СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередующиеся гласные в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку в 10 классе

Цели урока:

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) закрепить навык работы с тестовыми заданиями к  ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся гласные в корне»

Тема урока:  «Безударные гласные и чередующиеся  гласные в корне  слова» (обобщение).

Тема урока: «Безударные гласные и чередующиеся гласные в корне слова» (обобщение).

 «Орфоэпическая минутка» (проставить правильное ударение в словах)  Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, красивее, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, торты, черпать, шарфы. Ломти – ломоть – ломтями – ломтей.

«Орфоэпическая минутка»

  • (проставить правильное ударение в словах)

Аэропорты, баловать, балованный, включим,

вручит, донельзя, жалюзи, завидно, красивее,

звонит, избалованный, исчерпать, каталог, налита,

намерение, насорит, обеспечение, облегчить,

принудить, согнутый, средствами, столяр, торты,

черпать, шарфы.

Ломти – ломоть – ломтями – ломтей.

«Орфоэпическая минутка» Аэроп О рты, балов А ть, бал О ванный,включ И м, вруч И т, дон Е льзя, жалюз И , зав И дно,крас И вее звон И т, избал О ванный, исч Е рпать, катал О г, налит А , нам Е рение, насор И т, обесп Е чение, облегч И ть, прин У дить, с О гнутый, ср Е дствами, стол Я р, т О рты, ч Е рпать, ш А рфы. Ломт И , лом О ть, ломт Я ми, ломт Е й 4 и более -«2» 3 -«3» 2 -«4» 1-0 –«5»

«Орфоэпическая минутка»

Аэроп О рты, балов А ть, бал О ванный,включ И м,

вруч И т, дон Е льзя, жалюз И , зав И дно,крас И вее

звон И т, избал О ванный, исч Е рпать, катал О г,

налит А , нам Е рение, насор И т, обесп Е чение,

облегч И ть, прин У дить, с О гнутый, ср Е дствами,

стол Я р, т О рты, ч Е рпать, ш А рфы.

Ломт И , лом О ть, ломт Я ми, ломт Е й

  • 4 и более -«2»
  • 3 -«3»
  • 2 -«4»
  • 1-0 –«5»
Чем интересны данные слова? Какая закономерность прослеживается? 1) зап..вать лекарство, прим..рять врагов, размягчить 2) б..дон, к..чан, в..нтиляция 3) зам..рать, сл..жение, пл..вучий 4) аб..немент, нагр..вание,настр..ение

Чем интересны данные слова? Какая закономерность прослеживается?

1) зап..вать лекарство, прим..рять врагов, размягчить

2) б..дон, к..чан, в..нтиляция

3) зам..рать, сл..жение, пл..вучий

4) аб..немент, нагр..вание,настр..ение

Написание чередующихся гласных  а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин   может зависеть: 1. от суффикса, следующим за корнем; 2. от ударения; 3. от буквы, следующей за гласной; 4. от значения слова. Корни с чередующимися гласными   нельзя проверять родственными   словами.

Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:

1. от суффикса, следующим за корнем;

2. от ударения;

3. от буквы, следующей за гласной;

4. от значения слова.

Корни с чередующимися гласными

нельзя проверять родственными

словами.

1 . Написание гласных, зависящее от  суффикса, следующего за корнем 1. -бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,-тир/-тер,-чит/-чет-и-пишем, если за корнем есть суффикс -а-  стИрАть-стЕреть  расстИлАется-расстЕлить

1 . Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. -бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,-тир/-тер,-чит/-чет-и-пишем, если за корнем есть суффикс -а-

стИрАть-стЕреть

расстИлАется-расстЕлить

2. -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:  занИМАть - занять  сжИМАть – сжать 3. –кас-/-кос, -лаг-/лож пишется -а-, если есть суффикс -а-  кАсАться - коснуться  предлАгАть –предлОжить, предлОг

2. -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:

занИМАть - занять

сжИМАть – сжать

3. –кас-/-кос, -лаг-/лож пишется -а-, если есть суффикс -а-

кАсАться - коснуться

предлАгАть –предлОжить, предлОг

2. Написание гласных, зависящее  от ударения 1. под ударением пишем -а-в корне -гар-, без ударения -о-в корне -гор-: загАр – загОрЕть 2. в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:  зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.

2. Написание гласных, зависящее от ударения

1. под ударением пишем -а-в корне -гар-, без ударения -о-в корне -гор-:

загАр – загОрЕть

2. в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:

зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.

3. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:  поклонИться, клАняться, но: поклОн  творИть, твАрь, но: затвОр, притвОра, Утварь 4. -плав-/-плов- в безударном положении -о- пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк

3. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:

поклонИться, клАняться, но: поклОн

творИть, твАрь, но: затвОр, притвОра, Утварь

4. -плав-/-плов- в безударном положении -о- пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк

3. Написание гласных, зависящее от  буквы, следующей за гласной 1. -раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-: рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль - слова-исключения. 2. -скак-, -скоч- пишется -а- перед К,-о- перед Ч в безударных корнях: скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.

3. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

  • 1. -раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-: рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль - слова-исключения.
  • 2. -скак-, -скоч- пишется -а- перед К,-о- перед Ч в безударных корнях: скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.
4. Написание гласных, зависящее от  значения слова 1. -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения: -мак- - погружать в жидкость, -мок- - пропускать жидкость: мАкать в хлеб, промОкашка (промОкательная бумага) 2. -равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;  -ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой, гладкий». Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень – слова-исключения.

4. Написание гласных, зависящее от значения слова

1. -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения: -мак- - погружать в жидкость, -мок- - пропускать жидкость: мАкать в хлеб, промОкашка (промОкательная бумага)

2. -равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;

-ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой, гладкий». Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень – слова-исключения.

Проверим себя!

Проверим себя!

сл...жение, выр...стить, подр...сли, возл...гать, выр...щенный, отр...сль, р...сток, р...стение, г...рит, соприк..саются, уб...рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв...рь, ск..чок, приск...кать, вым...кнуть, обм...кнуть, р...вняйсь, ум...рает, заг...релый.
  • сл...жение, выр...стить, подр...сли, возл...гать, выр...щенный, отр...сль, р...сток, р...стение, г...рит, соприк..саются, уб...рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв...рь, ск..чок, приск...кать, вым...кнуть, обм...кнуть, р...вняйсь, ум...рает, заг...релый.
Алгоритм: 1. Вижу безударную гласную. 2. Определяю морфему. Если корень, проверяю  вид безударной гласной:  -проверяемая;  -непроверяемая;  -чередующаяся. 3. Вспоминаю условие написания для данного   вида.

Алгоритм:

1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю

вид безударной гласной:

-проверяемая;

-непроверяемая;

-чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного

вида.

Практическая часть. Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне:

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку

можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за

собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся

сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы - песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и

стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой;

как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре

она станет шестигранником, полным яркого, холодного солнца.

Параграф № 20,упр.107 Из стихотворения А.С.Пушкина «Горит восток зарею новой….» выпишите слова с чередующимися гласными в корне
  • Параграф № 20,упр.107
  • Из стихотворения А.С.Пушкина «Горит восток зарею новой….» выпишите слова с чередующимися гласными в корне