Спецификация проверочных материалов для стартовой диагностики знаний по музыке
Спецификация проверочных материалов для стартовой диагностики знаний по музыке обучающихся в 5-х классах
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5-х классов предметного содержания курса музыки по программе начальной школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по музыке (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
- О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура диагностической работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 18 заданий:
13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных;
1-го задания на знание певческих голосов и приобретение индивидуального опыта восприятия музыки, развитие образного и ассоциативного мышления;
1-го задания на выражение своих личных музыкальных впечатлений через выбор предложенных слов;
1-го задания на накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки;
1-го задания на приобретение слухового опыта в разнообразии оркестрового звучания;
1-го задания на представление о многообразии музыкальных жанров и приобретении опыта восприятия представителей отечественной музыкальной классики.
В каждом варианте представлены задания базового, среднего и повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
Список музыкальных фрагментов для слушания (каждый фрагмент звучит не более 1,5 минут):
К заданию № 9
Э. Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» без вступления
П. Чайковский Симфония № 4 финал
Э. Григ «Песня Сольвейг» вступление
С.В. Рахманинов «Вокализ» средняя часть
К заданию № 14
Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»
К заданию № 15
М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
К заданию № 16
М. Мусоргский песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»
К заданию № 17
А. Бородин Ноктюрн из квартета № 2
6. Условия проведения диагностической работы
Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении диагностической работы обучающиеся записывают ответы в бланк тестирования.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое задание (с №1-13) на выбор одного правильного ответа из четырёх предложенных оценивается в 1 балл.
Задание № 14 оценивается:
- пункт № 1 – 1 балл
- пункт № 2 - максимально 3 балла
Задание № 15 оценивается по 1 баллу за каждое верно подобранное слово.
Задание № 16 оценивается:
- пункт № 1 - максимально 3 балла
- пункт № 2 - максимально 3 балла
Задание № 17 оценивается:
- пункт № 1 - максимально 4 балла
- пункт № 2 - максимально 3 балла
- пункт № 3 - максимально 3 балла
- пункт № 4 - максимально 3 балла
Задание № 18 оценивается:
За каждый правильный ответ по 1 баллу, максимально - 12 баллов
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы - 51 балл. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.
8. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
Проверочные материалы включают основные элементы содержания курса музыки начальной школы.
Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:
№ п/п | Содержательные блоки | Число заданий в варианте |
1. 1 | Элементарные сведения о музыке | 1 |
1. | Средства музыкальной выразительности | 5 |
1. | Музыкальные инструменты | 2 |
1. | Певческие голоса | 1 |
1. | Музыкальные жанры | 4 |
1. | Музыкальная форма | 2 |
1. | Музыкальный образ | 3 |
1. | Характер музыки | 5 |
1. | Интонационно-образная природа музыки | 7 |
10. | Стилевая основа музыки | 5 |
11. | Возможности музыкальных форм в воплощении музыкального образа и его развития | 1 |
12. | Характерные черты различных направлений в музыке | 2 |
Всего: | 18 | |
Перечень проверяемых умений представлен в таблице:
№ п/п | Блоки проверяемых умений |
1 | Знание музыкальных инструментов, их тембров и выразительных возможностей |
2 | Знание музыкальных жанров |
3 | Знание музыкальных форм |
4 | Знание средств музыкальной выразительности |
5 | Умение анализировать и характеризовать музыкальный образ |
6 | Умение находить соответствие содержания музыки и её выразительных средств |
7 | Уметь производить целостный анализ музыкального произведения |
8 | Уметь создавать в воображении музыкальные композиции |
9 | Знание произведений русской и зарубежной классики |
Проверяемые элементы содержания диагностической работы по музыке для 5-х классов
Код | Проверяемые элементы содержания |
-
| Элементарные сведения о музыке |
-
| Средства музыкальной выразительности |
-
| Музыкальные инструменты |
-
| Певческие голоса |
-
| Музыкальные жанры |
-
| Музыкальная форма |
-
| Музыкальный образ |
-
| Характер музыки |
-
| Интонационно-образная природа музыки |
10. | Стилевая основа музыки |
11. | Возможности музыкальных форм в воплощении музыкального образа и его развития |
12. | Характерные черты различных направлений в музыке |
Примечание. В варианте диагностической работы, получаемом учащимся, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенных таблицах (перечисленные элементы содержания и умения охватываются комплектом вариантов на класс).
Диагностическая карта чувственно-эмоционального отношения
Диагностическая карта чувственно-эмоционального отношения обучающегося начальной школы к уроку музыки.
Выбери ответ соответствующий твоему настроению. Подчеркни его.
1. Когда я встречаю учителя музыки в школе………………………………
а) радуюсь встрече с ним
б) стараюсь не смотреть ему в глаза
в) прохожу мимо
2. Когда я вижу в расписании урок музыки…………………………………
а) радуюсь встрече с миром «прекрасного»
б) иду, потому что надо идти
в) не хочу идти на этот урок
3. Когда я вхожу в кабинет музыки…………………………………………
а) у меня поднимается настроение
б) чувствую себя, как в обычном классе
в) не люблю этот кабинет
4. Когда я слушаю звуки музыки на уроке……………………………………
а) откликаюсь на её настроение
б) не испытываю ничего особенного
в) впадаю в уныние
5. Когда я пою сам……………………………………………………………
а) получаю от этого удовольствие
б) не всегда пою с желанием
в) пою, потому что, вызвали к доске
6. Когда на уроке я знакомлюсь с музыкальной грамотой…………………
а) слушаю учителя с интересом
б) понимаю, но не всё
в) мне это не интересно
7. Когда на уроке музыкальные ребусы, кроссворды, загадки……………
а) мне это нравиться
б) мне всё равно
в) мне скучно и неинтересно
8. Когда дают возможность поиграть на музыкальном инструменте……
а) играю на нём с удовольствием
б) смотрю, как играют другие ребята
в) не хочу этого делать
9. Когда учитель объявляет об «открытом уроке»………………………
а) я жду от этого урока чего-то нового
б) пойду, как на обычный урок
в) не хочу идти на этот урок
Диагностические задания, позволяющие оценить индивидуальные достижения обучающихся, успешность освоения ими содержания предмета «Музыка».
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера.
Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.
Создание звуковых картин:
Цель: Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки.
«Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.
Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» - карандашами по столу.
Можно сочинить мелодию к песенке дятла:
«День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук- тук- тук- тук- тук».
План оценивания:
1.Активное участие;
2.Творческая иллюстрация данного материала;
3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;
Критерии оценки:
В конце урока учащийся даёт самоанализ о исполненном коллективном произведении с выставлением себе положительной оценки.
Звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Цель: Обогащение жизненного и музыкального опыта;
Развитие творческих способностей на уроках музыки.
Перед иллюстрацией данного материала с учащимися проговаривается сценарный план, выбираются главные герои действия, музыкантам раздаются инструменты (озвучивается инструкция по использованию).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»:
слышен топот лошадей (карандаши, ложки);
звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);
народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).
Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»:
смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент).
Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.
После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».
План оценивания:
1.Активное участие;
2.Творческая иллюстрация данного материала;
3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;
4.Артистичность исполнения.
Критерии оценки:
Учащиеся выставляют оценки друг другу (сосед-соседу по парте).
«Пятиминутная разминка» (2-4 класс)
Цель: Развитие творческого мышления обучающихся.
Из букв названий семи известных вам нот за пять минут составьте как можно больше слов.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
Ответ: 1. Доля. 2.Мир. 3. Миф. 4. Форель. 5. Дом. 6. Сила. 7. Фасоль. 8. Миссия. 9. Ясли. 10. Лиса. 11. Лес. 12. Фирма. 13. Ферма. 14. Дрель. 15. Моль. 16. Фарс. 17. Седло. 18. Род. 19. Силометр. 20. Мера. 21. Сад. 22. След. 23. Лира. 24. Фамилия. 25. Домра. 26. Радио.
