Общая структура целей по ФГОС:
Предметные (П): Система знаний, умений и навыков по конкретной теме.
Метапредметные (М): Универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные (Л): Внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическое оценивание.
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Главная цель: Сформировать представление о новом понятии, явлении, способе действия.
2. Урок рефлексии (урок закрепления с усовершенствованием знаний)
Главная цель: Закрепить изученное, выявить и исправить затруднения, научиться применять знания в стандартной ситуации.
3. Урок общеметодологической направленности (урок обобщения и систематизации)
Главная цель: Объединить разрозненные знания в целостную систему, вывести понимание на метапредметный уровень.
4. Урок развивающего контроля
Главная цель: Проверить уровень усвоения знаний и сформированности умений в условиях, приближенных к контрольным, но с возможностью рефлексии.
5. Комбинированный урок (смешанный тип)
Главная цель: Решить несколько дидактических задач одновременно (повторение, актуализация, изучение нового, первичное закрепление).
Практический совет:
Начинайте планирование урока с формулировки предметной цели. Затем подумайте, какие универсальные действия (УУД) потребуются ученикам для ее достижения — это будут метапредметные цели. И, наконец, определите, какой личностный смысл и ценность ученики могут извлечь из урока — это основа для личностной цели.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54
г. Орска»
Шпаргалка педагога: Цели и задачи на разные типы уроков
Этот материал предназначен для быстрого планирования, как опорная схема. Конкретное наполнение зависит от предмета, темы и возраста учащихся.
2025 год
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Предметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Усвоят ключевые термины и понятия темы.
- Познакомятся с новыми фактами, правилами, алгоритмами.
- Поймут суть нового способа действий.
Метапредметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
Познавательные УУД:
- Выявляют проблему, ставят учебную задачу.
- Анализируют, сравнивают, делают выводы.
- Извлекают информацию из предложенных источников.
Регулятивные УУД:
- Планируют свои действия для решения задачи.
- Определяют критерии усвоения нового материала.
Коммуникативные УУД:
- Участвуют в учебном диалоге, сотрудничают в группе.
- Аргументируют свою точку зрения.
Личностная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Формируют познавательную мотивацию, интерес к теме.
- Осознают практическую значимость изучаемого материала.
2. Урок рефлексии (урок закрепления с усовершенствованием знаний)
Предметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Отрабатывают и автоматизируют навыки применения правила, алгоритма.
- Закрепляют знания через многократное повторение.
- Выявляют и корректируют собственные ошибки.
Метапредметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
Регулятивные УУД:
- Учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
- Находят причины ошибок и корректируют их.
Познавательные УУД:
- Структурируют знания, выстраивают логические цепи.
- Преобразуют практическую задачу в познавательную.
Личностная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Развивают внимательность, самодисциплину, настойчивость.
- Формируют адекватное отношение к ошибкам как к части
учебного процесса.
3. Урок общеметодологической направленности (урок обобщения и систематизации)
Предметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Видят связи между понятиями и темами (внутри предмета и межпредметные).
- Структурируют и систематизируют изученный материал (схемы, таблицы, кластеры).
- Обобщают знания, выводят общие закономерности.
Метапредметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
Познавательные УУД:
- Строят сознательные и произвольные речевые высказывания.
- Синтезируют информацию из разных источников.
- Устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- Участвуют в коллективном обсуждении, дебатах.
- Представляют результаты групповой работы.
Личностная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Формируют целостную научную картину мира.
- Осознают ценность знаний и их взаимосвязь.
4. Урок развивающего контроля
Предметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Демонстрируют уровень владения материалом по теме/разделу.
- Выполняют задания, аналогичные пройденным, в проверочной форме.
Метапредметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
Регулятивные УУД:
- Ключевая задача: Осуществляют самоконтроль и
взаимоконтроль по заранее определенным критериям.
- Оценивают свою деятельность, аргументируют оценку.
- Корректируют свои действия после анализа результатов.
Личностная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Развивают навык самостоятельности и ответственности за результат.
- Учатся адекватно реагировать на успех и неудачу.
5. Комбинированный урок (смешанный тип)
Предметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Актуализируют опорные знания для изучения новой темы.
- Воспринимают и осмысливают новый материал.
- Первично применяют новые знания по образцу.
Метапредметная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Сочетают задачи разных УУД в зависимости от этапа урока (на одном этапе - познавательные на открытии нового, на другом - регулятивные на закреплении).
Личностная цель:
Конкретные задачи (что делают ученики)
- Поддерживают устойчивый интерес и активность в течение урока за счёт смены видов деятельности.