Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Новоселицкого.
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Что нужно есть, чтобы быть здоровым»
Автор проекта:
Стоянова Ольга
Класс 4 «б»
Руководитель проекта:
Стрельникова Н. В.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
Содержание.
Введение. 3
Методика исследований. 4
Основная часть
Для чего человеку нужно есть? 4
Продукты полезные для организма. 5
Вредные продукты и их опасность . 12
Результаты опроса 16
Заключение. 17
Литература. 18
«Человеку нужно есть Чтобы встать и чтобы сесть. Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться, Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть, Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь» |
Введение
В последнее время трудно найти абсолютно здорового ребенка. Почти каждый страдает от той или иной болезни, или имеет низкий иммунитет. Одну из главных ролей в здоровье детей играет правильное питание. Меня интересует, что происходит внутри нашего организма. Какие продукты берегут наше здоровье, а какие разрушают?
Я и мои сверстники частенько покупаем чипсы, кириешки , картошку фри и другие продукты в ларьках, чтобы быстренько утолить голод. Но от родителей и учителей мы постоянно слышим, что это вредно. Я решила разобраться, в чем может быть вред от этих продуктах и какие продукты полезны для нашего организма?
Так и появились проблемные вопросы проекта: Почему человек должен есть? Что нужно есть, чтобы быть здоровым? Что такое вредные продукты?
Чтобы это выяснить я определила цель своего исследования: узнать, какое питание является правильным для школьника.
Задачи:
найти теоретический материал о веществах, которые необходимы нашему организму;
узнать, есть ли вредные продукты и какую опасность они несут для организма.
выяснить, что знают школьники о правильном питании и как часто они употребляют вредные продукты.
Гипотеза исследования: если мы будем знать, что такое правильное питание, то сможем оценивать и выбирать полезные продукты для здорового питания, рассказывать о необходимости соблюдения принципов здорового питания своим близким, знакомым.
Методика исследований
Мы использовали различные методы исследования: практический, информационный, исследовательский.
Изучали специальную литературу, проводили опрос среди учеников и учителей, задействовали ресурсы интернет.
Для чего человеку нужно есть?
Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу. Питание — сложная и многоликая проблема. Главная цель его — обеспечить рост и развитие детского организма, максимальную работоспособность и хорошее самочувствие в зрелом возрасте, здоровье и долголетие в пожилом . Одновременно питание — источник эстетического наслаждения и важный лечебный фактор. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Есть такая пословица: «Человек есть то, что он ест». Вот какое важное место в жизни человека занимает еда.
Современный человек в сутки потребляет около 800 граммов пищи и 1,5–2 литра воды. Суточный рацион населения планеты (а это свыше 6 миллиардов человек!) составляет около 5 миллионов тонн пищи.
Подсчитано, что за 70 лет жизни человек выпивает 70 тонн воды, съедает 17 тонн углеводов, около 3 тонн белков, 2 тонны жиров, 2– 3 центнера соли, 38 килограммов фосфора, около 8 килограммов магния.
Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты. Часто этому помогает реклама на ТV и яркая упаковка, не всегда полезных, продуктов на прилавках наших магазинов.
Продукты полезные для организма
Здоровье для человека—это главная жизненная ценность.
Каждый человек в ответе за свое здоровье. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание.
Из пищи наш организм получает необходимые для жизни вещества:
Б
елки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека, как кирпичики. Особенно нужен такой материал детям – для роста и развития. Источниками белков в питании являются пищевые продукты животного и растительного происхождения: мясо, молоко, рыба, яйца, хлеб, крупа, а также овощи и фрукты.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Продукты, содержащие белки |
| животные белки | растительные белки |
среднее содержание белка | говядина телятина баранина свинина птица продукты из свинины рыба выдержанные сыры | соя пророщенные зерна пшеницы морские водоросли жареный арахис чечевица белая фасоль миндаль |
высокое содержание белка | яйца молоко мягкие сыры | овсяные хлопья хлеб с отрубями шоколад с 70% содержанием какао рожь макаронные изделия из муки грубого помола коричневый рис грецкие орехи |
В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
Жиры для организма жизненно необходимы, они накапливают энергию, сохраняют тепло, защищают от травм, участвуют в обмене и образовании необходимых гормонов, витаминов и других биологически активных веществ.
Жиры наравне с белками выполняют роль пластического материала, входя в состав всех клеток и тканей организма. Они способствуют лучшему использованию организмом белков, витаминов, минеральных веществ.
Необходимые жиры содержатся в масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
сливочное масло ;
растительное масло ;
сметану .
У
глеводы – главный поставщик энергии для нашего тела, топливо для клеток, для подвижных игр, бега, физической и умственной работы. Углеводы содержат - хлеб, крупы, картофель, овощи, фрукты, ягоды, молоко.
