.

  3. I knew that my sister … (will have/would have/had) a problem soon.

  4. He said he … (lived/has lived/had lived) in Moscow since 2005.

  5. She asks me if the flight … (has been cancelled/had been cancelled/been cancelled).

  6. She asked me if the flight … (has been cancelled/had been cancelled/was cancelled).

  7. Nobody knew what … (will happen/would happen/happens) next.

  8. Mike said that he … (hasn’t met/didn’t meet/hadn’t met) Helen since they parted.

  9. Kelly said that she … (didn’t want/doesn’t want/hadn’t wanted) to wear her hat.

  10. We didn’t expect that he … (showed/will show/would show) us the film.

5. Переведите предложения из прямой речи в косвенную.
  1. He said, “I went to the city centre yesterday.”

  2. My mother said, “I have washed the dishes.”

  3. Kristy asked me, “Do you want to stay here?”

  4. She asked us, "Why have you come so late?"

6. Отметьте предложения, в которых глагол в скобках может стоять в форме настоящего времени.
  1. Aristotle discovered that the Earth (be) round.

  2. I thought you (invite) her to the cinema.

  3. I met the girl who (live) near here.

  4. He told me he (be preparing) for his exams.

  5. You made me understand how important education (be).

7. Отметьте правильные предложения. В остальных – исправьте ошибки.
  1. He knew he has a problem.

  2. He knows he will have a problem.

  3. He knew he will have a problem.

8. Продолжите предложения.

Пример: I think I know the answer.
                I thought… – I thought I knew the answer.

  1. He realizes he will be alone.
    He realized…

  2. We hope she will be waiting for us at six o'clock.
    We hoped…

  3. He proves he is the best.
    He proved…

  4. She imagines she can do that.
    She imagined…

  5. We understand we need more money.
    We understood…

9. Переведите предложения с русского на английский.
  1. Я думал, что они ждут меня дома.

  2. Джон был уверен, что я уехал из города.

  3. Я надеялся, что он придет.

  4. Мы не знали, что он говорит по-английски.



ОТВЕТЫ

Упражнение 1.

1. I thought that he would wait for me.

2. He was afraid that it would be difficult to make a report.

3. He told us that when he entered the room, his friend had already been sitting on the sofa. He was reading a newspaper.

4. We hoped that she would come soon.

5. He told that he didn’t know when the conference would start.

6. I was sure that if we hurried, we wouldn’t be late for the train.

7. He asked me what i would do (would be doing) in the evening. I replied that I didn’t know, if I would be free, but I told him, if I were free, I would give him a call.

8. Everybody was sure that Boris would pass the exams.

9. He told us that Leo Tolstoy was his favorite writer.

10. I knew that you lived in Moscow, but I didn’t know your address.

11. He told us that he would give up smoking.

12. Everybody knew that she would go to Rome.

13. Sorry, we didn’t know that you were waiting for us.

14. I didn’t know that you also liked football.

15. I was sure that he would be an outstanding artist.

16. I was afraid that you wouldn’t follow my advice.

17. I didn’t know that you would be working in the reading hall.


Упражнение 2.

  1. She said that she spoke French.

  2. She said that she was speaking French.

  3. She said that she had spoken French.

  4. She said that she had spoken French.

  5. She said that she was going to speak French.

  6. She said that she would speak French.

  7. She said that she could speak French.

  8. She said that she might speak French.

  9. She said that she had to speak French.

  10. She said that she had to speak French.

  11. She said that she should speak French.

  12. She said that she ought to speak French.

Упражнение 3.

  1. + (is)

  2. - (was)

  3. - (had called)

  4. + (lives)

  5. - (couldn’t afford)

  6. - (had read)

  7. + (goes to bed)

  8. - (had left)

  9. + (consists of)

  10. + (are)

Упражнение 4.

  1. had (Я знал, что у моей сестры была проблема.)

  2. has (Я знаю, что у моей сестры есть проблема.)

  3. would have (Я знал, что у моей сестры скоро возникнет проблема.)

  4. had lived (Он сказал, что живет в Москве с 2005 года.)

  5. has been cancelled (Она спрашивает меня, был ли отменен вылет.)

  6. had been cancelled (Она спросила меня, был ли отменен вылет.)

  7. would happen (Никто не знал, что произойдет дальше.)

  8. hadn’t met (Майк сказал, что не встречал Хелен с тех пор, как они расстались.)

  9. didn’t want (Келли сказала, что не хотела надевать шляпу.)

  10. would show (Мы не ожидали, что он покажет нам фильм.) 

Упражнение 5.

  1. He said he had gone to the city centre the day before.

  2. My mother said that she had washed the dishes.

  3. Kristy asked me whether I wanted to stay there.

  4. She asked us why we had come so late.                                                                

Упражнение 6.
  1. + (Аристотель обнаружил, что Земля круглая. В данном примере выражается общеизвестное положение или факт, поэтому согласование времен может не соблюдаться, и допустимо употребление Present Simple (is round))

  2. в данном примере должно соблюдаться согласование времен: I thought you had invited her to the cinema.

  3. + (Я встретил девушку, которая живет поблизости. В данном примере согласование времен может не соблюдаться, поскольку придаточном предложении сообщается фактическое, а не относительное время событий. Иными словами, девушка здесь всегда живет, и это факт, поэтому допустимо употребление Present Simple (lives near here))

  4. в данном примере должно соблюдаться согласование времен: He told me he was preparing for his exams.

  5. + (Ты заставил меня понять, как важно образование. В данном примере выражается общеизвестное положение или факт, поэтому согласование времен может не соблюдаться, и допустимо употребление Present Simple (how important education is))

Упражнение 7.
  1. He knew he had a problem.

  2. +

  3. He knew he would have a problem.

Упражнение 8.
  1. He realized he would be alone.

  2. We hoped she would be waiting for us at six o'clock.

  3. He proved he was the best.

  4. She imagined she could do that.

  5. We understood we needed more money.

Упражнение 9.
  1. I thought that they were waiting for me at home.

  2. John was sure that I had left the city.

  3. I hoped he would come.

  4. We didn't know he could speak English.