СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Азбука этикета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета»  (общекультурное направление) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, примерными программами по внеурочной деятельности для начальной школы, а также в соответствии с запросом  учащихся и их родителей (законных представителей). 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Азбука этикета"»


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета»  (общекультурное направление) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, примерными программами по внеурочной деятельности для начальной школы, а также в соответствии с запросом учащихся и их родителей (законных представителей).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета»   составлена на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально- адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи:

  • Формировать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;

  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  • Воспитывать чувство самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания;

  • Способствовать развитию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Сроки реализации программы:

Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа). Занятия продолжительностью 35-40 мин проводятся 1 раз в неделю.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе , 1час занятий в неделю по 35 мин. Во 2 классе - 34 часа, в 3 классе -34 часа, в 4 классе - 34 часа.

Программа предназначена для реализации общекультурного направления деятельности обучающихся 1 класса. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов. Внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, импровизации, конкурсы, соревнования, моделирование и анализ заданной ситуации, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.

Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.

Формы и методы оценки результатов.

Результатом работы данного курса можно считать:

  • умение детей дать моральную оценку своих поступков и поступков сверстников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу.

  • Умение активно употреблять в речи «этикетные слова и выражения, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты.

- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация в их выполнении;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись хода и решения задачи, собственной звучащей речи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Содержание программы внеурочной деятельности

«Азбука этикета»

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Теория: 2

Практика: 2


Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Теория: 6

Практика: 9


О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие

как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Теория: 1

Практика: 1


Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Теория: 1

Практика: 1


Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Теория: 5

Практика: 5



Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Всего часов


Теория

Практика

1

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения) школе)


4

2

2

2

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)


15

6

9

3

О трудолюбии






2





7

7

1

1

4

Культура внешнего вида


2


6

6

1

1

5

Внешкольный этикет


10

6

6

6

5

5


Всего часов:

33



34

15

18



Календарно – тематическое планирование

Темы

Количество часов

Дата

Теория

Практика

1

Мы пришли на урок.

1



2

Зачем нужны перемены?

1



3

Мы в школьной столовой


1


4

Как вести себя и как работать в библиотеке.


1


5

Правила вежливости.

0,5

0,5


6

Почему нельзя придумывать прозвища.

0,5

0,5


7

С чего начинается общение.

0,5

0,5


8

Уважайте желания других людей.

0,5

0,5


9

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.


1


10

Да здравствует вежливость

0,5

0,5


11

Моя семья

1



12

Правила знакомства, представления и обращения


1


13

Правила приветствия и прощания


1


14

Правила извинения и просьбы


1


15

Правила благодарности и отказа


1


16

Отношение к старшим

0,5

0,5


17

Отношение к учителю

0,5

0,5


18

Отношение к малышам

0,5

0,5


19

Что помогает учиться лучше.

1



20

Как мы трудимся: в школе и дома.

1



21

Бережливость: каждой вещи свое место.


1


22

Основные правила Мойдодыра

0,5

0,5


23

Как я выгляжу?

0,5

0,5


24

Роль мимики, жестов и позы в общении.


1


25

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

0,5

0,5


26

Искусство делать подарки

0,5

0,5


27

Как правильно разговаривать по телефону

0,5

0,5


28

Правила поведения в общественном транспорте

0,5

0,5


29

Как вести себя в общественных местах

0,5

0,5


30

Правила поведения в театре и кино

0,5

0,5


31

Как вести себя в Храме

0,5

0,5


32

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

1



33

Ежели вы вежливы.

0,5

0,5



Всего

15ч

18ч




Литература

  • Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. Екатеринбург. Литур. 2002.

  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя.

  • Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва «ВАКО», 2003

  • Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. Москва «ВАКО», 2007

  • Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. Волгоград «Учитель»2007

  • Мищенкова Л.В. Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие для 1 класса. М., Рост, 2015.

  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы, Москва «ВАКО», 2007

  • Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения, Ростов-на-Дону «Легион», 2010

  • Журналы «Начальная школа»

  • Журналы «Педагогическое творчество»