Развитие речи ребенка в норме Подготовительный период (от 0 до 1 года) 2 – 3 мес. – гуление; 4 – 6мес – лепет; 9 – 12 мес. – первые слова Преддошкольный период (от 1 до 3 лет) 1,5 – 2 года – фраза; К 3 годам – связная речь (несколько фраз) Дошкольный период (от 4 до 6 – 7 лет) К 5-ти годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщающие понятия, словарный запас – 2 – 3 тыс. слов. 6- 7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас до 6 тыс. слов. Школьный период (от 6 – 7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком. Особенности речевого развития детей 6 – 7 лет - Правильно произносит все звуки родного языка; - Производит простейший звуковой анализ слов; - Обладает хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тыс. слов); - Грамматически правильно строят фразу; Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам; - Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, умеют выражать свою мысль); - Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; - Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. | Предпосылки нормального речевого развития речи ребенка: Психологическое и физическое здоровье. Нормальные умственные способности. Нормально развитый слух и зрение. Потребность в речевом общении. Полноценное речевое окружение. Предпосылки для успешного овладения грамотой Слух, зрение, интеллектуальные способности (развитые высшие психические функции) – норма, развитая зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация). Психологическое и физическое здоровье. Психологическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения. Полноценное речевое окружение. Нормальное развитие двигательной сферы. Артикуляционная гимнастика Артикуляционную гимнастику проводят каждый день в течение 3 – 5 мин., не больше з-х упражнений на одном занятии. Внимание: Артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено. Комплекс № 1 (общий) Удерживание губ в улыбке; Вытягивание губ вперед трубочкой; Чередование положения губ (улыбка-трубочка); Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки; Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе; | Удерживание узкого языка (иголочка); Движение языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево. Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих звуков) Вытянуть губы вперед трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щеки не надувались). Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя – пя – пя… (упражнение делается на одном выдохе); Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо – влево и вверх – вниз. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка). Комплекс № 3 (для звуков (Р – Л)) Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («Как лошадка» «Цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь; Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твердое небо, делая движения языком вперед – назад; Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук (Д): д-д-д-д… (следить, чтобы работал только язык, чтобы звук (д) имел характер четкого удара, а не был хлопающим, кончик языка не должен подворачиваться. |