СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку русского языка на тему: "Буквы Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Буквы Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных»

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных и причастий

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных и причастий

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по данной теме развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе повторения изученного воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи

Цель урока:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний по данной теме
  • развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе повторения изученного
  • воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи
Задачи: 1.  Формировать навык написания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. 2.  Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать

Задачи:

  • 1. Формировать навык написания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
  • 2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать
Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

.   Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически  н  или  нн . (Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (не ждать) визит.

.   Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически  н  или  нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (не ждать) визит.

Объясните написание н и нн по образцу Образец: тка…ый золотом платок   (есть зависимое слово, пишем нн ). Спрята … ое мороже … ое, запута … ое дело, пута … ая история, ю … ый шахматист, история запута … а, нереше … ая задача, нетка … ый материал, золоче … ая нить, слое … ый пирог, кипяче … ая вода.

Объясните написание н и нн по образцу

Образец: тка…ый золотом платок

  (есть зависимое слово, пишем нн ).

Спрята ое мороже ое, запута ое дело, пута ая история, ю ый шахматист, история запута а, нереше ая задача, нетка ый материал, золоче ая нить, слое ый пирог, кипяче ая вода.

Вставьте пропущенные буквы, объясняя написание н и нн Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, жела_ый день.

Вставьте пропущенные буквы, объясняя написание н и нн

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, жела_ый день.

Запута…ые следы Замече…ый враг Соле…ый суп Бойцы мужестве…ы Неноше…ый костюм Исти…ый боец Некипяче…ое молоко Маринова…ые грибы Дикови…ая птица Жаре…ый картофель

Запута…ые следы

Замече…ый враг

Соле…ый суп

Бойцы мужестве…ы

Неноше…ый костюм

Исти…ый боец

Некипяче…ое молоко

Маринова…ые грибы

Дикови…ая птица

Жаре…ый картофель

Цифровой диктант Ржа…ой хлеб, фасова…ые продукты, вычище…ый колодец, купле…ый в магазине, вяза…ый шарф, ягоды собра…ы, газирова…я вода, груже…ые повозки, варё…ый в котелке картофель, неезже…ые дороги, усыпа…ая тропинка, кваше…ая в бочке капуста, неслыха…ый успех, купле…ый карандаш, льви…ая грива

Цифровой диктант

Ржа…ой хлеб, фасова…ые продукты, вычище…ый колодец, купле…ый в магазине, вяза…ый шарф, ягоды собра…ы, газирова…я вода, груже…ые повозки, варё…ый в котелке картофель, неезже…ые дороги, усыпа…ая тропинка, кваше…ая в бочке капуста, неслыха…ый успех, купле…ый карандаш, льви…ая грива

Работа с текстом Вдоль берега моря параллельно ему тянутся рядами болота и дли…ые озерки, отделё…ые друг от друга песча…ыми валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выраже…ы резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опуше…ыми листьями.

Работа с текстом

Вдоль берега моря параллельно ему тянутся рядами болота и дли…ые озерки, отделё…ые друг от друга песча…ыми валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выраже…ы резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опуше…ыми листьями.

Проверь себя  В каком ряду во всех словах пишется  нн? 1. будем открове..ы, проза совреме..ика, беше…ая собака 2. правле..ая рукопись, решение зако…о, животное  взбеше..о 3.ответить рассея…о, вечный стра…ик, ученики  недисциплинирова…ы 4. лату…ые трубы, вяза…ая шапка, выборы преждевреме...ы

Проверь себя

В каком ряду во всех словах пишется  нн?

1. будем открове..ы, проза совреме..ика, беше…ая собака

2. правле..ая рукопись, решение зако…о, животное  взбеше..о

3.ответить рассея…о, вечный стра…ик, ученики  недисциплинирова…ы

4. лату…ые трубы, вяза…ая шапка, выборы преждевреме...ы

 В каком ряду все слова пишутся с н ? раны множестве…ы, бойцы ране…ы, движения  скова…ы   холодом дети воспита…ы и аккуратны, задачи реше…ы,  планы расстрое…ы 3. аргументы взвеше…ы и точны, белье развеша…о,  мы  удивле….ы 4. маршруты определе…ы, поле скоше…о, дети  смышле…ы

В каком ряду все слова пишутся с н ?

