


( Урок-путешествие в город
суффиксов «–ЧИК- и ЩИК-«)
Учитель - Шевырдяева С.В
Цели:
- повторить материал, пройденный на прошлом уроке;
-рассказать учащимся о способе действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик- и –щик-;
-научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик- и –щик-;
-развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, умение теорию применять на практике; каллиграфический навык, навык осмысленного чтения, умение работать в группе;
-воспитывать нравственные и эстетические качества, интерес и уважение к русскому языку.
Оборудование:
-листы-маршруты ( для каждой бригады);
-карточки «Эстафета –ЧИК- и –ЩИК-« (для каждой бригады)
Ход урока:
I. Оргмомент .
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в город –ЧИК- и –ЩИК-, он находится в стране ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мы должны попасть в город и узнать всё об этих суффиксах. Узнать, когда и почему пишутся суффиксы –чик- и –щик-, научится правильно их писать. Попутно мы будем повторять пройденный материал. Работы у нас с вами очень много, поэтому действовать мы должны очень быстро.
Работать будем группами. Каждой группе буден дан лист –маршрут.
(Листы- маршруты прилагаются) Как работать с ним вы уже знаете.
Итак, приступаем.
III. Минутка чистописания.
Разминка
IV. Проверка домашнего задания
ГОРОДСКИЕ ВОРОТА (название препятствий); (оценивает учитель)
- Наши препятствия начинаются
1.Опрос правила( один ученик с группы)
2. «Образуй цепочку» ( готовятся обе группы)
Задание: подумайте и подберите слова на правило
«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»
3.Выставление баллов в листы маршруты.
V. Словарный диктант
ПАРОЛЬ И ЗАМОК (взаимопроверка)
1.Слово учителя.
-Ребята, будьте внимательны, в диктант включены словарные слова и слова на изученные ранее орфограммы.
2. Диктовка.
Презабавный, ,невежа ,солдат, искусство, реформа, касается, приложить, приклеить,пришкольный,непогода,неправда,невольный,паркет,перила,ненастье.
3. Проверка ( взаимопроверка - ребята меняются тетрадями)
4. Выставление баллов
(1-2 неправильных слова-«4балла»; 3-4 – 3 балла; 5 и более – 2 балла)
Вопрос.
-Какие виды орфограмм вам встретились
( Кто первый поднял руку- 1 балл)
VI. Новый материал.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ( Самооценка)
1.Объяснение нового материала
- Вот мы с вами и вошли в город, а попали сразу на Центральную площадь.
На площади мы увидели слова ( запись на доске).
Обойщик, фонарщик, танцовщик, объездчик, прокатчик, грузчик, прицепщик,
съёмщик, разносчик ,перебежчик, резчик, переписчик, аппаратчик.
-Давайте произнесём эти слова.
Можно ли по произношению определить выбор букв Ч и Щ? Почему?
Как же это сделать?
-Обратимся к уже изученным орфограммам. (запись на доске)
-лаг-__-лож-; -раст-___-ращ-__-рос- ; -гор-__-гар-; -кос-__-кас-.
-Повторим условия выбора гласной буквы в данных корнях.
-Значит в нашем случае тоже есть определённые условия выбора нужной буквы. Какие же ? Найти их трудно, но мы попробуем. Подумайте, понаблю-дайте, если не справитесь, я вам подскажу .Выбор зависит от согласной буквы, которая стоит перед суффиксами -чик- и –щик-.
- Посмотрим ,какие согласные буквы стоят. Назовём их. Смотрите они все разные .Как быть? Мы с вами сделаем вот что. Давайте выпишем все согласные буквы, которые стоят перед суффиксом –чик-:
Д; Т; З; С; Ж; З; С; Т
-А теперь все согласные буквы, которые стоят перед суффиксом –щик-:
Й; Р; В; П; М
-Что мы заметили? (у –чик- согласные повторяются, а у –щик- не повторяются)
- Правильно. Итак, какой же мы можем сделать вывод? (Пробуют сами учащиеся)
Вывод.
После букв Д-Т; З-С ; Ж пишется буква Ч ( суффикс -чик-). В остальных случаях пишется буква Щ ( суффикс –щик-).
2.Ознакомтесь с правилом в учебнике.
(Можно опросить ещё 1-2 учеников .
Разбор пояснения.)
2.Выставление баллов.
(Самооценка)
VII Тренировочные и закрепляющие упражнения
СТРАЖНИК
1.Разминка ( Не оценивается)
Устно. Упр.217
Задание: назвать слово, объяснить правописание суффиксов –чик- и –щик-
(« по цепочке»)
2.Самостоятельно. (Самопроверка)
Задание: записать слова в два столбика
Переводчик, пильщик носильщик, переплётчик, смазчик, лётчик, точильщик, каменщик,
Проверка и выставление баллов
(1-2 ош.- «4» б.; 3-4 ош.- «3»б. ; 5 и более ош.-«2» б.)
3.Эстафета «-ЧИК- и –ЩИК-« ( оценивает учитель; балл ставится всей бригаде общий)
- Первую бригаду условно назовём «-ЧИК-«, а вторую бригаду назовём
«-ЩИК-«. Обе команды получают листы с заданием. По команде учителя начинается эстафета .
Условия игры:
Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на месте пропуска вписывает букву Ч или Щ в зависимости от своего варианта. Затем передаёт лист следующему игроку из своей команды. Та команда, чей лист быстрее окажется на столе учителя, получает 1балл дополнительно
Вот задача непростая:
ЧИК и ЩИК- озорники-
Перепутали, играя,
Все словесные
Коли мешкать мы не станем,
Мы словесные ряды
По листам своим расставим…
Ну, вперёд, ученики!
(Листы со словами для эстафеты прилагаются)
Проверка. (Проверяет учитель)
В это время физрук класса проводит ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ
4. Диктант «Проверь себя» ( Взаимопроверка)
Задание: напишите , найдите слово с изученной орфограммой, выделите её.
1. Рассказчик произнёс последнее слово.
2.Аким еле узнал грузчика.
3.На стройке встречаются бурильщики, бетонщики ,каменщики.
4. Избушка бакенщика стояла на берегу Волги.
5.Табунщик Ваня был одет в белую рубашку
Проверка. ( Ребята меняются тетрадями. Учитель читает правильные ответы,
учащиеся проверяют друг у друга)
VIII. Итог урока
-Ну вот и закончилось наше путешествие по городу «-ЧИК- и –ЩИК-«.
-Что же полезного для себя вы извлекли из этого путешествия? Что нового узнали? Что повторили?
Выставление баллов (Оценок)
- А сейчас внимание. Ответственный момент. Ребята, сейчас вы должны сложить все свои баллы и написать на листе- маршруте итоговую цифру.
35-30 баллов- «5» или 30-25 баллов-«5»
30-25 баллов-«4» ( в зависимости от 25-18 баллов-«4»
25-18 баллов-«3» количества заданий) 18-15 баллов-«3»
IX.Задание на дом