Все эти питательные вещества присутствуют в продуктах питания.
Но в одних продуктах больше беков, например в мясе и рыбе, в других – жиров: в семечках подсолнечника и растительном масле, которое делают из них, а в-третьих – углеводов, это в крупах и макаронных изделиях.
Кроме этих питательных веществ, организму требуются минеральные соли кальция, йода, калия и другие для роста и укрепления костей и питьевая вода. Минеральные вещества, входящие в состав организма, непрерывно расходуются им. Если пища человека разнообразна, то в ней в достаточном количестве содержаться все необходимые минеральные вещества.
Именно в детстве закладывается потенциал на долгие годы, и если в раннем возрасте ребенку не хватает определенных витаминов и минеральных в
еществ, то это может обернуться серьезными проблемами со здоровьем в будущем.
ЖЕЛЕЗО
Железо отвечает за способность нашего организма проводить кислород из легких в клетки. Недостаток железа обычно приводит к анемии, которая в свою очередь вызывает упадок сил, снижение иммунитета, головокружение и слабость. Все это отражается на физических и интеллектуальных способностях ребенка. В питании должны присутствовать красное мясо, яйца, шпинат, гранаты, бобовые, грецкие орехи, обогащенные каши и хлопья.
КАЛЬЦИЙ
По исследованиям медиков, почти половина мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 11 лет получают недостаточно кальция. В первую очередь это связано с тем, что на смену традиционным «детским напиткам» — молоку и кефиру — пришли соки из концентратов и кола. Кальций способствует формированию костей, которое обычно завершается к 25 годам. И если к этому времени кости не станут достаточно крепкими и здоровыми, то значительно увеличивается риск развития остеопороза в зрелом возрасте. Не случайно врачи называют остеопороз болезнью, которая проявляется в старости, но закладывается в детстве. Кроме того, дефицит кальция является причиной примерно 150 болезней, в том числе: артрита, аритмии, диабета, атеросклероза, депрессии, остеохондроза, пародонтоза. Кстати, чем старше человек, тем хуже усваивается кальций из молока. Младенец возьмет его 52%, взрослые люди — только 13–15%. Чтобы полноценно обеспечить организм кальцием, ребенку нужно съедать три порции молочных продуктов в день. Одна порция — это стакан молока, йогурт или 50 г сыра. Если ребенок не любит обычное молоко, предложите шоколадное или фруктовое. Плюсы в этом случае перевешивают минусы: польза от кальция больше, чем вред от сахара. Кальций содержится в овощах с зелеными листьями: сельдерее, петрушке, брокколи, спарже, капусте цветной и белокочанной. Содержат его яичные желтки, бобы, орехи, фиги...
Чтобы кальций усваивался организмом, необходим витамин D. Некоторое количество этого витамина мы получаем, находясь на солнце, но в нашем климате этого явно недостаточно. Витамин D содержат: молоко и молочные продукты, яйца, жирная рыба, сливочное масло.
КАЛИЙ
Почему необходим калий? Калий обеспечивает тонус и сокращение мышц, правильную работу всей нервной системы, а также играет важную роль в регулировании кровяного давления.
Половину того, что ребенок съедает в течение дня, должны составлять овощи и фрукты. Богаты калием цитрусовые, листовые овощи, мята, семечки подсолнуха, бананы и печеный картофель.
К
ЛЕТЧАТКА
По результатам медицинских исследований, дети до 6 лет получают всего лишь треть необходимого количества клетчатки, а дети старше шести — примерно половину. Суточная норма клетчатки — около 35 г.
Почему необходима клетчатка?
Клетчатка участвует в переработке сахара, регулирует метаболизм, аппетит, уровень холестерина и, в итоге, влияет на вес ребенка. Клетчатка — это волокна, составляющие основу растений. Она содержится в листьях, стеблях, корнях, клубнях и плодах. Клетчатка в желудке и кишечнике не переваривается. Она бывает двух видов: растворимая и нерастворимая. И та и другая должны обязательно присутствовать в рационе человека.
Ребенку необходимы: хлеб из цельного зерна, отруби, ржаной хлеб, коричневый рис, бобовые, изюм, чечевица, зеленый горошек, миндаль, бананы, клубника, изделия из муки грубого помола. Покупая хлеб, читайте, что написано на этикетке: иногда черный на вид хлеб на 80% состоит из пшеничной муки и далеко не полезен. Главный источник клетчатки для детей — овощи и фрукты.
Следующие питательные вещества составляют целую группу. Однажды американский ученый Казимир Функ открыл, что в оболочке рисового зернышка содержится жизненно необходимое вещество «амин», соединив его с латинским словом «вита», что означает – жизнь, он получил новое слово «витамины».