  • раны множестве…ы, бойцы ране…ы, движения  скова…ы   холодом
  • дети воспита…ы и аккуратны, задачи реше…ы,  планы расстрое…ы

3. аргументы взвеше…ы и точны, белье развеша…о,  мы  удивле….ы

4. маршруты определе…ы, поле скоше…о, дети  смышле…ы

  Вставьте пропущенные буквы, определите принадлежность к части речи 1. Девочка  рассея...а – облака  рассея...ы 2. Взгляды ограниче…ы  - выступление ограниче…о  регламентом 3. Выставка  организова…а  фотографом - сотрудница  организова…а  и  собра....а

  Вставьте пропущенные буквы, определите принадлежность к части речи

1. Девочка  рассея...а – облака  рассея...ы

2. Взгляды ограниче…ы  - выступление ограниче…о  регламентом

3. Выставка  организова…а  фотографом - сотрудница  организова…а  и  собра....а

Укажите номера словосочетаний, в которых пишется  нн 1. Она выдержа_а;  2. Графиня своенравна и легкомысле_а;  3. Он смуще_о молчал;  4. Лодка спуще_а на воду;  5. Она была взволнова_а слухами;  6. Сердце к сердцу не прикова_о;  7. Ничего не законче_о;  8. Чувствовали себя непринужде_о;  9. Шторы спуще_ы.

Укажите номера словосочетаний, в которых пишется  нн

1. Она выдержа_а; 2. Графиня своенравна и легкомысле_а; 3. Он смуще_о молчал; 4. Лодка спуще_а на воду; 5. Она была взволнова_а слухами; 6. Сердце к сердцу не прикова_о; 7. Ничего не законче_о; 8. Чувствовали себя непринужде_о; 9. Шторы спуще_ы.

Укажите ряд слов, от которых образуются прилагательные, пишущиеся с – Н -: 1. Машина, соболь, олово, тыква; Обед, авиация, лед, ветер; 3. Лекарство, соловей, курица, лимон; 4. кожа, пчела, зверь, серебро

Укажите ряд слов, от которых образуются прилагательные, пишущиеся с – Н -:

1. Машина, соболь, олово, тыква;

  • Обед, авиация, лед, ветер;

3. Лекарство, соловей, курица, лимон;

4. кожа, пчела, зверь, серебро

В каком ряду допущена орфографическая ошибка? 1. песчаный, кожаный, серебряный юный, лимонный, лунный Ветреный, оловянный, лебединый Платяной, орлиный, стариный

В каком ряду допущена орфографическая ошибка?

1. песчаный, кожаный, серебряный

  • юный, лимонный, лунный
  • Ветреный, оловянный, лебединый
  • Платяной, орлиный, стариный
Укажите ряд, в котором все слова являются исключением из правила написания прилагательных с Н и НН :   1. Деревянный, глубинный, безветренный  2. Стеклянный, ветреный, юный  3. Искусственный, экскурсионный, овсяный

Укажите ряд, в котором все слова являются исключением из правила написания прилагательных с Н и НН :

1. Деревянный, глубинный, безветренный 2. Стеклянный, ветреный, юный 3. Искусственный, экскурсионный, овсяный

Помоги писателю. Ну, гость неприглаше_ный,   Быть может батюшка войдет! Прошу служить у барышни влюбле_ной! («Горе от ума»)

Помоги писателю.

Ну, гость неприглаше_ный,  Быть может батюшка войдет! Прошу служить у барышни влюбле_ной!

(«Горе от ума»)

 Левин приезжал в Москву всегда взволнова_ный, торопливый, немножко стесне_ный и раздраже_ный этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи . («Анна Каренина»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова_ный, торопливый, немножко стесне_ный и раздраже_ный этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи .

(«Анна Каренина»)

 Нет, в этот вырубле_ный лес  Меня не заманят,   Где были дубы до небес  А нынче пни торчат! («Русские женщины»)

Нет, в этот вырубле_ный лес Меня не заманят,  Где были дубы до небес А нынче пни торчат!

(«Русские женщины»)

Выпишите только те предложения, в словах которых пишется нн Таинстве(н, нн)о поблёскивали окна домов. Площадь окруже(н, нн)а тополями. Старые строения снесе(н, нн)ы. Озлобле(н, нн)о завывал ветер. Собака озлобле(н, нн)а. Увере(н, нн)о выполнить работу.

Выпишите только те предложения, в словах которых пишется нн

  • Таинстве(н, нн)о поблёскивали окна домов.
  • Площадь окруже(н, нн)а тополями.
  • Старые строения снесе(н, нн)ы.
  • Озлобле(н, нн)о завывал ветер.
  • Собака озлобле(н, нн)а.
  • Увере(н, нн)о выполнить работу.
Ребята, понравился вам урок? А какую орфограмму мы сегодня с вами повторили?

Ребята, понравился вам урок?

А какую орфограмму мы сегодня с вами повторили?

Контрольная работа

Контрольная работа