Занятие по православной культуре, 6 класс
«Первые святые Руси – князья Борис и Глеб»
Цели занятия: дать знания о великих русских святых Борисе и Глебе; познакомить с объектами духовной культуры, связанные с их именами, о феномене христианской православной веры начала XI века. Раскрыть христианские добродетели: христианский подвиг, страстотерпец, кротость, милосердие.
Используемые материалы: музыка Чайковского «Времена года», репродукции икон, храмов.
Эпиграф: «Побеждай зло добром». (Русская пословица)
Основные понятия:
Христианский подвиг, великомученик, страстотерпец, кротость, милосердие.
Ход занятия:
Вводное слово учителя:
Каждому народу присущ свой путь, своя история. Христианство стало основной верой русского народа только в конце X века. Но христиане считали, что Бог, принимая всех приходящих к Нему людей, Сам определял и наилучшие пути, и подходящие времена спасения. Об этом они читали в Евангелии.
Из священной истории.
Притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. (Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 25-30, глава 20, стихи 1-16)
Вопросы:
- Что подразумевается под виноградником?
- Кто такой хозяин?
Комментарий учителя:
Так будут последние первыми, и первые последними:
В этих словах выражается смысл притчи. Выразим его подробнее. Под виноградником разумеется церковь Христова; домохозяин – Бог или Христос; время делания – настоящая жизнь: делатели – различным образом и в различное время призванные в церковь Христову; вечер и расчёт – суд по смерти и главным образом – день всеобщего воздаяния; утро, третий, шестой и одиннадцатый часы означают или разные возрасты призванных и получающих воздаяние за труды свои или – разное время призвания в церковь Христову. Будут люди, которые в порядке времени и возраста придут последними в царство Христово, но получат такие же награды, как и ранее призванные, даже ещё большие, если угодно будет Богу, который властен раздавать награды человекам по своей милости соответственно их заслугам, так что после призванные могут быть первыми, могут получить высшие награды и прежде призванные – последними, получить меньшие награды.
Много званных, а мало избранных:
Призван в царство Христово весь мир, но не все спасутся, а только избранные, которых сравнительно мало; а потому и позднее призванные заслуживают, чтобы их вознаградить столько же, сколько и первых, и даже, если они совершеннее, то и более.
Дети фиксируют основные моменты и понятия.
Выступление ученика с мини-проектом: «Юные братья-княжичи».
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Ещё при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь, прежде всего, о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил своё войско: «Не подниму руки на брата своего, да ещё на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Выступление ученика с мини-проектом: «Смерть Бориса и Глеба».
Коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещён о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был ещё жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошёл и пронзил его копьём. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь ещё жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочёл смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Дети фиксируют основные моменты и понятия.
Беседа и комментарий учителя:
-В чём же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Дети фиксируют основные моменты и понятия.
Выступление ученика с мини-проектом: «Иконы Бориса и Глеба»
Выступление ученика с мини-проектом: «Храмы святых мучеников Бориса и Глеба».
город Москва
г. Раменское Московской обл.
г. Санкт-Петербург
Дети фиксируют основные моменты и понятия.
Обобщение, беседа и заключительное слово учителя:
Святые Борис и Глеб прославлены Православной Церковью как страстотерпцы. Страстотерпцы – это христиане, которые приняли страдания и смерть ради исполнения заповедей Божиих – любви, кротости и терпения. Не словами, но смертию они засвидетельствовали свою христианскую веру.
Память святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба празднуется 6 августа.
- Догадайтесь, какую христианскую добродетель проявили святые князья, не захотев славы мира – быть первыми среди вельмож? (Ответ: смирение).
- Вспомните Евангельскую притчу о хозяине виноградника и работниках и скажите, работниками какого часа можно назвать святых Бориса и Глеба? Объясните свой ответ.
Домашнее задание
Узнайте, где находится ближайшая к Кашире церковь святых Бориса и Глеба, её адрес и как можно доехать до неё из Каширы.
Список использованной литературы:
Шевченко Л.Л. Православная культура. 6-ой год обучения Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2007.
Шевченко Л.Л. Методическое пособие для учителя. 6-ой год обучения. 2007.
Шевченко Л.Л. Наглядное пособие. Православная культура. 6 и 7 годы обучения. 2008.
Шевченко Л.Л. Духовная азбука. Словарь учителя и школьника. 2013.
Поселянин Е.А. Избранные жития святых. – М.: Артос-Медиа, 2011.