БОУ ДПО ПК С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
Республиканский конкурс методических разработок,
для учителей химии, биологии, географии, физической культуры и преподавателей ОБЖ Чувашской Республики
Тема внеклассного мероприятия:
Береги природу родного края
Евсеева Надежда Михайловна,
учитель биологии, химии
МБОУ «Челкасинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики
Номинация: Лучшая разработка внеклассного мероприятия
с. Челкасы - 2020 год.
Аннотация к внеклассному мероприятию.
Мероприятие проводится среди кружковцев «Природа и мы» и рассчитана на детей с 12 до 16 лет, то есть с 5-го по 9 класс.. Предлагаемое занятие имеет Экологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Мероприятие проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс.
Введение.
Отличительная особенность данной разработки заключается в использовании современных педагогических технологий, где важной стороной является позиция ребенка в воспитательном и образовательном процессе. Я придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Особое внимание уделено здоровье сберегающей технологии, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационным и игровым технологиям.
Занятие включает в себя как теоретические задания в виде бесед по основам экологии, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы экологическое состояние окружающей среды находится в плачевном состоянии. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения в полной мере реализовать все свои способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Цель занятия: формирование общего представления о содержании дополнительной образовательной программы “Природа и мы ” и пробуждение интереса у обучающихся к деятельности объединения.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с образовательной программой «Программа и мы», заинтересовать ребят посещать данное объединение, научить выполнять исследовательскую работу.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, формирование умений и навыков работы в группе.
Воспитывающие воспитать экологическую культуру посредством участия в экологических конкурсах, акциях, мероприятиях.
Тип занятия: Занятие общеметодологической направленности.
Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся 12-13 лет.
Используемые технологии: здоровье сберегающие, исследовательской деятельности, личностно-ориентированной, игровой.
Вид деятельности: формирование у обучающихся коллективной работы, прослушивание и рецензирование сообщений педагога и учащихся, групповая и индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
- Предметные: научиться давать определение орнитолог, запрещенные знаки; описывать лес; определять птиц по голосам, переводить на чувашский язык.
- Метапредметные: 1) Познавательные: работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы, использовать различные информационные ресурсы для подготовки запрещающих знаков, эмблем.
2) Регулятивные: формулировать цель занятия и ставить задачи, необходимые для ее достижения; осуществлять рефлексию своей деятельности.
3) Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения.
- Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к кружковым занятиям, экологической культуры, значимости животных в жизни человека, эстетическое воспитание объектов природы.
Форма организации учебной деятельности:
групповая, фронтальная.
Оборудование: рисунки, видеофрагменты, раздаточный материал. презентация занятия, аудиозаписи голосов птиц, фломастеры, цветные карандаши, английские булавки, красная ткань, линейка, секундомер.
Ключевые слова и понятия: орнитолог, запрещающие знаки, юбилейные даты
План занятия:
1.Организационный момент – 3 мин.
2.Актуализация опорных знаний – 4 мин.
3.Основная часть – 25 мин.
4.Закрепление знаний учащихся-10 мин.
5.Подведение итогов занятия - 3 мин.
Продолжительность занятия -45 мин.
Основная часть.
1.Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Надежда Михайловна, я веду уроки биологии и химии, а так же экологический кружок «Природа и мы». Я надеюсь, что мы подружимся и может быть будем приезжать в гости друг к другу и делиться опытом.
2. Актуализация опорных знаний .
Педагог: Кружковцы прошлых лет сняли сюжет о своих достижениях и оставили вам на память(просмотр видеоролика)
Вот видите, какие они познавательные и активные! Я надеюсь, что вам тоже будет интересно побывать в роли кружковца. Так как кружок называется
«Природа и мы», естественно мы будем говорить об окружающей среде. Ведь она таит много интересного.
3.Основная часть
Задание 1.- Давайте закроем глаза и отправимся туда, куда приведет эта музыка
(звучит музыка с пением лесных птиц)
- Ребята, где мы с вами очутились? (В лесу)
- Как вы это узнали? (По пению птиц)
- Давайте мы с вами попытаемся разгадать голоса птиц по пению
(Звучат голоса птиц: кукушка, дятел, соловей, филин)
- Молодцы, вы настоящие знатоки птиц!
-При проведении олимпиад, всероссийских проверочных работ встречаются много заданий, связанных на знание специалистов- зоологов, на которые мы с кружковцами обращаем внимание. Вот например:
Задание 2. - Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображенные на фото животные:
Гельминтолог
Энтомолог
Орнитолог
Ихтиолог
Ответ: 3- орнитолог.
Задание 3. -На кружковых занятиях мы очень любим ролевые игры. Мы их показываем перед другими учениками, снимаем на камеру и участвуем на конкурсах. Я предлагаю посмотреть отрывок и ответить на вопрос:
-Что ребята хотели этим сюжетом показать?
(просмотр фильма)
- Итак, что вы поняли? (Нельзя ломать деревья)
- Ребята, вы тоже можете снять видеоролики по охране природы, размещать в контакте, инстаграм, ютубе и набирать лайки.
Задание 4. -Посмотрите на экран, что вы видите? (Дорожные знаки)
- Где и почему их размещают? (На дорогах, чтобы знать как двигаться пешеходам и водителям)
- Как вы думаете, бывают ли знаки в природе? (Да, запрещающие знаки)
- Где их размещают? ( При входе в лес, в парк, заповедники, заказники)
- Мы в школе провели конкурс « Береги природу с детства», где ребята нарисовали разные запрещающие знаки при входе в лес. ( Показываем рисунки детей) У вас на столах имеется недорисованный знак. Я предлагаю разделиться на группы и дорисовать его. (На 4 человека выдается шаблон для завершения рисунка) Что же вы нарисовали? Давайте послушаем (выступают учащиеся, демонстрируя рисунки)
Мне очень понравились ваши рисунки.
Задание 5. – Ребята, а вы знаете, что означает выражение «Поймать двух зайцев?» Это когда одновременно выполняют два нужных, важных дела. Хотите, мы тоже «поймаем двух зайцев»?
Практическая работа: Определение тренированности сердца при помощи функциональных проб.
Функциональная проба- это реакция человека на дозированную нагрузку.
- Определите частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Для этого посчитайте число пульсовых сокращений за 6 сек. И умножьте на 10. В норме оно должно быть в пределах 65-79 сокращений в минуту.
- Сделайте 20 приседаний. После окончания выполнения упражнения быстро сядьте на свое место и в течение 6 секунд и умножьте на 10. Такой же подсчет надо выполнить спустя 1,2,3,4 минут и сможете построить график. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 минуты. Временное понижение ЧСС относительно исходного уровня является нормальной реакцией здорового человека.
- Мы провели практическую работу и занялись спортом. Две важные вещи сделали одновременно. Значит мы «поймали двух зайцев».
Задание 6. Исследовательская работа на тему «Чья шишка?»
Цель работы: определение хвойных растений по шишкам.
Методика выполнения:
1.Прономируйте шишки начиная с наименьшей.
2. Измерьте при помощи линейки длину шишек.
3. Определите форму шишек
4. Определите окраску шишек.
5. Все полученные данные занесите в таблицу.
6. Внимательно прочитайте текст и используя данные из таблицы определите вид растения.
Характеристика | №1 | №2 | №3 |
Длина шишек | | | |
Форма шишек | | | |
Окраска | | | |
Вид растения | | | |
Шишки ели обыкновенной продолговато-цилиндрические и заостренные. Они не рассыпаются и опадают в первый год после созревания в них семян, т. е. старых шишек на ели не бывает. Еловые шишки вытянутые, с тонкими чешуйками, длиной 8-15 см, светло- коричневого цвета. Часто по форме именно еловых шишек делают елочные игрушки, шоколадные фигурки.
Шишки сосны обыкновенной по величине сравнимы с крупным грецким орехом, 5-7 см. Старые сосновые шишки на ощупь деревянистые, коричневого цвета с растопыренными и торчащими в разные стороны чешуйками. Сосновые шишки округлой формы, их широко используют в различных поделках, в декорировании.
Шишки лиственницы европейской имеют средний размер (до 2,5-5 см). Чешуйки плотно прижаты и при высыхании сильно не раскрываются. Края чешуек ровные без зазубрин. Шишечки у лиственницы мелкие, гораздо меньше шишек других хвойных.
Задание7. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Кластер как один из методов критического мышления. Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Составить кластер к слову «Природа». Природа- это что? Ответ: животные, растения, птицы, грибы, ягоды, кустарники, звери и т.д.
Задание 8. В Чувашской Республике леса занимают 32 % от всей площади. Да кстати в этом году со дня образования Чувашской автономной области исполняется 100 лет. Мы живем в Чувашской Республике, мы должны знать свои традиции и язык. У нас два государственных языка- чувашский и русский. А вы знаете чувашский язык? Сейчас проверим. Я вам спою отрывок из песни на чувашском языке, где спрятаны названия птиц. Вы должны найти их и перевести на русский язык.
Авăтать куккукĕ, шăпчăксем юрлаççĕ,
Юр мамăкĕ витрĕ çĕмĕрт йывăçне
Кĕмĕл тухьяпа çут сăлтăрсем выляççĕ,
Ах, çĕмĕртĕм çĕмĕрт эсĕ чун уççи.
(Кукушка и соловей)
Ӑçта каян чĕкеç çумăр витĕр,
Ик çунатту тăрăх шыв юхтарса?
Ӑçта каян тăван, каçа хирĕç,
Ик куçунтан куççуль ай юхтарса?
(Ласточка)
Пилеш синче, пилеш кайăксем
Ман чуна сиссе юрлаççĕ пуль сĕсем
Аякран çула тухнă пуль ачамсем
Киль енне амăш патне тĕпренчĕксем
(Рябинник)
Лар, аннеçĕм юнашар,
Чуречине яр уçсар
Сад пахчинчи сар кайăк та
Хай йĕвинче пĕчен мар
Сар кайăк пуль эсĕ пирĕн
Лар, аннеçĕм, юнашар.
