СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Актуализация знаний студентов на уроках

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе: " Актуализация знаний студентов на уроках" рассмотрено, что данный этап предполагает подготовку мышления студентов к мыслительной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Актуализация знаний студентов на уроках»

Доклад Выполнил преподаватель спец дисциплин Чуланова Светлана Ивановна Клинцовский филиал ГАПОУ «БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

Доклад

Выполнил преподаватель спец дисциплин

Чуланова Светлана Ивановна

Клинцовский филиал ГАПОУ «БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность» Бернард Шоу

«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность» Бернард Шоу

- это действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

- это действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

Значение  актуализации: -сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть

Значение актуализации:

-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти

Актуализация означает психологическую подготовку студента :

-сосредоточение внимания,

-осознание значимости предстоящей деятельности,

-возбуждение интереса к уроку.

Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить студентов в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока. Содержание домашнего задания, его результаты целесообразно проверять фронтально, при активном участии всех студентов группы.

Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить студентов в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.).

Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока. Содержание домашнего задания, его результаты целесообразно проверять фронтально, при активном участии всех студентов группы.

Актуализацию смыслов познания целесообразно осуществлять путем использования заданий, удовлетворяющих ряду требований : 1. При отборе содержания заданий важно, чтобы оно не только удовлетворяло актуализации необходимых для познания нового опорных знаний и способов действий, но и имело факты окружающей жизни, быта учащихся.

Актуализацию смыслов познания целесообразно осуществлять путем использования заданий, удовлетворяющих ряду требований :

1. При отборе содержания заданий важно, чтобы оно не только удовлетворяло актуализации необходимых для познания нового опорных знаний и способов действий, но и имело факты окружающей жизни, быта учащихся.

Вопрос: Понятие сталь СТАЛЬ – сплав железа (Fе) с углеродом (С), содержащий его до 2, 14%

Вопрос: Понятие сталь

СТАЛЬ – сплав железа (Fе) с углеродом (С), содержащий его до 2, 14%

2. Важно, чтобы задания были связаны с личным познавательным опытом студента, при этом опорные знания и способы действий должны быть в структуре этого опыта, так как это будет порождать у учащегося чувство успеха и собственной значимости, что связано с его самоутверждением.

2. Важно, чтобы задания были связаны с личным познавательным опытом студента, при этом опорные знания и способы действий должны быть в структуре этого опыта, так как это будет порождать у учащегося чувство успеха и собственной значимости, что связано с его самоутверждением.

Вопрос Вопрос  Применение меди  Характеристика В электротехнической промышленности Розово-красный металл с температурой плавления 1083 0 С . Обладает высокой электро - и теплопроводностью, пластичностью и коррозионной стойкостью. Около 30% меди идёт на получение различных сплавов, широко применяемых в технике. Катушка электромагнитная Двигатель электродрели В химическом машиностроении  и теплотехнике Кожухо- трубчатый теплообменник Двухтрубчатый теплообменник

Вопрос

Вопрос

Применение меди

Характеристика

В электротехнической

промышленности

Розово-красный металл с температурой плавления 1083 0 С .

Обладает высокой электро - и теплопроводностью, пластичностью и коррозионной стойкостью.

Около 30% меди идёт на получение различных сплавов, широко применяемых в технике.

Катушка

электромагнитная

Двигатель

электродрели

В химическом машиностроении

и теплотехнике

Кожухо-

трубчатый

теплообменник

Двухтрубчатый теплообменник

Целесообразно, чтобы задания приводили учащихся к пониманию предела имеющихся знаний: моих знаний недостаточно, чтобы ответить на интересующий меня вопрос . 4. Задания могут побуждать к анализу и осмыслению имеющихся знаний связанных с жизнью и способов познания ее(субъектного опыта). 5. Задания могут обострять противоречия между имеющимися знаниями и фактами обыденных и научных представлений.
  • Целесообразно, чтобы задания приводили учащихся к пониманию предела имеющихся знаний: моих знаний недостаточно, чтобы ответить на интересующий меня вопрос .

4. Задания могут побуждать к анализу и осмыслению имеющихся знаний связанных с жизнью и способов познания ее(субъектного опыта).

5. Задания могут обострять противоречия между имеющимися знаниями и фактами обыденных и научных представлений.

