СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борис и Глеб - первые русские святые

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по курсу «Светочи России, 9 класс

Программа авторского курса «Светочи России»

Просмотр содержимого документа
«Борис и Глеб - первые русские святые»

Фурлова О.И.

учитель МАОУ СОШ № 20

г. Липецка


Урок по курсу «Светочи России, 9 класс

Программа авторского курса «Светочи России»


Тема урока:

Борис и Глеб – первые русские святые

Цели занятия:


— на основе анализа заранее прочитанных текстов помочь ученикам определить свое отношение к событиям;

— способствовать развитию критического мышления девятиклассников, коммуникативных и дискуссионных навыков;

— воспитывать нравственные и патриотические качества личности на примерах святого и жизненного подвигов братьев.

Подготовка к уроку:


Ученикам заранее дается список рекомендуемой литературы по теме (см. ниже), распределяются роли и объясняются задачи каждого участника игры (сторонники разных точек зрения о событиях 1015 года).

Необходимо также подготовить реквизит для инсценировки заседания дискуссионного клуба, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, дающий представление об эпохе (силуэты древнерусских храмов, рисунки со старинных миниатюр и т.д.)

Готовится презентация электронной версии урока.


Ход урока

  1. Учитель объясняет цели урока, представляет участников импровизированного дискуссионного клуба, произносит небольшое вводное слово.


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Учитель:

События, о которых пойдет речь, относятся к к началу XI в. — ко времени второй междоусобной войны за киевский престол. С этими событиями связана одна из загадочных трагедий — гибель двух сыновей киевского князя Владимира Святославича, Бориса и Глеба, позднее причисленных к лику святых. В убийстве князей был обвинен брат Святополк, получивший прозвище Окаянный.

(Сообщается логическое задание, обсуждается эпиграф к уроку).


«…для меня величайшие русские герои – это средневековые Борис и Глеб, которые добровольно пошли на казнь вместо того, чтобы сражаться за свои права и свою жизнь. Это была крайняя степень добродетели, которой Западу особенно не хватает. Мы стали рабами вожделения богатства и силы».

Арнольд Тойнби


Нам предстоит выяснить, почему братьев Бориса и Глеба считают первыми на Руси православными святыми? Какой земной и святой подвиг они совершили? Каковы официальные свидетельства тех событий? Каковы точки зрения современной исторической науки? В конце концов, что за тайна кроется в описании смерти братьев-князей?

Слово предоставляется группе, готовившей презентацию:


Междоусобица началась в 1015 г.



Сыновья равноапостольного князя Владимира, оба они с юности отличались благочестием. Отец особенно любил их за преданность св. вере Христовой и за их нежную братскую любовь друг к другу. Борис получил в управление Ростовское княжество, а Глеб – Муромское. Оба они прилагали все усилия для распространения в своих княжествах веры Христовой среди упорных и грубых язычников. В 1015 г. после блаженной кончины св. Владимира, великим княжеством овладел Святополк.

Боясь соперничества своих братьев, он решил убить их. В это время кн. Борис находился со своей дружиной на реке Альте. Дружина предлагала ему идти на Киев и силой захватить великокняжеский престол, но св. Борис с негодованием отверг это предложение. Между тем Святополк, извещая брата о кончине отца, коварно предлагая ему быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил к нему убийц. В ночь на 6 августа (24 июля) убийцы, подойдя к шатру св. Бориса, услышали пение псалмов и решили подождать, когда князь заснет. Едва только Борис, вдвойне опечаленный смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лег спать, как убийцы ворвались в шатер и пронзили копьями св. князя и его слугу Георгия, пытавшегося собственным телом закрыть своего господина. Еще дышавшего мученика убийцы завернули в шатерное полотно и повезли к Святополку, который узнав, что брат еще жив, послал двух варягов пронзить мечом его сердце. Тело св. князя было тайно привезено в Вышгород и погребено в церкви св. Василия.
     После этого Святополк столь же вероломно умертвил св. князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить его по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве брата. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча св. Глеба с убийцами произошла рядом с устьем реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
     В 1019 г. князь Киевский Ярослав Мудрый, так же один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По Промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом ''окаянным'', бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
     ''С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола''. Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцеления, но оба они – особые покровители, защитники земли Русской.
     Известны многие случаи их явления в трудное для Отечества время, например, святому Александру Невскому – накануне Ледового побоища (1242 г.), великому князю Дмитрию Донскому – в день Куликовской битвы (1380 г.). Летописи полны сказаниями о чудесных исцелениях, совершившихся у их мощей, о победах, одержанных с их помощью. Память обоих князей-мучеников торжественно празднуется Святой Церковью 6 августа.


