Девиантное поведение подростков как социальная проблема
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общая характеристика отклоняющегося (девиантного) поведения подростков
1.1. Формы проявления отклоняющегося поведения подростков
2. Факторы и предпосылки возникновения девиантного поведения.
3. Основные направления профилактики и преодоления социально-негативных форм девиантного поведения подростков
- Заключение
- Список литературы
Введение
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиация – отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут. Нарушение поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретают патологический характер. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей.
выявление возможностей и условий профилактики и предупреждения девиантного поведения подростков.
1. Определить формы проявления девиантного поведения
2. Выяснить факторы и предпосылки, обусловливающие формирование негативного, отклоняющегося поведения подростков;
Результаты анкетирования
1. Общая характеристика отклоняющегося поведения подростков.
Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.
В свою очередь, отклонения делятся на:
- отклонения корыстной ориентации;
- агрессивной ориентации;
- отклонения социально-пассивного типа.
1.1. Формы проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- Алкоголизация
- Наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Психические расстройства
- Противоправное поведение
Отклоняющееся поведение – результат неблагоприятного социального развития, нарушения процесса социализации.
Процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определённые негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего окружения индивида.
2. Факторы и предпосылки возникновения девиантного поведения
Факторы возникновения девиантного поведения
- Прямые: ближайшее окружение, которое демонстрирует образцы асоциального поведения.
- Косвенные: отчуждение индивида, его невосприимчивость к нормам и ценностям ближайшего окружения.
Социальные предпосылки девиантного поведения.
- Кризисные явления в семье.
- Дистанцирование школы от детей.
- Влияние асоциальных группировок в микросреде.
Психофизиологические предпосылки трудновоспитуемости.
- Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания.
- Изменения в характере взаимоотношений с взрослыми.
- Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола.
Психобиологические предпосылки асоциального поведения.
- Нервно-психические заболевания и отклонения.
- Умственная отсталость детей.
- Пограничные явления (чрезмерное усиление отдельных черт характера).
3. Основные направления профилактики и преодоления социально-негативных форм девиантного поведения подростков.
- Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
- Повышение воспитательной роли образовательных учреждений.
- Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы.
- Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.
- Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
- Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.
- Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей.
Заключение
Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.
И поэтому основная задача – создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, вовлекая в различные формы досуговой деятельности, создавая условия для их самовыражения, саморазвития.
Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы. Необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения .