Что такое коммуникативная компетентность ?
Коммуникация – деятельность, без которой жизнь в социуме невозможна. Но общение бывает разным – продуктивным и нет. От чего зависит результат коммуникации? Как узнать, насколько вы компетентны в общении? И как развивать умение эффективно общаться?
Эффективный контакт
Коммуникация - взаимодействие людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Не всегда манера общения, к которой привык человек, будет эффективной. Быть компетентным в коммуникациях - это значит уметь устанавливать и поддерживать такой уровень общения, который обеспечивает эффективную деятельность.
Это умение опираться на знание культурных норм и ценностей, это понимание правил этикета и владение необходимым набором навыков для эффективного взаимодействия. Также это умение применять речевые средства согласно ситуации, грамотно выбирать стиль речи и владеть невербальными средствами передачи информации.
Как понять, что взаимодействие эффективно? Здесь просто: если партнер понял то, что вы хотели донести, а вы поняли его, если вы достигли желаемого результата в процессе общения – контакт был качественным.
Способности, необходимые для коммуникативной компетенции:
- Прогнозирование. Это умение прогнозировать развитие ситуации, в которой происходит общение. Такое умение базируется на анализе поведения партнера во время общения.
- Управление – навык изменять уровень общения, влиять на ход общения.
- Программирование процесса коммуникации.
Как стать отличным коммуникатором
Есть люди, которые умеют прекрасно общаться без дополнительного обучения. Они легки в общении, быстро заводят полезные связи, хорошо адаптируются в различных ситуациях коммуникации. Но таких людей меньше, чем тех, кому эффективное общение дается с трудом. А ведь этот навык пригодится везде: и в деловой среде, и в профессиональном развитии, и в межличностных контактах.
Компетентности в коммуникации можно научиться.
Источники навыков эффективного общения:
- опыт взаимодействия с людьми. Это основной источник. В процессе общения коммуникативное мастерство оттачивается.
- искусство – театр, кино, литература – примеры моделей различных стилей и приемов коммуникации.
- тренинг и научная литература.
Так как начать общаться эффективно?
1. Определите свои стратегии общения:
Доминирование. Здесь проявляется склонность к подавлению другого, к игнорированию интересов аудитории.
Соперничество. Это своеобразная игра, когда партнер воспринимается сильным или непредсказуемым. Интересы партнера могут учитываться, но только в рамках борьбы.
Манипуляция. Скрытое воздействие с использованием таких приемов, как обман, хитрость, провокация, намек.
Партнерство. Равноправные отношения, в которых учитываются интересы обоих сторон, но при этом охраняются свои позиции. Главный инструмент партнерства – договор.
Содружество. Это тесное общение, желание совместно реализовывать цели и достигать согласия.
Только партнерство и содружество – продуктивные стили взаимодействия.
2. Проанализируйте каждый элемент
Если вам предстоит важный разговор или выступление перед аудиторией, то подготовку лучше начинать с описания всех составляющих коммуникации.
Лассуэлл выделили 5 элементов коммуникативного процесса:
а.Коммуникатор – человек, который передает информацию (кто?)
Для начала опишите коммуникатора: как он выглядит, какое впечатление производит, какое ему необходимо произвести, его сильные и слабые стороны, которые помогут в процессе общения.
б.Сообщение – передаваемая информация (что?)
Определите, как вы будете подавать информацию: если она научная, то стоит ли ее сделать более легкой для восприятия и как? Или, наоборот, необходимо передать информацию серьезным тоном? Возможно, в сжатые сроки нужно обсудить большой объем информации? Тогда как сократить ее, не утратив смысла?
в. Канал – то, каким образом происходит коммуникация (как?)
Проанализируйте, как вы будете передавать информацию, как наиболее полно и понятно это сделать? Для этого может понадобиться визуальная информация – графики, отчеты, видео, слайды. Но может быть и так, что в вашей ситуации коммуникации достаточно будет просто сделать телефонный звонок или написать сообщение. Также помните, что каналом информации служат и невербальные сигналы, поэтому поработайте над
мимикой, жестами, интонацией, голосом: громкостью, тоном, тембром.
Виды коммуникаций: невербальная, вербальная, письменная, пиктографическая, символьная и др.
г. Аудитория – кто получает информацию (кому?)
Это особенно важно учитывать, если вам нужно выступать с речью. Изучите, чем занимаются люди, что их объединяет, какой у них статус, что они ожидают от вас. Когда вы поймете, кто перед вами, вам будет значительно легче наладить связь и провести выступление.
д.Эффективность - результат коммуникации (какой эффект?)
Заранее поставьте цель: чего вы хотите добиться по итогам взаимодействия? Вам нужно просто передать информацию, произвести впечатление, вызвать доверие или проявить профессионализм, побудить кого-то к действиям или общаться ради общения? Запишите, какие приемы помогут добиться нужной цели.
Опираясь на анализ пяти элементов, постройте стратегию выступления или коммуникации, напишите речь с учетом имеющихся данных. А после взаимодействия проверьте, удалось ли вам достичь нужного эффекта.
3. Следите за речью
- Определите стиль общения, в котором вы будете вести диалог: в формальном или в дружеском.
В первом варианте необходима сдержанная и грамотная речь, во втором допустимы сленговые слова, разговорная речь.
- Научитесь статусной коммуникации.
Низкий статус коммуникатора выдают такие признаки:
1) Предположения («Мне кажется», «Я думаю», «Я предполагаю»).
2) Нерешительность и использование междометий («Я не уверен», «эээ», «ну»).
3) Излишняя вежливость («Извините», «Прошу прощения», « Будьте добры»)
4) Вопросы в конце фраз («Как вы считаете?», «Правда?», « Да?»)
5) Частое использование слов с интенсивной окраской ( «Чудесно», «Великолепно», « Прекрасно»).
Чаще так общаются женщины. Также женщины любят использовать цитаты в речи, а мужчины – количество («За 5 лет нашей работы»). Также считается, что мужчины чаще задают вопросы и отрицают.
При этом мужчины с низким статусом в процессе общения склонны подавлять собеседника, делать акцент на своей экспертности, предлагать компенсировать ущерб, если окажутся не правы.
4. Учитывайте барьеры и просите обратной связи
В процессе общения мы всегда сталкиваемся с препятствиями. Это:
- личные качества (интроверту сложнее продуктивно общаться);
- отсутствие навыков общения;
- эмоциональное состояние;
- искаженное представление о партнере или аудитории.
Для того, чтобы убедиться в том, что ваша коммуникация получилась эффективной, обязательно попросите обратную связь.
Вывод: для успешной коммуникации, по мнению Гончарова А.И., нужно:
- сформулировать цели общения;
- уверенно высказывать мысль;
- прояснять сказанное и просить проявлять реакцию;
- спокойно принимайть любую обратную связь, даже негативную.
Навыки эффективного общения
- умение ориентироваться в любых ситуациях общения;
- понимая себя и других, достигать целей коммуникации;
- адекватная оценка своего партнера, ситуации и собственного потенциала;
- готовность налаживать контакты и поддерживать их при необходимости;
- знание правил конструктивного общения и умение ими пользоваться.