СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое коммуникативная компетентность "

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как определить коммуникативную компетентность.

Просмотр содержимого документа
«"Что такое коммуникативная компетентность "»

Что такое коммуникативная компетентность ?

Коммуникация – деятельность, без которой жизнь в социуме невозможна. Но общение бывает разным – продуктивным и нет. От чего зависит результат коммуникации? Как узнать, насколько вы компетентны в общении? И как развивать умение эффективно общаться?

Эффективный контакт

Коммуникация - взаимодействие людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Не всегда манера общения, к которой привык человек, будет эффективной.  Быть компетентным в коммуникациях - это значит уметь устанавливать и поддерживать такой уровень общения, который обеспечивает эффективную деятельность.

Это умение опираться на знание культурных норм и ценностей, это понимание правил этикета и владение необходимым набором навыков для эффективного взаимодействия. Также это умение применять речевые средства согласно ситуации, грамотно выбирать стиль речи и владеть невербальными средствами передачи информации.

Как понять, что взаимодействие эффективно? Здесь просто: если партнер понял то, что вы хотели донести, а вы поняли его, если вы достигли желаемого результата в процессе общения – контакт был качественным.  

Способности, необходимые для коммуникативной компетенции:

- Прогнозирование. Это умение прогнозировать развитие ситуации, в которой происходит общение. Такое умение базируется на анализе поведения партнера во время общения.

- Управление – навык изменять уровень  общения, влиять на ход общения.

- Программирование процесса коммуникации.


Как стать отличным коммуникатором


Есть люди, которые умеют прекрасно общаться без дополнительного обучения. Они легки в общении, быстро заводят полезные связи, хорошо адаптируются в различных ситуациях коммуникации. Но таких людей меньше, чем тех, кому эффективное общение дается с трудом. А ведь этот навык пригодится везде: и в деловой среде, и в профессиональном развитии, и в межличностных контактах.

Компетентности в коммуникации можно научиться.


Источники навыков эффективного общения:

- опыт взаимодействия с людьми. Это основной источник. В процессе общения коммуникативное мастерство оттачивается.

- искусство – театр, кино, литература – примеры моделей различных стилей и приемов коммуникации.

- тренинг и научная литература.


Так как начать общаться эффективно?

1. Определите свои стратегии общения:

Доминирование. Здесь проявляется склонность к подавлению другого, к игнорированию интересов аудитории.


Соперничество. Это своеобразная игра, когда партнер воспринимается сильным или непредсказуемым. Интересы партнера могут учитываться, но только в рамках борьбы.


Манипуляция. Скрытое воздействие с использованием таких приемов, как обман, хитрость, провокация, намек.


Партнерство. Равноправные отношения, в которых учитываются интересы обоих сторон, но при этом охраняются свои позиции. Главный инструмент партнерства – договор.


Содружество. Это тесное общение, желание совместно реализовывать цели и достигать согласия.


Только партнерство и содружество – продуктивные стили взаимодействия.



2. Проанализируйте каждый элемент

Если вам предстоит важный разговор или выступление перед аудиторией, то подготовку лучше начинать с описания всех составляющих коммуникации.


Лассуэлл выделили 5 элементов коммуникативного процесса:


а.Коммуникатор – человек, который передает информацию (кто?)

Для начала опишите коммуникатора: как он выглядит, какое впечатление производит, какое ему необходимо произвести, его сильные и слабые стороны, которые помогут в процессе общения.


б.Сообщение – передаваемая информация (что?)

Определите, как вы будете подавать информацию: если она научная, то стоит ли ее сделать более легкой для восприятия и как? Или, наоборот, необходимо передать информацию серьезным тоном? Возможно, в сжатые сроки нужно обсудить большой объем информации? Тогда как сократить ее, не утратив смысла?


в. Канал – то, каким образом происходит коммуникация (как?)

Проанализируйте, как вы будете передавать информацию, как наиболее полно и понятно это сделать? Для этого может понадобиться визуальная информация – графики, отчеты, видео, слайды. Но может быть и так, что в вашей ситуации коммуникации достаточно будет просто сделать телефонный звонок или написать сообщение. Также помните, что каналом информации служат и невербальные сигналы, поэтому поработайте над

мимикой, жестами, интонацией, голосом: громкостью, тоном, тембром.

Виды коммуникаций: невербальная, вербальная, письменная, пиктографическая, символьная и др.

г. Аудитория – кто получает информацию (кому?)

Это особенно важно учитывать, если вам нужно выступать с речью. Изучите, чем занимаются люди, что их объединяет, какой у них статус, что они ожидают от вас. Когда вы поймете, кто перед вами, вам будет значительно легче наладить связь и провести выступление.

д.Эффективность - результат коммуникации (какой эффект?)

Заранее поставьте цель: чего вы хотите добиться по итогам взаимодействия? Вам нужно просто передать информацию, произвести впечатление, вызвать доверие или проявить профессионализм, побудить кого-то к действиям или общаться ради общения? Запишите, какие приемы помогут добиться нужной цели.


Опираясь на анализ пяти элементов, постройте стратегию выступления или коммуникации, напишите речь с учетом имеющихся данных. А после взаимодействия проверьте, удалось ли вам достичь нужного эффекта.


3. Следите за речью

- Определите стиль общения, в котором вы будете вести диалог: в формальном или в дружеском.

В первом варианте необходима сдержанная и грамотная речь, во втором допустимы сленговые слова, разговорная речь.

- Научитесь статусной коммуникации.


Низкий статус коммуникатора выдают такие признаки:

1) Предположения («Мне кажется», «Я думаю», «Я предполагаю»).

2) Нерешительность и использование междометий («Я не уверен», «эээ», «ну»).

3) Излишняя вежливость («Извините», «Прошу прощения», « Будьте добры»)

4) Вопросы в конце фраз («Как вы считаете?», «Правда?», « Да?»)

5) Частое использование слов с интенсивной окраской ( «Чудесно», «Великолепно», « Прекрасно»).


Чаще так общаются женщины. Также женщины любят использовать цитаты в речи, а мужчины – количество («За 5 лет нашей работы»). Также считается, что мужчины чаще задают вопросы и отрицают.


При этом мужчины с низким статусом в процессе общения склонны подавлять собеседника, делать акцент на своей экспертности, предлагать компенсировать ущерб, если окажутся не правы.


4. Учитывайте барьеры и просите обратной связи


В процессе общения мы всегда сталкиваемся с препятствиями. Это:

- личные качества (интроверту сложнее продуктивно общаться);

- отсутствие навыков общения;

- эмоциональное состояние;

- искаженное представление о партнере или аудитории.


Для того, чтобы убедиться в том, что ваша коммуникация получилась эффективной, обязательно попросите обратную связь.


Вывод: для успешной коммуникации, по мнению Гончарова А.И., нужно:

- сформулировать цели общения;

- уверенно высказывать мысль;

- прояснять сказанное и просить проявлять реакцию;

- спокойно принимайть любую обратную связь, даже негативную.


Навыки эффективного общения

- умение ориентироваться в любых ситуациях общения;

- понимая себя и других, достигать целей коммуникации;

- адекватная оценка своего партнера, ситуации и собственного потенциала;

- готовность налаживать контакты и поддерживать их при необходимости;

- знание правил конструктивного общения и умение ими пользоваться.