Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета» (общекультурное направление) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, примерными программами по внеурочной деятельности для начальной школы, а также в соответствии с запросом учащихся и их родителей (законных представителей).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета» составлена на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально- адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи:
Формировать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Воспитывать чувство самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания;
Способствовать развитию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Сроки реализации программы:
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа). Занятия продолжительностью 35-40 мин проводятся 1 раз в неделю.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе , 1час занятий в неделю по 35 мин. Во 2 классе - 34 часа, в 3 классе -34 часа, в 4 классе - 34 часа.
Программа предназначена для реализации общекультурного направления деятельности обучающихся 1 класса. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов. Внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, импровизации, конкурсы, соревнования, моделирование и анализ заданной ситуации, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.
Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.
Формы и методы оценки результатов.
Результатом работы данного курса можно считать:
умение детей дать моральную оценку своих поступков и поступков сверстников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу.
Умение активно употреблять в речи «этикетные слова и выражения, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты.
- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация в их выполнении;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись хода и решения задачи, собственной звучащей речи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Азбука этикета»
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Теория: 2
Практика: 2
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Теория: 6
Практика: 9
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие
как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Теория: 1
Практика: 1
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
Теория: 1
Практика: 1
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Теория: 5
Практика: 5
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения) школе) | 4 | 2 | 2 |
2 | Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) | 15 | 6 | 9 |
3 | О трудолюбии | 2 7 7 | 1 | 1 |
4 | Культура внешнего вида | 2 6 6 | 1 | 1 |
5 | Внешкольный этикет | 10 6 6 6 | 5 | 5 |
| Всего часов: | 33 34 | 15 | 18 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов | Дата |
Теория | Практика |
1 | Мы пришли на урок. | 1 | | |
2 | Зачем нужны перемены? | 1 | | |
3 | Мы в школьной столовой | | 1 | |
4 | Как вести себя и как работать в библиотеке. | | 1 | |
5 | Правила вежливости. | 0,5 | 0,5 | |
6 | Почему нельзя придумывать прозвища. | 0,5 | 0,5 | |
7 | С чего начинается общение. | 0,5 | 0,5 | |
8 | Уважайте желания других людей. | 0,5 | 0,5 | |
9 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | | 1 | |
10 | Да здравствует вежливость | 0,5 | 0,5 | |
11 | Моя семья | 1 | | |
12 | Правила знакомства, представления и обращения | | 1 | |
13 | Правила приветствия и прощания | | 1 | |
14 | Правила извинения и просьбы | | 1 | |
15 | Правила благодарности и отказа | | 1 | |
16 | Отношение к старшим | 0,5 | 0,5 | |
17 | Отношение к учителю | 0,5 | 0,5 | |
18 | Отношение к малышам | 0,5 | 0,5 | |
19 | Что помогает учиться лучше. | 1 | | |
20 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | | |
21 | Бережливость: каждой вещи свое место. | | 1 | |
22 | Основные правила Мойдодыра | 0,5 | 0,5 | |
23 | Как я выгляжу? | 0,5 | 0,5 | |
24 | Роль мимики, жестов и позы в общении. | | 1 | |
25 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | 0,5 | 0,5 | |
26 | Искусство делать подарки | 0,5 | 0,5 | |
27 | Как правильно разговаривать по телефону | 0,5 | 0,5 | |
28 | Правила поведения в общественном транспорте | 0,5 | 0,5 | |
29 | Как вести себя в общественных местах | 0,5 | 0,5 | |
30 | Правила поведения в театре и кино | 0,5 | 0,5 | |
31 | Как вести себя в Храме | 0,5 | 0,5 | |
32 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | 1 | | |
33 | Ежели вы вежливы. | 0,5 | 0,5 | |
| Всего | 15ч | 18ч | |
Литература
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. Екатеринбург. Литур. 2002.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва «ВАКО», 2003
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. Москва «ВАКО», 2007
Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. Волгоград «Учитель»2007
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие для 1 класса. М., Рост, 2015.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы, Москва «ВАКО», 2007
Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения, Ростов-на-Дону «Легион», 2010
Журналы «Начальная школа»
Журналы «Педагогическое творчество»