«Чистый ручеёк нашей речи»
Урок ОРКСЭ (4 класс)
Модуль: основы светской этики
Чистый ручеёк нашей речи
Котомина Екатерина Николаевна
Цель. Создание условий для формирования понятия речи как важнейшего средства общения и составной частью общей культуры человека.
Задачи:
- познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
- побудить обучающих к анализу собственной речи и речи собеседника;
- показать, что мешает сделать свою речь красивой, грамотной и какими способами можно улучшить свою речь;
- сформировать понятие о правилах эффективного общения;
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
- объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими;
-самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила речевого этикета;
- чувствовать ответственность за выбор слов, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои слова и поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.
- совместно с учителем составлять план решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-уметь высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы;
-слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
-договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.
Предметные результаты:
-определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям;
-делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
-договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник.
Дидактические материалы: разрезные карточки (на парту) «Продолжи пословицу», карточки с вежливыми словами, картинки корзин.
Используемые технологии: игровая, виртуальный поход, элементы ИКТ.
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2 мин)
Здравствуйте, ребята, сейчас у нас урок основы светской этики.
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Актуализация знаний. Определение темы урока. (10-12 мин)
– Ребята. Разгадайте ребус. (слайд 2)
2 = Е
Правильно, это слово речка.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в виртуальный поход на речку. А какая речка находится недалеко от нашего поселка? (Ответы детей: Уводь, Секша, Клязьма)
Мы с вами отправимся в поход на речку Уводь. В нашем походе вам понадобятся ваш рюкзак и ваши знания (слайд 3).
Вот мы и на берегу реки Уводь.
Давайте разведем костер на берегу, тогда нам будет уютнее сидеть и общаться.
Вспомним, что разводить костер можно только в специально оборудованном месте!
Чтобы нам его развести, вам нужно соединить части пословиц на поленьях, чтобы они разгорелись (слайд 4) (работа в парах) (Проверка совместно) (слайд 5)
Хорошая речь лучше меда.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Умные речи и слушать приятно.
Молодцы, вот и разгорелся наш костер.
Ребята, скажите, о чем говорят эти пословицы? (Ответы детей: о речи) (слайд 5)
Что такое речь? (Ответы детей: средство общения).
Что в них говорится? Каков их смысл? (Ответы детей: хорошую, красивую речь приятно слушать, а некрасивую и глупую – нет).
– Ой, послушайте, что это звучит? (Ответы детей: ручеёк) (слайд 6)
Правильно, на берегу этой реки журчит ручей – Сергиевский источник, на который за питьевой водой ходят местные жители (слайд 7)
Ребята, а как течет ручей или речка? (Ответы детей: плавно, красиво, быстро)
Ребята, а как вы думаете, похожи ли эти слова РУЧЕЁК, РЕЧЬ, РЕЧКА, РУЧЕЙ? (слайд 8)
Что общего между ними? Как вы думаете?(ответы детей)
Слова эти лишь созвучны, но они близки по сути.
То, что и для речки и для ручейка важно плавное, неторопливое журчание, течение, так же и для речи важна красота и правильность.
А почему так течет красиво и плавно речка? (Ответы детей: у нее нет преград)
А что может помешать протекать речке или ручью плавно, красиво? (Ответы детей: камни, сучья, мусор, мели).
А что может помешать в нашей речи?
Нашу речь могут засорять лишние, грубые, непонятные звуки и слова.
Как можно очистить речку? (ответы детей)
А нашу речь? (ответы детей)
Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь.
Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.
– Значит, о чем мы сегодня будем говорить в походе? (Ответы детей: о нашей речи, о том, как нужно сделать нашу речь красивой и правильной)
На какие вопросы вы хотели бы сегодня найти ответы при общении в нашем походе? (Ответы детей: Какая речь красивая и правильная? Что нужно сделать, чтобы наша речь была красивой и правильной?)
Тема нашего урока: «Чистый ручеек нашей речи» (слайд 9)
Целью нашего урока будет, выяснить, что мешает сделать свою речь красивой, грамотной и узнать, какими способами можно улучшить свою речь (слайд 10)
Работа по теме урока. (15-20 мин)
– Продолжается наш поход. Мы с вами все проголодались. Давайте поставим котелок на огонь и сварим с вами вкусную кашу, чтобы подкрепиться (слайд 11).
(Чтение наизусть учеником стихотворения С.Михалкова «Сашина каша»)
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.