Витамины – это соединения, которые в небольших количествах необходимы организму человека для повышения сопротивляемости болезням. Роль витаминов в питании чрезвычайно велика; как и все пищевые вещества, они совершенно необходимы организму и имеют большое значение в процессах обмена веществ. Если человек не получает с пищей какого-либо одного или нескольких витаминов, то в организме возникают серьезные нарушения, так называемые авитаминозы.
В
итамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.
Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.
Продукты, богатые витаминами группы В:
м
олоко ;
творог ;
печень ;
сыр ;
яйца ;
капуста;
яблоки;
миндаль ;
помидоры ;
бобовые .
В
итамин С — полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Продукты-источники витамина С:
зелень петрушки и укропа ;
помидоры ;
черная и красная смородина ;
красный болгарский перец;
цитрусовые;
картофель .
Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.
Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, р
егулирует свертываемость крови.
ВИТАМИН Е
Организм получает витамин Е из растительных жиров, его главный источник — разнообразные орехи. А так же содержится в следующих продуктах:
печень ;
яйца ;
пророщенные зерна пшеницы;
овсяная и гречневая крупы .
Почему необходим витамин Е?
Он участвует в работе нервной системы,способствует профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, играет значительную роль в формировании иммунитета, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Ребенку необходимо примерно 7 мг витамина Е в день. Приблизительно такое же количество витамина содержится в горсти миндальных орехов.
Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.
Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.
Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Вредные продукты и их опасность
Мы знаем о том, что полезно и необходимо кушать. Но часто забываем, что некоторые продукты могут быть вредными для здоровья.
Современная пищевая промышленность использует около тысячи пищевых добавок. Мы все больше употребляем в пищу полуфабрикаты и продукты, изобилующие добавками для длительного хранения и улучшения их вкусовых качеств. В результате желудок, печень и почки слишком много труда затрачивают на то, чтобы переработать и обезвредить пищевые добавки. Поэтому: для того, чтобы уберечь детский организм от вредных для здоровья химических добавок, нужно внимательно читать этикетки, выбирая из множества продуктов исключительно те, что пригодны для детей.
ЭТО ПОЛЬЗЫ НЕ ПРИНЕСЕТ:
Красители
До 70% сладостей и десертов содержат искусственные красители.
Ароматизаторы
Усилители вкуса и запаха обозначаются словами «ароматизатор» или «вкусовая добавка». Они в избытке содержатся в сладостях, зерновых батончиках, детских завтраках, мороженом.
Консерванты
К этой группе веществ относятся и совершенно нежелательные для детского (да и для взрослого) организма сульфиты, нитриты, нитраты, бензоаты. Именно эти, мягко говоря, неполезные вещества продлевают срок хранения и годности продуктов на месяцы и годы.
Загустители
К ним относятся мальтодекстрин, крахмал, модифицированный крахмал. Они снабжают организм совершенно пустыми калориями, тогда как детский организм нуждается в полезных питательных веществах.
Сахар
Некоторые печенья, сухарики, десерты и готовые завтраки содержат до 80% сахара. Во многом из-за них суточное потребление сахара детьми превышает норму как минимум наполовину.
Соль
Самая маленькая 20-граммовая упаковка чипсов содержит 80% суточной детской нормы соли. Даже в некоторых сладких завтраках содержание соли избыточно: до 40% суточной нормы.
Ж
иры
Информация о жирах на упаковках очень скудна. Но важно обращать внимание на то, чтобы в составе детского питания не было растительных жиров (не путать с растительным маслом!).
Перечень разрешенных пищевых добавок разработан Институтом питания РАМН РФ и Министерством здравоохранения России, регламентирован санитарными правилами и нормами, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ.
В него вошли более 800 наименований с буквенным индексом Е согласно Европейской цифровой системе, одобренных Европейским Сообществом как безопасные пищевые добавки.
Индекс Е обозначает входящие в состав продуктов пищевые добавки.
Е100-Е182 – красители (применяются для окраски пищевых продуктов);
Е200-Е299 – консерванты (удлиняют срок годности продукта);
Е300-Е399 – антиокислители (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи, по действию схожи с консервантами);
Е400-Е499 – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукции);
Е500-Е599 – эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания, по действию похожи на стабилизаторы);
Е600-Е699 – усилители вкуса и аромата;
Е700-Е899 – зарезервированные номера безвредных добавок;
В РОССИИ ЗАПРЕЩЕНЫ ВСЕГО ПЯТЬ ДОБАВОК:
Е121 (краситель цитрусовый красный-2),
Е123 (краситель амарант) и
Е240 (консервант формальдегид),
Е924а и Е9246 – улучшители муки и хлеба.
Какие же продукты вредны для нашего организма?
Конечно же, на первом месте стоят любимые всеми сладости – конфеты, торты, печенье. Эти продукты никакой пользы не несут, с ними в организм не поступают ни витамины, ни минералы. Кроме того, сладкое отбивает аппетит к более здоровой пище, что тоже не прибавляет пользы.
