Вопросы тестирования составлены на основе тем, которые включены в нашу программу по экологическому воспитанию. Список вопросов для проверки знаний у учащихся на начальном и заключительном этапах был следующим:
Какое выражение правильное? «К живой природе относится всё то, что …»
А) сделано руками человека;
Б) окружает человека;
В) окружает человека и не сделано его руками.
2. Что относится к неживой природе?
А) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег, звёзды;
Б) Солнце, земля, воздух, вода, человек, птицы, насекомые;
В) Солнце, небо, человек, животные, растения, грибы, микробы.
3. Какие основные вещества входят в состав воздуха?
А) кислород, водород и природный газ;
Б) кислород, азот, углекислый газ;
В) природный газ и кислород.
4. Какими свойствами обладает чистый воздух?
А) прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, проводит звуки;
Б) голубой цвет, приятный запах, прозрачность, не проводит звуки;
В) бесцветность, приятный запах, плохо проводит тепло, не проводит звуки.
5. В каком состоянии вода встречается в природе?
А) твёрдое и жидкое;
Б) жидкое, твёрдое и газообразное;
В) жидкое и газообразное.
6. Какое значение у воды в природе?
А) Она нужна для питья растениям, животным и человеку;
Б) Она нужна человеку в быту и для питья растений и животных;
В) Она нужна для питья растениям, животным и человеку, её используют в быту, на заводах и в сельском хозяйстве.
7. Что относится к природным источникам света на Земле?
А) Солнце, Луна, звёзды;
Б) Солнце и Луна;
В) Солнце, Луна, звёзды и небесный месяц.
8. В чём причина смены дня и ночи?
А) во вращении Солнца вокруг Вселенной;
Б) во вращении Земли вокруг Солнца;
В) во вращении Земли вокруг своей оси.
9. Какие из животных обитают в наземно-воздушной среде обитания?
А) краб, кошка, собака, крот, ёж и бегемот;
Б) крот, овца, чайка, крокодил и енот;
В) кошка, собака, ворона, воробей и коза.
10. В какой из этих сред обитает чайка?
А) в почве;
Б) в водной среде;
В) в наземно-воздушной среде.
11. Редкие растения запрещено собирать. Где они находятся под особой защитой?
А) в парках и скверах;
Б) в заповедниках;
В) на приусадебных участках.
12. Какие растения применяются в медицине?
А) лекарственные;
Б) вкусные;
В) красивые.
13. Кто из этих животных относится к диким?
А) лиса;
Б) собака;
В) коза.
14. В какую книгу записывают исчезающие виды растений и животных?
А) в Выдающуюся книгу;
Б) в Красную книгу;
В) в Синюю книгу.
15. Какая из птиц является самой крупной?
А) орёл;
Б) страус;
В) пингвин.
16. Какие из этих птиц улетают на зиму в тёплые края из наших мест?
А) воробей, синица, дятел, снегирь, ворона;
Б) синица, лебедь, ворона, утка, скворец, сорока;
В) воробей, синица, голубь, ласточка, утка, ворона.
Проанализировав итоги тестирования нужно провести диагностику знаний об окружающем мире и навыках общественно-полезного труда. Критерии для диагностики можно увидеть в 1 таблице.
Таблица 1. Диагностическая таблица оценки знаний об окружающем мире и навыках общественно-полезного труда
на начало и конец учебного года
№ | Фамилия, имя ребёнка | Критерии | Итог |
Живая и неживая природа. | Воздух и здоровье. | Вода – источник жизни. | Солнце и свет в жизни человека. | Места обитания. | Растения в твоём городе. | Человек и животные. | Птицы в твоём городе. |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Примечание: 1 – на начало учебного года, 2 на конец учебного года.
Уровень экологической культуры по количеству балов:
0 – низкий уровень (полностью не справляется с заданиями), 0–8 баллов,
1 – уровень ниже среднего (частично справляется с заданиями с помощью взрослого), 9–15 баллов,
2 – средний уровень (называет и показывает всё с затруднениями, справляется с заданиями с помощью взрослого), 16–21 баллов,
3 – уровень выше среднего (справляется со всеми заданиями с незначительной помощью взрослого, самостоятельно составляет по образцу рассказы, сочиняет концовки к сказкам), 22–27 баллов,
4 – высокий уровень (ребенок по своей инициативе и при том, что видел, куда ходил, заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о что случилось. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя развёрнутые предложения. Называет различные свойства и качества предметов и явлений), 28–32 баллов.