СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дикие и домашние животные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Дикие и домашние животные" 2 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Дикие и домашние животные»

Технологическая карта урока окружающего мира

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России» А. А. Плешаков 

Класс

2

Раздел (содержательная линия)

Природа.

Тема урока

«Дикие и домашние животные»

Цели урока

Сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Основное содержание урока

Повторение пройденного материала, выполнение заданий по теме урока: отгадывание загадок, выполнение заданий из учебника, выполнение самостоятельной работы в группах.

Термины и понятия

Дикие, домашние животные;

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения




  •  находить связи в природе, между природой и человеком

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы; 

  • соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных;

  • выделять характерные особенности домашних животных.

Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 

Регулятивные: совместно с учителем формулируют учебную задачу; составляют план выполнения работы и определяют последовательность действий, контролируют и корректируют свои действия, оценивают качество выполненной работы.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, строить понятные для партнера высказывания, осуществлять взаимный контроль, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками.

  • имеют целостное представление об окружающем мире (представлять многообразие животных)

  • проявляют чувство ответственности за домашних питомцев; .

  • Имеют мотивацию к учебной деятельности, принимают и осваивают роль обучающегося, понимают важность овладения навыками письма.

  • Проявляют эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


изобразительное искусство (домашние животные),

технология (домашние животные и птицы)


Учебник Плешаков А. А. П38 Окружающий мир. 2 класс. Учеб, для общеобраэоват. учреждений с приложением на электронном носителе.Ч1.

Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. 3-е изд.Ч.1

Атлас-определитель А.А. Плешаков.

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Видеоролик «Дикие и домашние животные», задания в электронном виде (HotPotatoes 6)

Картинки с изображением диких и домашних животных.

Фронтальная, индивидуальная,

Групповая.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа: Мотивация познавательной деятельности

Педагогические задачи учителя:

-Поприветствовать учащихся;

-подготовить учащихся к началу урока, проверить их готовность;

-эмоционально настроить учащихся на работу;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Планируемый результат:

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: стабилизация эмоционального состояния, контроль готовности к уроку.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Добрый день, добрый час!

Я очень рада видеть вас.

Встаньте ровно, подтянитесь,

И тихонечко садитесь.

-Проверьте, все ли принадлежности у вас лежат на столе?

Приветствую учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

-Здравствуйте!

-Да, мы готовы.

Название этапа: Актуализация знаний.

Педагогические задачи учителя:

-актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока;

- актуализация субъектного опыта учащихся.

- определить цель и задачи урока.

Планируемый результат:

Предметные: Сравнивают объекты природы, делят их на группы

Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о животных; извлекают необходимую информацию из просмотренной фотовыставки; логические –осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, путешествий); дополняют и расширяют имеющиеся знания о животных.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причине своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся


Работа с анаграммой.

Предлагаю учащимся разгадать зашифрованное слово.

- Посмотрите, на доске зашифровано главное слово урока. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ

- Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я назову признаки, а вы назовите группу:

- есть клюв, 2 лапы, оперенье…

- 4 лапы, шерсть, детенышей кормят молоком…

- животные, у которых 6 ног называются

- есть плавники, чешуя, живут в воде…

-Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных.

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

-Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Проверьте свои высказывания. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.


-Итак, сегодня, мы научимся делить животных на домашних и диких. И помогут нам в этом загадки. Слушайте внимательно и чтобы дать ответ – поднимите руку.

Предлагаю поработать с загадками.

Работа с загадками (ответы - картинки).

• Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

• Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

• У кого рога длиннее хвоста?

• Хвост крючком, нос пятачком.

• В будке спит, Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт

• Что за птица? Ходит, а не летает, Зерна собирает

Как можно назвать всех этих животных?

А какие еще есть животные?

Каких диких животных нашего края вы знаете?

-Молодцы, ребята, все правильно сказали.

Расшифровывают анаграмму. Вспоминают названия групп животных.


-Это животные.







-Это птицы

-Это звери


-Насекомые

-Это рыбы


-Животных можно разделить на 2 группы- дикие и домашние животные

-Сегодня на уроке мы будем говорить о диких и домашних животных.

-Узнаем, каких животных называют дикими, а каких- домашними. Научимся рассказывать о значении домашних животных для человека.







Разгадывают загадки.

-Корова

-Баран, овца

-У козы

-Свинья


-Собака


-Курица


-Дикие и домашние животные


-В нашем краю обитают зайцы, козы, кабаны, лоси, лисы, барсуки..

Название этапа: Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Педагогические задачи учителя:

- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала,

- организация внимания учащихся,

- сообщение основной идеи изучаемого материала

- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала .

Планируемый результат:

Предметные: Сравнивают объекты природы, различают диких и домашних животных, знают значение домашних животных для человека.

Познавательные: структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

 Беседую с учащимися, задаю вопросы.

Итак, животных можно разделить на домашних и диких..

- Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними?

- Сравним диких и домашних животных: кто кормит? Кто строит жильё? Кто заботится о потомстве?

- Проверим правильность наших предположений. Прочитаем текст в учебнике на стр.72.

- Итак, дикие животные живут в природе, а откуда появились домашние животные?

- Все домашние животные когда-то давно были дикими. Но ещё в древние времена люди приручили диких зверей и они стали жить рядом с ними. Учёные предполагают, что первым домашним животным, которое приручил человек, была коза. Постепенно люди приручили и других животных.





Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Животные, которые живут в природе сами по себе, называются дикими.

Животные, которых разводят люди, называют домашними.

-Домашних животных кормят хозяева, а дикие сами находят себе пищу.

-Домашних животных жильем обеспечивает хозяин, а дикие сами строят себе дом.

-У домашних животных о потомстве заботятся сами животные и их хозяева, а у диких- только животные.

Читают текст в учебнике на стр.72.

-Домашних животных приручили люди.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Название этапа: Физкультминутка.

Педагогические задачи учителя:

-снять усталость и напряжение у учащихся путем осуществления физических упражнений

-снять психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности.

Планируемый результат:

Личностные: формируют положительное отношение к учёбе

Регулятивные: осуществляют самоконтроль.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организует физминутку. Осуществляют про­филактику утомле­ния

На зарядку становись! Вверх рука, другая - вниз!

Повторяем упражнение, Делаем быстрей движения.

Раз - вперед наклонимся.

Два - назад прогнемся, И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. Приседания опять Будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём,

И урок наш вновь начнём


Выполняют движения по тексту за учителем.

Одна прямая рука вверх, другая - вниз, рывком меняем руки. Наклоны вперед, назад. Наклоны в стороны. Приседания. Ходьба на месте.

Название этапа: Закре­пление знаний и способов деятель­ности.

Педагогические задачи учителя:

-закрепить полученные на уроке новые знания о диких и домашних животных

-обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Планируемый результат:

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание; осознают ответственность за общее дело

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организую дидактическую игру

Если я назову домашнее животное - присесть, дикое - стоять: свинья, оса, пчела, рысь, коза, воробей, курица, олень.

Организую самостоятельную работу.

Самостоятельная работа с последующей проверкой и взаимопроверкой.


- Поработаем в учебнике. Рассмотрите рисунки и фотографии на стр.73. Что человек получает от домашних животных? Покажите это с помощью цветных стрелок. Проверьте работу своего соседа по парте.

Фронтальная беседа

- Для чего человек выращивает домашних животных?


- Какие домашние животные есть у вас, у ваших родственников, у соседей?


-Молодцы, ребята, справились с заданием.

Организую в группах выполнение заданий 1- 4 на стр. 73 учебника.

После выполнения всех заданий организуют совместную взаимопроверку.



Участвуют в дидактической игре.





Выполняют самостоятельную работу.

Отвечают на вопрос.

Выполняют работу в учебнике сначала самостоятельно, затем в парах осуществляют проверку,

договариваются между собой, исправляют ошибки.



Отвечают на вопросы.

- Человек получает от домашних животных пищу (мясо, молоко, мёд, яйца), шерсть, на лошадях можно ездить и перевозить грузы, собаки защищают людей.

-У наших родственников есть кошки, собаки, коровы, куры.

Делятся на группы по 4 человека. Обсуждают и совместно выполняют задание в группах. Приводят примеры диких и домашних животных своего края, обсуждают , зачем люди разводят домашних животных.

№ 1. Примеры диких животных: заяц, лиса, белка, кабан, коза, лось, енот, барсук..

Домашние животные- кошка, собака, куры, гуси, утки, лошади, коровы, свиньи..

№ 2. Коровы, козы- мясо, молочные продукты,

Баран-шерсть, одежда

Куры-яйца, перья

Пчелы- мед, воск.

№3 Человек выращивает домашних животных для того, чтобы получать продукты питания, одежду, а так же положительные эмоции.

№4 За своими домашними животными люди ухаживают. Они их кормят, лечат, обеспечивают жильем.


Название этапа: Подведение итогов. Рефлексия

Педагогические задачи учителя:

-Подвести итог урока.

- Обобщить полученные школьниками знания.

-Организовать обсуждение и запись домашнего задания

-Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

-Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Планируемый результат:

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся


Подводит итог урока, помогает ученикам произвести рефлексию и самооценку.

Оценить свои достижения предлагаю необычным способом: если все получилось – пальчик вверх, если возникали трудности – открытая ладошка, если было трудно – кулачок.

  • Какую задачу мы ставили себе на уроке?

  • Мы справились с задачей?


Организую запись домашнего задания.

В рабочей тетради на стр. 50 №3 отгадайте загадки, в учебнике стр. 74-75 прочитайте «Легенды о животных».



Подводят итоги урока вместе с учителем.

Оценивают свою деятельность на уроке.


Выполняют задание учителя.

Отвечают на вопросы, делают

выводы.


-Сегодня на уроке мы говорили о диких и домашних животных.

-Мы научились отличать диких животных от домашних.

-Мы узнали, для чего люди разводят домашних животных и как за ними ухаживают.

-С задачей мы справились.

Записывают домашнее задание.





Список использованной литературы

1. Плешаков, А. А. П38 Окружающий мир. 2 класс. Учеб, для общеобраэоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч, 1 / А. А Плешаков. — 3-е изд. —».- М. : Просвещение, 2012.- 143 с. 

2. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. 3-е изд.Ч.1./ А.А. Плешаков. - М.: 2014.-100с.

3.Плешаков, А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» Кн. Для учащихся нач. кл. .5-е издание./ А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2018.- 224с.

4. Тихомирова, Е.М. Окружающий мир: 2 класс. Поурочные разработки к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях». ФГОС./ Е.М. Тихомирова.- М.: Издательство: Экзамен, 2013.-385с.