СТАДИЯ ПОГРУЖЕНИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

2. Далее представляются участники дискуссии. Слово получает 1 группа: сторонники официальной версии случившегося.

Тезисы выступлений:

смерть великого князя Владимира;

— захват князем Святополком киевского престола;

— убийство по приказу Святополка князя Бориса, находившегося под Киевом;

— убийство князя Глеба Муромского;

— борьба Ярослава со Святополком;

— победа Ярослава.


Сторонники этой версии сообщают детали гибели Бориса и Глеба, используя текст Повести временных лет, житий Бориса и Глеба, исследования историков.

Ведущий дискуссию задает вопросы, вносит поправки, уточнения, требует доказательств.

Аргументы обвинения Святополка сопровождаются презентацией:



Решающее сражение между Святополком, приведшим огромную печенежскую рать, и Ярославом состоялось в 1019 году на реке Альте - на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По рассказу летописца, перед началом битвы Ярослав воздел руки к небу и воскликнул, обращаясь к Господу: «Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыко! Отмети за кровь праведного сего, как отметил Ты за кровь Авелеву». Ярослав обращается с молитвой и к святым братьям: «Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего - убийцы и гордеца». Целый день продолжалась кровопролитная битва, трижды полки сходились друг с другом, и лишь к вечеру одолел Ярослав».

Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).



3. Слово предоставляется 2 группе: сторонники альтернативной версии гибели братьев.

Тезисы выступлений:

Святополку незачем было убивать братьев, так как он имел законное право на киевский престол; Борис и Глеб добровольно признали его старшинство;

— в летописях много противоречий, несоответствий, недоговоренностей;

— обвинение игнорирует информацию о событиях, содержащуюся в хронике мерзебургского епископа (XI в.) и в Эймундовой саге (XIII в.), на основе которых историк Н.Н.Ильин делает предположение, что, скорее всего, борьба шла между Борисом и Ярославом и именно князь Ярослав послал убийц к Борису; Святополк же, обвиненный в измене и посаженный князем Владимиром в темницу, бежал после его смерти в Польшу и находился там;

— вполне вероятно, что Святополк явился жертвой политических интриг и на него удалось списать целый ряд политических преступлений, совершенных другими лицами, возможно, тем же Ярославом Мудрым;

— вся судьба Святополка говорит о том, что это скорее страдалец, жертва, чем преступник. В детстве он был лишен отцовской ласки; затем последовали династический брак — по расчету правителей Руси и Польши, тюрьма, бегство на чужбину. Святополк, конечно, был сыном своего времени, возможно, действительно отличался жестокостью и коварством, подобно большинству своих современников, обладавших властью;

— вина Святополка не доказана.

Аргументы сопровождаются презентацией:


«Оплакивая братьев, люди воздавали хвалу мудрому Ярославу. Но вот что сообщает скандинавская Эймундова сага. Варяжские предводители Эймунд и Рагнар были приглашены в Новгород «конунгом Ярислейфом», а в Новгороде не было другого Ярислейфа, кроме Ярослава Владимировича. И эти предводители ворвались в княжеский шатер Бурислейфа (надо думать — Бориса) и убили его, а отрубленную голову Бурислейфа Эймунд поднес Ярислейфу.

Эймунд конунг хорошо заметил вечером, где лежит в шатре конунг, идет он сразу туда и сразу же убивает конунга и многих других. Он взял с собой голову Бурицлава конунга. Бежит он в лес и его мужи, и их не нашли. Стало страшно тем, кто остался из мужей Бурицлава конунга при этом великом событии, а Эймунд конунг и его товарищи уехали, и вернулись они домой рано утром. И идет Эймунд к Ярицлейву конунгу и рассказывает ему всю правду о гибели Бурицлава. «Теперь посмотрите на голову, господин, — узнаете ли ее?» Конунг краснеет, увидя голову. Эймунд сказал: «Это мы, норманны, сделали это смелое дело, господин; позаботьтесь теперь о том, чтобы тело вашего брата было хорошо, с почетом, похоронено». Ярицлейв конунг отвечает: «Вы поспешно решили и сделали это дело, близкое нам: вы должны позаботиться о его погребении. А что будут делать те, кто шли с ним?» Эймунд отвечает: «Думаю, что они соберут тинг и будут подозревать друг друга в этом деле, потому что они не видели нас, и разойдутся они в несогласии, и ни один не станет верить другому и не пойдет с ним вместе, и думаю я, что не многие из этих людей станут обряжать своего конунга». Выехали норманны из города и ехали тем же путем по лесу, пока не прибыли к стану. И было так, как думал Эймунд конунг, — все войско Бурицлава конунга ушло и разошлось в несогласии. И едет Эймунд конунг на просеку, а там лежало тело конунга, и никого возле него не было. Они обрядили его и приложили голову к телу, и повезли домой. О погребении его знали многие. Весь народ в стране пошел под руку Ярицлейва конунга и поклялся клятвами, и стал он конунгом над тем княжеством, которое они раньше держали вдвоем».