  П риемы, помогающие активизировать процесс познания и повысить его самоценность: - раскрытие мировоззренческих парадоксов; создание проблемных ситуаций; создание ситуации преодоления обыденности; дидактические игры, аналогии, задачи с жизненно-практическим содержанием; показ парадоксальных опытов; выдвижение гипотез; раскрытие красоты «интеллектуальных прорывов», сравнение их объяснительных и прогностических возможностей; выдвижение конкурирующих гипотез;  проведение систематизации жизненных наблюдений; наблюдения и эксперименты;  использование высокоэффективных технологий обучения; ознакомление с методами экспериментальной науки; рассказ об истории научных революций и озарениях  

  П риемы, помогающие активизировать процесс познания и повысить его самоценность:

- раскрытие мировоззренческих парадоксов;

  • создание проблемных ситуаций;
  • создание ситуации преодоления обыденности;
  • дидактические игры, аналогии, задачи с жизненно-практическим содержанием;
  • показ парадоксальных опытов;
  • выдвижение гипотез;
  • раскрытие красоты «интеллектуальных прорывов», сравнение их объяснительных и прогностических возможностей;
  • выдвижение конкурирующих гипотез;
  • проведение систематизации жизненных наблюдений; наблюдения и эксперименты;
  • использование высокоэффективных технологий обучения; ознакомление с методами экспериментальной науки;
  • рассказ об истории научных революций и озарениях

 

На этапе актуализации знаний возможно: проведения проверочного диктанта (математического, физического и пр.), сочетания различных способов опроса (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и пр.), повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных конспектов студенты воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Процесс актуализации часто создает проблемную ситуацию и формулирует учебную проблему. На этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности

На этапе актуализации знаний возможно:

  • проведения проверочного диктанта (математического, физического и пр.),
  • сочетания различных способов опроса (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и пр.),
  • повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных конспектов
  • студенты воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д.
  • Процесс актуализации часто создает проблемную ситуацию и формулирует учебную проблему.
  • На этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности
Способы актуализации знаний:  Один из таких способов - это проверка знаний при помощи кроссвордов. Тестирование  Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить». Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.

Способы актуализации знаний:

  • Один из таких способов - это проверка знаний при помощи кроссвордов.
  • Тестирование

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач  — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем  с целью создания практических методов решения  изобретательских задач . « Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме . [1] » Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач  — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем  с целью создания практических методов решения  изобретательских задач .

« Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме . [1] »

Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Линдсей и другие.  Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.  Д. Халперн. Психология критического мышления, с.22

Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного

применения.

Линдсей и другие.

Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Д. Халперн. Психология критического мышления, с.22

 ЗАДАЧИ ФАЗЫ: актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; учащиеся определяют направления в изучаемой теме;

ЗАДАЧИ ФАЗЫ:

  • актуализация имеющихся знаний, представлений;
  • пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;
  • учащиеся определяют направления в изучаемой теме;
Деятельность учащихся Возможные приемы и методы  Учащиеся “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели.  Составление списка “известной информации”, рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Учащиеся “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели.

Составление списка “известной информации”, рассказ – предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки и т.д.

приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей. Цепочка признаков  Я беру тебя с собой.   Да - нет.   Шаг за шагом.  До  после. Жокей и лошадь. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова. Согласен - не согласен. Игровая цель. Корзина идей, понятий, имен. Развивающий канон. Ложная альтернатива.

приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.

Цепочка признаков

Я беру тебя с собой.

  Да - нет.

Шаг за шагом.

До после.

Жокей и лошадь.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Согласен - не согласен.

Игровая цель.

Корзина идей, понятий, имен.

Развивающий канон.

Ложная альтернатива.

Приём “Цепочка признаков“ Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков; умение определять по заданным частям модели скрытые части; умение составлять внутренний план действий. 1-й ученик называет объект и его признак 2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак 3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
  • Приём “Цепочка признаков“
  • Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
  • Формирует:
  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.
  • 1-й ученик называет объект и его признак
  • 2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак
  • 3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак
  • и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Плотность Температура плавления Теплопроводность Электропроводность Магнитная проницаемость
  • Плотность
  • Температура плавления
  • Теплопроводность
  • Электропроводность
  • Магнитная проницаемость
Приём “Шаг за шагом”.  П риём интерактивного обучения. Студенты называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.    е

Приём “Шаг за шагом”.

П риём интерактивного обучения.

Студенты называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

е

Изменение состава окружающей среды Изменение состава металлов Термическая и термохимическая обработка металлов Рациональное конструирование изделий Электрохимическая защита Нанесение защитных покрытий Пример
  • Изменение состава окружающей среды
  • Изменение состава металлов
  • Термическая и термохимическая обработка металлов
  • Рациональное конструирование изделий
  • Электрохимическая защита
  • Нанесение защитных покрытий

Пример

Приём “Корзина идей, понятий, имен”  Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. 1. Например, на уроке изучения « Металлические сплавы » можно предложить студентам высказать, что такое сплав и привести примеры. 2. На уроке изучения « Материалы для сварочных работ » предположить, какие материалы относятся к сварочным материалам.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

1. Например, на уроке изучения « Металлические сплавы » можно предложить студентам высказать, что такое сплав и привести примеры.

2. На уроке изучения « Материалы для сварочных работ » предположить, какие материалы относятся к сварочным материалам.

