СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия и пути ее преодоления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия и пути ее преодоления»

Дисграфия и пути ее преодоления

Дисграфия

и пути ее преодоления

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.

Причины дисграфии: Наследственные факторы Органические причины Функциональные повреждения: внутренние и внешние У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Причины дисграфии:

  • Наследственные факторы
  • Органические причины
  • Функциональные повреждения: внутренние и внешние

У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Симптоматика дисграфии: Речевые симптомы:  ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв) ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации (повторение) букв и слогов); ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).

Симптоматика дисграфии:

Речевые симптомы:

  • ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)
  • ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации (повторение) букв и слогов);
  • ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).
Неречевые симптомы: неврологические нарушения; нарушение познавательной деятельности; нарушение восприятия; нарушение памяти; нарушение внимания; нарушение моторики; нарушение зрительно-пространственных ориентировок; психические нарушения и т.д.

Неречевые симптомы:

  • неврологические нарушения;
  • нарушение познавательной деятельности;
  • нарушение восприятия;
  • нарушение памяти;
  • нарушение внимания;
  • нарушение моторики;
  • нарушение зрительно-пространственных ориентировок;
  • психические нарушения и т.д.
КАКИЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ бывают:  артикуляционно - акустическая дисграфия; акустическая дисграфия; нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия

КАКИЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ бывают:

  • артикуляционно - акустическая дисграфия;
  • акустическая дисграфия;
  • нарушения языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая дисграфия;
  • оптическая дисграфия

Артикуляционно-акустическая дисграфия – это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».  Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит.  Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи.

Артикуляционно-акустическая дисграфия – это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».

Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит.

Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.   Проявляется в заменах букв. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты и их компоненты:

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.

Проявляется в заменах букв. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты и их компоненты:

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.   При данном нарушении ребенок  затрудняется выделить какие-то  отдельные слова и затем разделить  эти слова на слоги и звуки.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

При данном нарушении ребенок

затрудняется выделить какие-то

отдельные слова и затем разделить

эти слова на слоги и звуки.

 Аграмматическая дисграфия. Ученик никак не может овладеть  правилами изменения слов по  падежам, числам, родам.

Аграмматическая дисграфия.

Ученик никак не может овладеть

правилами изменения слов по

падежам, числам, родам.

Оптическая дисграфия. Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса (узнавание предмета), зрительного мнезиса (зрительная память), зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Оптическая дисграфия.

Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса (узнавание предмета),
  • зрительного мнезиса (зрительная память),
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная – трудности воспроизведения изолированных букв. Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.

Литеральная – трудности воспроизведения

изолированных букв.

Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются

искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.

Основные задачи по коррекции дисграфии: Помочь запомнить буквы письменного шрифта. Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта. Научить ориентироваться на листе бумаги. Научить списывать с текста. Научить писать на слух.

Основные задачи по коррекции дисграфии:

  • Помочь запомнить буквы письменного шрифта.
  • Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта.
  • Научить ориентироваться на листе бумаги.
  • Научить списывать с текста.
  • Научить писать на слух.
Игры и упражнения, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Игры и упражнения,

способствующие устранению

нарушений процесса письма.

«Журналисты» -сказать одним предложением, что нарисовано на картинке и посчитать количество слов. «Я начну, а ты продолжи»- составляется предложение из 2 слов, а потом добавляется по одному слову, чтобы предложение было красивое, развернутое. Кто не придумал слово -выбывает. «Тишина» – педагог читает предложение, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слов в предложении. «Кто самый внимательный?» - Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова в предложении (какое по счету). «Точка, найди свое место»- прочитать текст и разделить его на предложения.
  • «Журналисты» -сказать одним предложением, что нарисовано на картинке и посчитать количество слов.
  • «Я начну, а ты продолжи»- составляется предложение из 2 слов, а потом добавляется по одному слову, чтобы предложение было красивое, развернутое. Кто не придумал слово -выбывает.
  • «Тишина» – педагог читает предложение, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  • «Кто самый внимательный?» - Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова в предложении (какое по счету).
  • «Точка, найди свое место»- прочитать текст и разделить его на предложения.
 «Только гласные» – ведущий называет слова, а дети записывают только гласные. «Шифровальщики»- выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение. У лей, до мик, ма шина, лу на, жа ба. (У дома лужа.) -выделить в словах ударные слоги и составить из них предложения. Го ры, пи ло ты, со ва , без , у дочка, зи ма , ка пус та, красо та , я ма, ри су нок, ма ленький. (Голова без ума - пустая сума.) -выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово. Обозначающее часть речи. Учи тель ница, доро га , кимо но , пени е , пасти ла , госте при имство. (прилагательное)

  • «Только гласные» – ведущий называет слова, а дети записывают только гласные.
  • «Шифровальщики»- выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

У лей, до мик, ма шина, лу на, жа ба. (У дома лужа.)

-выделить в словах ударные слоги и составить из них предложения.

Го ры, пи ло ты, со ва , без , у дочка, зи ма , ка пус та, красо та , я ма, ри су нок, ма ленький. (Голова без ума - пустая сума.)

-выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово. Обозначающее часть речи.

Учи тель ница, доро га , кимо но , пени е , пасти ла , госте при имство. (прилагательное)

«Узнай, кто ты»- из первых звуков сложи слово (муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк) - Молодец. «Последний звук» – вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.(кенгуру, мяч, кружки, уметь) – Учить. «Цепочка слов» – на доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (дом-мак-кот и т.д.) «Звук и буква» – записать в тетрадях слово в котором : 4 буквы и 4 звука; количество букв равно количеству звуков, больше или меньше) «Игра в кубик»- придумать слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
  • «Узнай, кто ты»- из первых звуков сложи слово (муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк) - Молодец.
  • «Последний звук» – вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.(кенгуру, мяч, кружки, уметь) – Учить.
  • «Цепочка слов» – на доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (дом-мак-кот и т.д.)
  • «Звук и буква» – записать в тетрадях слово в котором : 4 буквы и 4 звука; количество букв равно количеству звуков, больше или меньше)
  • «Игра в кубик»- придумать слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
Спасибо  за внимание

Спасибо

за внимание