СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики.

Просмотр содержимого документа
«Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой»

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой


(Методы исследования детей с трудностями в обучении : учебно-методическое пособие / Н.Г. Лусканова. – Москва : Фолиум, 1999. – 32 с.)

Цель: определение школьной мотивации.

Диагностическое оборудование: анкета.

Процедура проведения: Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкции

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»


Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

  • не очень 

  • нравится

  • не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома

  • бывает по-разному

  • иду с радостью


3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

  • не знаю

  • остался бы дома

  • пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится

  • бывает по-разному

  • нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы

  • не хотел бы

  • не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю

  • не хотел бы

  • хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто

  • редко

  • не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю

  • хотел бы

  • не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

  • мало

  • много

  • нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • да 

  • не очень

  • нет

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.


вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Интерпретация результатов:

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

  2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

  5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Бланк для групповой диагностики

Анкета Н.Г. Лускановой


________________________________

Фамилия

________________________________

Имя

_________________

Класс

________________________

Дата

Прочитай вопрос и поставь галочку 

в квадратик напротив подходящего ответа.



1. Тебе нравится в школе?

- Не очень

- Нравится

- Не нравится



2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- Чаще хочется остаться дома

- Бывает разное

- Иду с радостью



3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- Не знаю

- Остался бы дома

- Пошел бы в школу



4. Тебе нравится, когда у Вас отменяют какие-нибудь уроки?

- Не нравится

- Бывает по разному

- Нравится



5. Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- Хотел бы

- Не хотел бы

- Не знаю



6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- Не знаю

- Не хотел бы

- Хотел бы



7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- Часто

- Редко

- Не рассказываю



8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- Точно не знаю

- Хотел бы

- Не хотел бы



9. У тебя в классе много друзей?

- Мало

- Много

- Нет друзей



10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- Нравятся

- Не очень

- Не нравятся