СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Чарующие картины моря"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Чарующие картины моря"»

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков


Тип урока: комбинированный

Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Чарующие картины моря» из оперы - былины «Садко».

Задачи:

 Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».

Метапредметные:

познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук

коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

Оборудование: художественный ряд из картин И.К. Айвазовского; портрет Н.А. Римского-Корсакова; презентация «Океан – море синее»; аудиозапись муз.отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.


Ход урока:

Муз. приветствие


Словесный, наглядный

Актуализация знаний; постановка темы урока

- Ребята, просмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах?

- Какое море вы увидели?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский (слайд 1). 

У него есть еще несколько картин с изображением моря (слайды 2, 3, 4, 5).

Посмотрите, везде море разное.

Так что же мы должны сегодня узнать?


- Сегодня мы познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова.

(слайд 6).

Николай Андреевич был еще и морским офицером, часто бывал в море. Он сочинил оперу «Садко».

- что такое опера?


- У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.

- На какие сюжеты написаны эти оперы?

- Поэтому Р-К называют – композитором – сказочником.


(Слайд 7)

Опера «Садко» - не просто опера, а опера – былина.

- что такое былина?

- каких вы знаете былинных героев?

- Опера «Садко» написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко.

Былина – от слова быль, было когда-то.

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).

Кем еще он был?

Садко - мореплаватель, путешественник, купец.


Открытие новых знаний

(Слайд 8) – 

Р-К сначала сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря?

С помощью чего?

- Давайте вспомним, что помогает композитору передать его замысел в музыке?

(ответы детей)

(Слайд 9)

- Какая музыка вырастет из этой интонации?

Слушание:

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим?

(Учитель даёт прослушать классу ½ часть вступления к опере)

- как море изменяется в музыке?

- как мы это слышим в музыке?


Физкульт. минутка


Дети выполняют.

Закрепление знаний


- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко».

Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук.

Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показывает) –

Если море будет бурное, то как мы покажем?

(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания.)

Молодцы. Вы справились с заданием.


Дети слушают, показывают (пластическое интонирование)

- дети выполняют задание.


Распевание

- Сегодня мы познакомимся с новой песней.

Но сначала подготовим голос к пению

(упражнение «Перебегали берега»).


Знакомство и разучивание песни.

слушание

- Слышали ли вы раньше мотив этой песни?

- О чем в ней поется ?

- Какая музыка по характеру?

Разбор текста


Рефлексия

Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.

Вы познакомились с оперой – былиной «Садко» Римского–Корсакова. (Слайд 10). 

Давайте проверим свои знания.

Слайды 11 – 15.


Итак, ответим на главный вопрос: Может ли музыка рисовать картины моря?

- что вам запомнилось на уроке?


Выполняют проверочные задания (вопросы на слайдах).


Домашнее задание


Слайд 17 

Р-К с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось.


Слайд 18 - спасибо за урок.

До свидания!