Приём «До-После» Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии. Формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод. В таблице из двух столбцов заполянется часть

Приём «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

« ДО» «После» Провешивание поверхностей. Технологическая операция по  определению лицевой поверхности  штукатурки в определенных точках.  Высококачественная штукатурка. Точная и качественная штукатурка,  выполняемая по маякам.  Назначение провешивания выявить отклонение этих плоскостей  соответственно oт вертикали и горизонтали.  . Виды провешивания. 1. На вертикальных поверхностях:  а. отвесом;  б. правилом с уровнем или правилом – уровнем;  в. ватерпасом.  2. На горизонтальных:  а. правилом с уровнем или правилом – уровнем;  б. гидровлическим (водяным) уровнем;  в. ватерпасом.
  • « ДО» «После»
  • Провешивание поверхностей. Технологическая операция по

определению лицевой поверхности

  • штукатурки в определенных точках.
  • Высококачественная штукатурка. Точная и качественная штукатурка,
  • выполняемая по маякам.
  • Назначение провешивания выявить отклонение этих плоскостей
  • соответственно oт вертикали и горизонтали.

. Виды провешивания. 1. На вертикальных поверхностях: а. отвесом; б. правилом с уровнем или правилом – уровнем; в. ватерпасом. 2. На горизонтальных: а. правилом с уровнем или правилом – уровнем; б. гидровлическим (водяным) уровнем; в. ватерпасом.

Стратегия “Вопросительные слова”. Универсальный прием ТРКМ (ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример: Основные типы кристаллических решёток? Что определяет ориентацию кристаллов в поликристаллических материалах? Свойство металлов образовывать различные кристаллические структуры при изменении внешних условий с сохранением химического состава?     Вопросительные слова   Основные понятия темы Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? Кристаллические решётки Текстура Полиморфизм ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ ТОЧЕЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ ТОЧЕЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Стратегия “Вопросительные слова”.

Универсальный прием ТРКМ (ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример: Основные типы кристаллических решёток? Что определяет ориентацию кристаллов в поликристаллических материалах?

Свойство металлов образовывать различные кристаллические структуры при изменении внешних условий с сохранением химического состава?

 

Вопросительные слова

 

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Кристаллические решётки

Текстура

Полиморфизм

ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ

ТОЧЕЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ

ТОЧЕЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Приём «Согласен – Не согласен» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.  Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Студентам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Студентам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Формы работы для активизации знаний студентов . 1. Обязательный текущий контроль знаний по теме предыдущих занятий или только что проведенного на начало урока или(и) его конец: - фронтальный опрос - коллективный опрос (всевозможные виды письменных проверочных работ: мини тесты, экспресс диктанты и т.д.)

Формы работы для активизации знаний студентов .

  • 1. Обязательный текущий контроль знаний по теме предыдущих занятий или только что проведенного на начало урока или(и) его конец:
  • - фронтальный опрос
  • - коллективный опрос (всевозможные виды письменных проверочных работ: мини тесты, экспресс диктанты и т.д.)
Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к мыслительной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
  • Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к мыслительной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь. Китайская мудрость
  • Расскажи мне, и я забуду,
  • Покажи мне, и я запомню,
  • Вовлеки меня, и я научусь.
  • Китайская мудрость
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

И.В.Котикова «О развитии познавательной активности уч-ся»,Химия в школе № 3 ,2010 . Б.А.Мансуров «Сборник тестовых заданий по органической химии» Алматы,2004. М.С.Пак «Основы дидактики химии» Уч.пособие—СПб; Изд-во РГПУ им А.И.Герцена ,2004. В.В.Гузеев «Интегральная образовательная технология».—М.Знание, 1999. И.В.Роберт «Теория и методика информатизации образования »--М. ; ИИО РАО,2008. Ю.В.Сурин «Методика проведения проблемных опытов по химии.Развивающий эксперимент».—М.Школа-Пресс.1998. Л.М.Кузнецова «Новая технология обучения химии в 8-9 кл».—М.Мнемозина,2006. С.М.Шакирова «Дидактические игры в процессе обучения».Химия в школе , №8, 2009. Г.Г.Скоробогатова «Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя.»--М.МИОО,2002. Д.Коровин «Что такое кластер?»// Компьютерра.—2002.--№5.

И.В.Котикова «О развитии познавательной активности уч-ся»,Химия в школе № 3 ,2010 .

Б.А.Мансуров «Сборник тестовых заданий по органической химии» Алматы,2004.

М.С.Пак «Основы дидактики химии» Уч.пособие—СПб; Изд-во

РГПУ им А.И.Герцена ,2004.

В.В.Гузеев «Интегральная образовательная технология».—М.Знание, 1999.

И.В.Роберт «Теория и методика информатизации образования »--М. ; ИИО РАО,2008.

Ю.В.Сурин «Методика проведения проблемных опытов по химии.Развивающий эксперимент».—М.Школа-Пресс.1998.

Л.М.Кузнецова «Новая технология обучения химии в 8-9 кл».—М.Мнемозина,2006.

С.М.Шакирова «Дидактические игры в процессе обучения».Химия в школе , №8, 2009.

Г.Г.Скоробогатова «Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя.»--М.МИОО,2002.

Д.Коровин «Что такое кластер?»// Компьютерра.—2002.--№5.