Версия Пряди об убийстве Бурицлава-Святополка варягами Ярослава принимается многими исследователями, причем ей даже отдается предпочтение перед летописным рассказом о смерти Святополка Однако в историографии существует и такая точка зрения, что, говоря об убийстве Эймундом Бурицлава, Прядь повествует об убиении Бориса варягами, подосланными Ярославом.Основным же аргументом здесь оказывается утверждение, что «описание в саге этого события в ряде существенных подробностей совпадает с убиением Бориса, как о нем повествует “Сказание”, а за ним и летопись» .Гибель Бурицлава от рук варягов Ярицлейва описана не так, как гибель Святополка в Повести временных лет под 1019 г. «Интересно, что по саге выходит, что гибель Бурислафа от руки дружинников бросает тень на него самого, как на братоубийцу, и является к тому же фактом, показательным для чрезмерного усиления норманнов в окружении Ярослава»


Итак:

-  Зачем Святополку потребовалось дважды посылать убийц к Борису? От кого Святополк узнал о том, что «убитый» князь еще жив? И почему сами убийцы, везшие его тело, не заметили этого? Да и вообще, зачем Святополку понадобилось убивать братьев? Ведь Борис и Глеб добровольно признали его старшинство и право на киевский престол.

- И как при этом Ярослав, будучи в Новгороде, не только успел получить весть из Киева, но и предупредил Глеба о грозящей опасности? Путь-то от Киева до Новгорода, а оттуда до Смоленска составлял более 2200 верст и должен был занять не менее полутора месяцев, даже если бы гонцы нигде не останавливались ни на один день.

- А как посланцы Ярослава узнали, какой дорогой отправился Глеб в Киев? И куда они делись, когда практически одновременно с ними здесь же оказались убийцы, посланные Святополком? Кстати, те должны были преодолеть расстояние чуть ли не в пять раз меньше – всего лишь около 460 верст.


Стороны подводят итоги дискуссии. Возможный вариант вывода:

Мы вынужден признать, что окончательный вывод о виновности или невиновности Святополка сделать нельзя, так как исторические источники не дают нам полной картины происшедшего. Поэтому считаем, что это событие остается одной из тайных страниц отечественной истории.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

1.Работа над логическим заданием: 3 группа.


Что всего сильнее переживалось Борисом и Глебом? Это — мысли о смирении и, особенно, о мученичестве. Отчётливо передано основное убеждение авторов житийных текстов, что вольное мучение есть наиболее последовательное подражание Христу, полное и совершенное исполнение Евангельских заветов, что невинное и вольное страдание есть страдание за Христа.

Замечательно, что мученичество святых князей лишено всякого подобия героизма. Не твердое ожидание смерти, не вызов силам зла, который столь часто слышится в страданиях древних мучеников... Напротив, "Сказание", как и летопись, употребляет все свое немалое искусство, чтобы изобразить их человеческую слабость, жалостную беззащитность. Горько плачет Борис по отце: "Все лицо его слез исполнилось и слезами разливался... "Увы мне, свете очию моею, сияние и заре лица моего. Сердце ми горит, душу ми смысл смущаеть, и не вем к кому обратитися". Еще трогательнее, еще надрывнее плач Глеба: "Увы мне, увы мне! Плачю зело по отци, паче же плачюся и отчаях ся по тебе, брате и господине Борисе, како прободен еси, како без милости предася, не от врага, но от своего брата... Уне бы со тобою умреть ми, неже уединену и усирену от тебе в сем житии пожити!" К ним, убитым отцу и брату, он обращается и с предсмертным молитвенным прощанием.
Но "Сказание" идет и дальше. Оно ярко рисует мучительную трудность отрыва от жизни, горечь прощания с этим "прелестным светом". Не об отце лишь плачет Борис, но и о своей погибающей юности. "Идый же путемь помышляаше о красоте и доброте телесе своего, и слезами разливаашеся весь, хотя удержатися и не можаше. И вси, зряще тако, плакаашеся о добророднемь теле и честном разуме его... Кто бо не восплачеться смерти той пагубной...приведя пред очи сердца своего... унылый его взор и сокрушение сердца его". Таков и последкий день его перед смертью, который он проводит, покинутый всеми, "в тузе и печали, удрученомь сердцемь". В нем все время идет борьба между двумя порядками чувств: жалости к себе самому и возвышенного призвания к соучастию в страстях Христовых. Постоянные слезы – свидетельство этой борьбы. После вечерни в последнюю ночь "бяше сон его во мнозе мысли и в печали крепце и тяжце и страшне"... Молитва заутрени укрепляет его. Раздирающие псалмы шестопсалмия дают исход его собственному отчаянию. Он уже молит Христа сподобить его "приять страсть". Но. почуяв "шопот зол вокруг шатра", он опять "трепетен быв", хотя его молитва теперь уже о благодарности. После первых ударов убийц Борис находит в себе силы "в оторопи" выйти из шатра (подробность, сохраненная и Нестором). И тут еще он умоляет убийц: "Братия моя милая и любимая, мало ми время отдайте, да помолюся Богу моему". Лишь после этой последней жертвенной молитвы ("Вмениша мя, яко овна на снедь"), он находит в себе силы, хотя и по-прежнему "слезами облився", сказать палачам: "Братие, приступивше скончайте службу вашу и буди мир брату моему и вам, братие".