Важно также помнить, что сладкое портит зубы и может сказаться на нормальном развитии зубов.
Сладкая газированная вода – непоправимый вред неокрепшему детскому организму! Помимо сахара в газировке содержится множество химических красителей и ароматизаторов, которые просто «убивают» пищеварительную систему человека.
Чипсы, сухарики тоже известны своей «вредностью». При производстве этих продуктов тоже используется много жира и химии.
Пристальное внимание обратим на добавки под буквой Е.
Е621 (глютамат натрия)- усилитель вкуса и аромата, может вызвать аллергию, астму, нарушение сердечной деятельности, головную боль, сонливость и слабость..
Е 330 (лимонная кислота) запрещена в Европе и Америке, так как может вызвать злокачественную опухоль, в России разрешена.
Фосфат натрия грозит развитием остеопороза и замедлением роста костей у детей.
Лактоза - молочный сахар, очень сладкий. Лактоза добавляется практически во все сухарики и чипсы. Если у вас после употребления данных продуктов бывает тошнота, спазмы, вздутие живота - знайте, что причиной тому может быть непереносимость лактозы.
Если под фразой натуральные ароматические вещества подразумевается ароматизаторы натурального происхождения, то натурально-идентичные ароматические вещества представляют собой стопроцентную химию.
В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы – которые не относятся к веществам полезным для здоровья
Чрезмерное использование жвачки:
снижает аппетит,
провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта ,
а также оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта
Ожидаемый эффект от жвачки :
для того что бы удалить остатки еды после приема пищи достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раз в день после еды
Результаты опроса.
В начале работы над своим проектом решила, что путем анкетирования я должна получить данные о том, знают ли школьники о полезных и вредных продуктах. Какие вредные продукты и как часто употребляют мои одноклассники.
В процессе работы над проектом проводился опрос среди учеников 2 класса. Они ответили на такие вопросы:
Можно ли прожить без пищи?
Бывают ли вредные продукты?
Есть ли вещества, которые необходимы нашему организму?
Употребляешь ли ты жевательную резинку, чипсы и сухарики, газированные воды, соусы, кетчуп, майонез
На вопросы анкеты дети ответили следующим образом:
На первый вопрос анкеты 100% детей ответили правильно: прожить без пищи нельзя.
На второй вопрос- 11 % ребят ответили: таких продуктов нет. 89% -да
На третий вопрос ответили так:
да-_76_% Не знаю- 17% Нет – 6%
На четвёртый вопрос большинство ребят– 72% ответили, что употребляют эти продукты.
В результате опроса выяснилось, что большинство детей знают о продуктах, которые необходимы организму и о продуктах, которые вредят. Несмотря на это многие ребята, некоторые постоянно, некоторые иногда, употребляют быструю еду, то есть чипсы, сухарики, газировку.
Заключение.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Правильное питание — залог здоровья организма.
М
ногие болезни возникают именно из-за неправильного питания. Если долгое время питаться неправильной пищей, можно обзавестись болезнями пищеварительной системы. Быстрая еда, то есть чипсы, сухарики, газировка, жвачка являются вредной пищей, потому что содержит много искусственных добавок, ароматизаторов.
Здоровое питание включает в себя большое разнообразие продуктов
Сбалансированный пищевой рацион способен не только предотвратить появление этих проблем, но и решить уже имеющиеся.
Нужно есть побольше натуральных продуктов: овощей и фруктов, круп, молочных продуктов и поменьше сладостей.
Нужно с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.
Литература
«Раздельное питание». Ренате Цельтнер. Феникс, 1997
«Три пользы». И. И. Литвина. Санкт-Петербург, 1997
«Секреты долголетия». Поль С. Брэгг, Герберт Шелтон. Сыктывкар, 1992
«Чудо голодания». Поль С. Брэгг. Хабаровск, 1991
«Питание и здоровье». Р. И. Воробьев. Москва «Медицина», 1990
«Питание ребенка». Л.В. Дружинина. Москва. 1994
Www. zoj.ru
http://www.ayurvedaplus.ru/food/mat_1679.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фастфуд
http://www.cooking.ru/eat/fast-fyd/art1920.html
http://cellulitu-net.narod.ru/r106.html
Журнал «Вкусно&Полезно»
Журнал « Здоровье детей» № 19 , 2009, с.8
Приложение 1
Анкета
| | да | нет | незнаю |
1. | Можно ли прожить без пищи? | 100% | | |
2. | Бывают ли вредные продукты? | 89% | 11% | |
3. | Есть ли вещества, которые необходимы нашему организму? | 76% | 6% | 18% |
4. | Употребляешь ли ты жевательную резинку, чипсы и сухарики, газированные воды, соусы, кетчуп, майонез | 72% | 28% | |
П
риложение 2
Пищевая пирамида
12