О какой каше идёт речь? (ответы детей)
Каша, в этом стихотворении - невнятная речь, все слова смешались в единую массу.
Какой вывод сделаем для себя? Какой дадим совет для Саши?
Совет 1: нужно чётко выговаривать слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи (на листочке) (слайд 12)
Этот первый совет, который мы положим в наш рюкзак.
– Вот и наварили мы с вами настоящей вкусной каши, наелись, что мы скажем после вкусного угощения? (ребята говорят слова благодарности за угощение) (слайд 13)
Ребята, а что это за слова вы говорите? (Ответы детей: вежливые слова)
А какие вы еще знаете вежливые слова? (Ответы детей: слова-благодарности, слова-приветствия, слова-прощания, слова-извинения…)
Сейчас берите корзинки у меня, и все вместе идем в лес на берегу реки собирать вежливые слова.
Игра «Собери корзину слов» (дети выходят, берут карточку со словом и кладут в нужную корзину) (слайд 14)
(Три корзины, вежливые слова на карточках)
Молодцы, ребята, корзины у нас полные.
Давайте проверим, как вы распредели слова (слайд 15)
Все вежливые слова вы знаете, а умеете ли вы ими пользоваться? (ответы детей)
Как и когда их нужно употреблять? (ответы детей: дети приводят жизненные ситуации)
Сформулируем совет, как и когда нужно употреблять вежливые слова.
Совет 2: Вежливые слова нужно употреблять в меру, в нужной ситуации, глядя в глаза человеку, с которым общаешься! (слайд 16)
Это второй совет, который мы положим в свои рюкзаки.
– Устали мы с вами ходить-бродить по лесу.
Давайте отдохнем. Посмотрим ералаш «Почему мы так говорим» (слайд 17)
Что с речью главного героя?
Думаю, что в речи каждого из нас есть такие слова-паразиты.
Давайте попробуем от них избавиться.
Возьмите листочек, напишите на нем слова-паразиты из вашей речи (дети пишут слова-паразиты)
Теперь возьмем этот листочек и порвем его на мелкие кусочки и выбросим в наш костер, пусть они сгорят, и их не будет больше в нашей речи.
Конечно, так быстро эти слова не исчезнут из нашей речи, но к этому надо постоянно стремиться.
Дадим совет главному герою из ералаша.
Совет 3: избавиться от слов-паразитов, от слов-сорняков (слайд 18)
(Звучат крики, шум….) (слайд 19)
Ой, ребята к нам на огонек кто-то идет?
Давайте отгадаем, кто к нам пришел.
Послушайте известные фразы сказочных героев и отгадайте этих героев (слайд 20)
(Звучат слова Кота Леопольда, Старухи Шапокляк, Старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Старуха: «Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке»
Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
Старуха Шапокляк: «Кто людям помогает - лишь тратит время зря. Хорошими делами - прославиться нельзя, ха-ха. Поэтому я всем и каждому советую, все делать точно так»
Ребята, узнали ли вы героев? Кто они? (ответы детей)
Что вы можете сказать про них, слушая только их речь? (Кот Леопольд – вежливый добрый, Шапокляк, Старуха – невоспитанные, злые).
Сделайте вывод.
По речи можно узнать, какой человек воспитанный или нет, добрый или злой, вежливый или нет.
Кого позовем и оставим с нами возле костра?
Какой совет дадим другим героем?
Совет 4: говорите только красивые, понятные, добрые и вежливые слова, никого не обзывайте (слайд 21)
Еще один совет, который нам пригодится.
Итог урока. Рефлексия. (5 мин)
Ну, вот и подошел к концу наш виртуальный поход.
Ребята, нам нужно затушить наш костер, будем заливать водой из ведерок, на которых написаны советы красивой и правильной речи.
Назовите номера тех ведерок с водой, на которых написаны верные и нужные советы (дети выбирают номера ведерок с водой, на которых написаны верные и нужные советы, а ведерки с ненужными советами пропадают с экрана) (слайд 22)
Тушим водой наш костер (слайд 23)
Вот мы и затушили наш костер, отправляемся в класс (слайд 24)
Возвращаемся мы с вами в класс с целым рюкзаком советов, как сделать нашу речь красивой (слайд 25)
Думаю, что после этого урока вы будете пользоваться этими советами.
Желаю вам, чтобы ваша речь всегда была чистой, правильной и красивой!
Домашнее задание.
Прочитайте рассказ В.А. Сухомлинского «Одни и те же слова» в учебнике на стр.43-44, нарисуйте портреты главных героев, судя по их речи и настроению.