СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русский язык 6 класс "Буквы Ц и Щ в суффиксах -чик-, -щик-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать учащимся о способе действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик и щик; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов  -чик и щик.

Просмотр содержимого документа
«Урок русский язык 6 класс "Буквы Ц и Щ в суффиксах -чик-, -щик-"»





( Урок-путешествие в город

суффиксов «–ЧИК- и ЩИК-«)






Учитель - Шевырдяева С.В




Цели:

- повторить материал, пройденный на прошлом уроке;

-рассказать учащимся о способе действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик- и –щик-;

-научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик- и –щик-;

-развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, умение теорию применять на практике; каллиграфический навык, навык осмысленного чтения, умение работать в группе;

-воспитывать нравственные и эстетические качества, интерес и уважение к русскому языку.






Оборудование:

-листы-маршруты ( для каждой бригады);

-карточки «Эстафета –ЧИК- и –ЩИК-« (для каждой бригады)
























Ход урока:


I. Оргмомент .

II. Сообщение темы и целей урока.


- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в город –ЧИК- и –ЩИК-, он находится в стране ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мы должны попасть в город и узнать всё об этих суффиксах. Узнать, когда и почему пишутся суффиксы –чик- и –щик-, научится правильно их писать. Попутно мы будем повторять пройденный материал. Работы у нас с вами очень много, поэтому действовать мы должны очень быстро.

Работать будем группами. Каждой группе буден дан лист –маршрут.

(Листы- маршруты прилагаются) Как работать с ним вы уже знаете.

Итак, приступаем.


III. Минутка чистописания.

Разминка


IV. Проверка домашнего задания

ГОРОДСКИЕ ВОРОТА (название препятствий); (оценивает учитель)

- Наши препятствия начинаются


1.Опрос правила( один ученик с группы)


2. «Образуй цепочку» ( готовятся обе группы)

Задание: подумайте и подберите слова на правило

«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»


3.Выставление баллов в листы маршруты.



V. Словарный диктант

ПАРОЛЬ И ЗАМОК (взаимопроверка)



1.Слово учителя.

-Ребята, будьте внимательны, в диктант включены словарные слова и слова на изученные ранее орфограммы.


2. Диктовка.

Презабавный, ,невежа ,солдат, искусство, реформа, касается, приложить, приклеить,пришкольный,непогода,неправда,невольный,паркет,перила,ненастье.

3. Проверка ( взаимопроверка - ребята меняются тетрадями)

4. Выставление баллов

(1-2 неправильных слова-«4балла»; 3-4 – 3 балла; 5 и более – 2 балла)


Вопрос.

-Какие виды орфограмм вам встретились

( Кто первый поднял руку- 1 балл)


VI. Новый материал.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ( Самооценка)


1.Объяснение нового материала

- Вот мы с вами и вошли в город, а попали сразу на Центральную площадь.

На площади мы увидели слова ( запись на доске).

Обойщик, фонарщик, танцовщик, объездчик, прокатчик, грузчик, прицепщик,

съёмщик, разносчик ,перебежчик, резчик, переписчик, аппаратчик.


-Давайте произнесём эти слова.

Можно ли по произношению определить выбор букв Ч и Щ? Почему?

Как же это сделать?

-Обратимся к уже изученным орфограммам. (запись на доске)

-лаг-__-лож-; -раст-___-ращ-__-рос- ; -гор-__-гар-; -кос-__-кас-.

-Повторим условия выбора гласной буквы в данных корнях.


-Значит в нашем случае тоже есть определённые условия выбора нужной буквы. Какие же ? Найти их трудно, но мы попробуем. Подумайте, понаблю-дайте, если не справитесь, я вам подскажу .Выбор зависит от согласной буквы, которая стоит перед суффиксами -чик- и –щик-.

- Посмотрим ,какие согласные буквы стоят. Назовём их. Смотрите они все разные .Как быть? Мы с вами сделаем вот что. Давайте выпишем все согласные буквы, которые стоят перед суффиксом –чик-:


Д; Т; З; С; Ж; З; С; Т


-А теперь все согласные буквы, которые стоят перед суффиксом –щик-:


Й; Р; В; П; М


-Что мы заметили? (у –чик- согласные повторяются, а у –щик- не повторяются)

- Правильно. Итак, какой же мы можем сделать вывод? (Пробуют сами учащиеся)


Вывод.


После букв Д-Т; З-С ; Ж пишется буква Ч ( суффикс -чик-). В остальных случаях пишется буква Щ ( суффикс –щик-).


2.Ознакомтесь с правилом в учебнике.

(Можно опросить ещё 1-2 учеников .

Разбор пояснения.)


2.Выставление баллов.

(Самооценка)


VII Тренировочные и закрепляющие упражнения


СТРАЖНИК

1.Разминка ( Не оценивается)

Устно. Упр.217

Задание: назвать слово, объяснить правописание суффиксов –чик- и –щик-

(« по цепочке»)


2.Самостоятельно. (Самопроверка)

Задание: записать слова в два столбика


Переводчик, пильщик носильщик, переплётчик, смазчик, лётчик, точильщик, каменщик,


Проверка и выставление баллов

(1-2 ош.- «4» б.; 3-4 ош.- «3»б. ; 5 и более ош.-«2» б.)


3.Эстафета «-ЧИК- и –ЩИК ( оценивает учитель; балл ставится всей бригаде общий)

- Первую бригаду условно назовём «-ЧИК-«, а вторую бригаду назовём

«-ЩИК-«. Обе команды получают листы с заданием. По команде учителя начинается эстафета .

Условия игры:

Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на месте пропуска вписывает букву Ч или Щ в зависимости от своего варианта. Затем передаёт лист следующему игроку из своей команды. Та команда, чей лист быстрее окажется на столе учителя, получает 1балл дополнительно


Вот задача непростая:

ЧИК и ЩИК- озорники-

Перепутали, играя,

Все словесные

Коли мешкать мы не станем,

Мы словесные ряды

По листам своим расставим…

Ну, вперёд, ученики!

(Листы со словами для эстафеты прилагаются)

Проверка. (Проверяет учитель)


В это время физрук класса проводит ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ


4. Диктант «Проверь себя» ( Взаимопроверка)


Задание: напишите , найдите слово с изученной орфограммой, выделите её.


1. Рассказчик произнёс последнее слово.

2.Аким еле узнал грузчика.

3.На стройке встречаются бурильщики, бетонщики ,каменщики.

4. Избушка бакенщика стояла на берегу Волги.

5.Табунщик Ваня был одет в белую рубашку


Проверка. ( Ребята меняются тетрадями. Учитель читает правильные ответы,

учащиеся проверяют друг у друга)




VIII. Итог урока

-Ну вот и закончилось наше путешествие по городу «-ЧИК- и –ЩИК-«.

-Что же полезного для себя вы извлекли из этого путешествия? Что нового узнали? Что повторили?


Выставление баллов (Оценок)

- А сейчас внимание. Ответственный момент. Ребята, сейчас вы должны сложить все свои баллы и написать на листе- маршруте итоговую цифру.


35-30 баллов- «5» или 30-25 баллов-«5»

30-25 баллов-«4» ( в зависимости от 25-18 баллов-«4»

25-18 баллов-«3» количества заданий) 18-15 баллов-«3»



IX.Задание на дом