Критерии оценки:
Если составлено 10-12 слов – оценка «5»
Если составлено меньше 10 слов – оценка «4»
Если составлено 5-7 слов – оценка «3»
Музыкальный термин в квадрате. (5 класс)
Отгадайте музыкальное слово, спрятанное в квадрате.
Цель: Проверка изученных музыкальных понятий. Развитие творческого мышления у обучающихся на уроках музыки.
1
к
а
т
а
в
р
2
к
т
а
о
в
а
3
о
ц
р
е
к
с
4
л
е
т
к
п
у
5
р
а
п
т
и
я
6
р
у
н
а
с
т
7
л
а
в
к
и
р
8
н
а
м
р
о
с
9
г
а
л
ш
н
а
Ответы: 1. Кварта.
2. Куплет 3. Клавир.
4. Октава 5. Партия.
6. Романс. 7. Скерцо.
8. Струна 9 Аншлаг.
Критерии оценки:
9 правильных ответов – оценка «5»
6-7 правильных ответа – оценка «4»
5-6 правильных ответа-оценка «3»
Показать полностью
Просмотр содержимого документа
«Диагностические задания по музыке. »
Диагностические задания, позволяющие оценить индивидуальные достижения обучающихся, успешность освоения ими содержания предмета «Музыка».
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера.
Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.
Создание звуковых картин:
Цель: Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки.
«Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.
Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» - карандашами по столу.
Можно сочинить мелодию к песенке дятла:
«День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук- тук- тук- тук- тук».
План оценивания:
1.Активное участие;
2.Творческая иллюстрация данного материала;
3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;
Критерии оценки:
В конце урока учащийся даёт самоанализ о исполненном коллективном произведении с выставлением себе положительной оценки.
Звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Цель: Обогащение жизненного и музыкального опыта;
Развитие творческих способностей на уроках музыки.
Перед иллюстрацией данного материала с учащимися проговаривается сценарный план, выбираются главные герои действия, музыкантам раздаются инструменты (озвучивается инструкция по использованию).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»:
слышен топот лошадей (карандаши, ложки);
звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);
народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).
Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»:
смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент).
Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.
После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».
План оценивания:
1.Активное участие;
2.Творческая иллюстрация данного материала;
3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;
4.Артистичность исполнения.
Критерии оценки:
Учащиеся выставляют оценки друг другу (сосед-соседу по парте).
«Пятиминутная разминка» (2-4 класс)
Цель: Развитие творческого мышления обучающихся.
Из букв названий семи известных вам нот за пять минут составьте как можно больше слов.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
Ответ: 1. Доля. 2.Мир. 3. Миф. 4. Форель. 5. Дом. 6. Сила. 7. Фасоль. 8. Миссия. 9. Ясли. 10. Лиса. 11. Лес. 12. Фирма. 13. Ферма. 14. Дрель. 15. Моль. 16. Фарс. 17. Седло. 18. Род. 19. Силометр. 20. Мера. 21. Сад. 22. След. 23. Лира. 24. Фамилия. 25. Домра. 26. Радио.
Критерии оценки:
Если составлено 10-12 слов – оценка «5»
Если составлено меньше 10 слов – оценка «4»
Если составлено 5-7 слов – оценка «3»
Музыкальный термин в квадрате. (5 класс)
Отгадайте музыкальное слово, спрятанное в квадрате.
Цель: Проверка изученных музыкальных понятий. Развитие творческого мышления у обучающихся на уроках музыки.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответы: 1. Кварта.
2. Куплет 3. Клавир.
4. Октава 5. Партия.
6. Романс. 7. Скерцо.
8. Струна 9 Аншлаг.
Критерии оценки:
9 правильных ответов – оценка «5»
6-7 правильных ответа – оценка «4»
5-6 правильных ответа-оценка «3»