Изложение нового материала по вопросам: Проверка усвоения материала предыдущего урока ( 2 чел- работа по карточкам со взаимопроверкой: Объяснить написание НЕ с сущ. 1) Дурное слово друга делает его (не)другом. 2) В небесах туча – на земле (не)счастье. 3) (Не)знания ценны, а умение их использовать). Объяснить написание НЕ с сущ ( устно): (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. Работа с теоретическим материалом. На доске написаны слова. Переплетчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, резчик, сортировщик, стекольщик. – Сделайте морфемный разбор этих слов. – Объясните подчеркнутые буквы. – Перепишите слова в 2 столбика: в 1-й – с суффиксом -чик-, во 2-й – с суффиксом -щик-. – Определите, после каких согласных стоит суффикс -чик-, а после каких -щик-. Сделайте вывод. – Сравните свой вывод с выводом учебника (с. 102). – Составьте алгоритм, опираясь на сведения о применении данного правила (с. 102). – Буквы, притягивающие суффикс -чик-, содержатся во фразе Я тоже здесь. Найдите их. Запомните эту фразу. Упр. 244, 245. Творческий диктант. – Подберите к этим выражениям по смыслу слово с суффиксом -чик- или -щик-. 1. Самолет вел опытный пилот. 2. Играющий на ударном инструменте. 3. Все подписавшиеся будут получать газету. 4. Инициатором драки был Вася. 5. Смазывающий колеса закончил свою работу. 6. Папа Карло по профессии был ... ( шарманщик) Физкультминутка. |