(Иволга)
Задание 9. Птицы имеют большое значение не только в природе, но и в обществе. Им посвящают песни, стихи, ставят памятники и символизируют. Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: Какая птица изображена на гербе России? (Орел).
- Что она символизирует? (Двуглавый орел, смотрящий в разные стороны, охватывающий взглядом Европу и Азию, символ единства этих двух начал, что очень точно отражает многонациональное устройство как Византии, так и России. Он — символ объединения и единства российских земель. Это мощь российской державы.)
- Как вы думаете, что символизирует Голубь, которого часто изображают рядом с нашей планетой? (Голубь – символ мира, дружбы и доброты.)
- Ещё в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира.
Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря, а желчь со времён Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава. Голуби считались священными птицами и вестниками богов в странах Востока. В христианстве голубь считался символом Святого Духа. В Библии голубка, выпущенная Ноем, принесла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей.
В средневековье голубь был непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Сошествия Святого Духа и Троицы.
Указом президента Владимиром Путинным 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Цель его проведения — сохранение исторической памяти и празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. У нас в школе проводится акция «К 75-летию Победы - 75 добрых дел» (05.11.2019 - 31.05.2020).
Целью акции является формирование у учащихся и молодежи гражданской активности, воспитания патриотизма, привития любви и сопричастности к судьбе своей малой Родины, раскрытия творческого потенциала.
В ходе Акции участники ведут альбомы в творческой форме (описание мероприятия с фотографиями, впечатления ребят в литературной форме, в рисунках, публикации на сайтах и др.), выпускают боевые листки, готовят отчеты - визитки (выступление агитбригад), оформляют фотостенды (публикации на сайтах). Мы с вами тоже можем поучаствовать в этой акции и оказать:
помощь в уборке территории у домов ветеранов и тружеников тыла;
оказание помощи в посадки грядок, огородов;
помощь в уборке урожая с приусадебного участка;
помощь в заготовке дров на зиму;
расчистка снега у дома ветерана, труженика тыла;
ежедневно и по мере необходимости принос воды, дров, покупка продуктов, медикаментов;
оказание помощи по наведению порядка в доме.
оказание внимание ветеранам и труженикам тыла:
поздравление с праздниками;
чтение газет, обсуждение новостей района, страны;
написать письмо родственникам;
обучение на ПК;
организация прогулки в парке, во дворе;
просмотр фильмов;
беседы и т.д.
Давайте мы тоже поучаствуем в этой акции и предложим свой вариант добрых дел. Так как мы сказали, что птицей мира и добра является голубь, то на ее изображении, которая имеется у вас на столах напишите одно доброе дело, которое хотели бы сделать. (На доска висит картина с изображением макета земли, от которой вьется красная ткань, символизирующая нашу жизнь. Все рисунки с надписями прикрепляются на ткани).
- Пусть все ваши желания будут вами исполнены в скором времени!
Закрепление знаний учащихся.
Составить синквейн к слову Кружок «Природа и мы!»
Синквнйн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.
1 существительное (Кружок)
2 прилагательных (интересный, занимательный, познавательный, увлекательный)
3 глагола (учит, готовит, вдохновляет, притягивает, развивает, воспитывает,)
1 предложение – отношение к теме (На занятиях мы узнали много интересного. Без мастерства – мы никто. Научился сам, научи другого)
1 слово- синоним или суть темы (Общение)
Посещая кружок «Природа и мы!» вы не только будете знатоками природы, вы научитесь бережно относиться к ней. Также улучшите знания по всем предметам: по русскому и чувашскому языку, по истории и обществознанию, по музыке, физкультуре и рисованию и конечно же по географии и биологии. Вы лучше будете разбираться в вопросах олимпиады, ВПР и ОГЭ. Посещайте кружок и вы будете всесторонне развитыми людьми. Даже когда вырастете эти знания вам пригодятся.
Подведение итогов занятия - 3 мин.
Рефлексия: 1) Мне очень заинтересовал кружок «Природа и мы» - поднимите красные листочки;
2) Я хотел бы стать членом экологического кружка- желтый цвет;
Дорогие ребята. Вы действительно очень классные. Я думаю, что мы сегодня не зря провели время. На память обо мне я дарю вам небольшие блокноты, чтобы вы туда записывали все свои наблюдения о природе.
Заключение.
Данное внеклассное мероприятие позволяет привлечь к практической и исследовательской деятельности .
Развивает у детей эстетического восприятия окружающего мира. И формирует бережное отношение и любви к природе.
Литература и интернет- ресурсы:
1.Бескоровайная Р.П., Борисова Н.В. « Береги природу родного края», Чебоксары, 1992 год.
2. Борисова Н.В. Мастерская учителя: из опыта работы учителей биологии и химии. Выпуск 3. Чебоксары, Изд. Л. А. Наумова, 2010 год.
3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск, Изд.: Асар, 2001год.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki
5. https://yandex.ru/images
6. https://pandia.ru