Еще более поражает в "Сказании" своим трагическим реализмом смерть Глеба. Здесь все сказано, чтобы пронзить сердце острой жалостью, в оправдание слов самого Глеба: "Се несть убийство, но сырорезание". Юная, почти детская жизнь трепещет под ножом убийцы (как характерно, что этим убийцей выбран повар), и ни одна черта мужественного примирения, вольного избрания не смягчает ужаса бойни – почти до самого конца. Глеб до встречи с убийцами, даже оплакав Бориса, не верит в жестокий замысел Святополка. Уже завидев ладьи убийц, он "возрадовался душею" – "целования чаяше от них прияти". Тем сильнее его отчаяние, тем униженнее мольбы: "Не дейте мене, братия мои милая, не дейте мене, ничто же вы зла сотворивша... Помилуйте уности моей, помилуйте, господие мои. Вы ми будете господие мои, аз вам – раб. Нс пожнете мене от жития несозрела, не пожнете класа недозревша... Не порежете лозы, не до конца возрастшиа..." Однако уже это причитание кончается выражением беззлобного непротивления: "Аще ли крови моей насытитися хочете, уже в руку вы есмь, братие, и брату моему, а вашему князю". После; прощания с уже отшедшими отцом и братом он молится, и молитва эта, начавшись с горькой жалобы: "Се бо закаляем есмь, не вемь, что ради", оканчивается выражением убеждения, что он умирает за Христа: "Ты веси, Господи, Господи мой. Вемь Тя рекша к своим апостолам яко за имя Мое, Мене ради возложат на вас рукы и предани будете родомь и другы, и брат брата предасть на смерть". Думается, в полном согласии с древним сказателем, мы можем выразить предсмертную мысль Глеба: всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания – по крайней мере, в образе непротивления – торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

- Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднимать руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: ''Мне отмщение и Аз воздам'' (Рим.12,19).

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Возможно выступление священнослужителя о канонизации РПЦ князей Бориса и Глеба.

  • 2.Составление синквейнов.


  • БОРИС И ГЛЕБ

  • ВЕРЯЩИЕ, ЛЮБЯЩИЕ

  • МОЛЯТСЯ, ТЕРПЯТ, ПРОЩАЮТ

  • ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

  • СВЯТЫЕ

3.Выводы по уроку.

- Ярославу необходимо было очиститься от обвинения в братоубийстве. Вот он и хотел показать, что первым-то начал Святополк, пролив невинную кровь, а Ярослав мстил за братьев! Но еще важнее для князя, превратившего Русь в могучую европейскую державу, была идея государственного единства, недопущение распрей. Борис и Глеб, которые отказались выступить против старшего брата, хотя и знали, что он замыслил их убить, стали святыми неспроста.

- «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старшего, которого чту я как отца», - говорит Борис, когда дружина предлагает ему силой захватить киевский стол. - Непротивление злу, святость родственных уз, стремление избежать кровопролития. В те времена шло становление русской церкви, появились свои, русские, святые. Борис и Глеб – мученики во имя братской любви, юные, кроткие, всей душой преданные Господу.

- Гибель Бориса и Глеба становится началом их вечной жизни.


Список рекомендуемой литературы:

Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба // Знание — сила. 1992. № 8. С. 65—73.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Мысль, 1989. Т. 2. С.7—9.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М.: Мысль, 1988.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. М.: Книга, 1990. С. 11.

Рапов О.Г. Обвиняются в убийстве? О событиях, связанных с убийством Бориса и Глеба // Родина. 1994. № 5. С. 69.

Серова Н. Борис и Глеб // Север. 1990. № 7. С. 154.

Соловьев С.М. Об истории древней России. М.: Просвещение, 1992. С. 45—50

«Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу»

«Повесть временных лет»

«Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». - Нестор