Компетентность современного учителя
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и ... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
М. Ноулз
Ход семинара
1. Информационный блок.
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе.
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т. е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя (на демонстрационной доске вывешены несколько определений, ведущий зачитывает их, не давая никаких оценочных суждений):
1) Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л. М.)
2) Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А. К.)
3) Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. (Веснин В. Р.)
4) Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В. А.)
5) Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций. (Соловова Е. Н.)
2. Практический блок.
В о п р о с: Какое из представленных определений наиболее полно, по-вашему, отражает суть понятия с практической точки зрения? Обоснуйте ваш выбор.
Представители групп выступают по теме обсуждения. Ведущий организует обсуждение и делает на его основе выводы.
Представим понятие «компетентность» через обозначенные в таблице позиции
Понятие | Объем понятия (ключевое слово) | Представление понятия | Проявление понятия | Уровень проявления понятия |
Компетентность | | | | |
| | | | |
Понятие | Объем понятия (ключевое слово) | Представление понятия | Проявление понятия | Уровень проявления понятия |
Компетентность | Способность | Знания, умения, навыки, способы и приемы деятельности | В деятельности | Уровни компетентности |
Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
• Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
• Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
• Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
• Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
• Управленческая компетенция, т. е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
• Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
• Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
• Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
• Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
3. Аналитический этап.
(Каждому учителю выдается бланк «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя» как опорный документ и «Рабочая карта для проведения процедуры самооценки». Время для заполнения «Рабочей карты» – 10–15 минут).
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
№ п/п | Характеристики, определяющие успешность учителя | 8–10 баллов – оптимальный уровень | 6–7 баллов – достаточный уровень | 5 баллов и ниже – критический уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета | Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит | Учитель хорошо знает содержание предмета, ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует | Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся | материалы публикаций нерегулярно – для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически | практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики |
2 | Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности | Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия | Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика | Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика |
3 | Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения | Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников | Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником | Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения |
4 | Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты | Учитель владеет технологиями са-моанализа. Умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность | Учитель испытывает затруднения при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса | Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | программы развития ученика средствами своего предмета | | |
5 | Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент | Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы | Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве | Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения |
6 | Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу | Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад | Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи | Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом |
7 | Информационно-коммуникативная компетенция | Учитель владеет основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса | Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения | Учитель практически не знает содержание ИК-технологий и не использует их в учебном процессе |
Рабочая карта для проведения процедуры самооценки
И н с т р у к ц и я. Используя в качестве опорного документа «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя», обведите балл, соответствующий вашей самооценке.
Показатель самооценки | Балл | Показатель самооценки |
1 | 2 | 3 |
1. Я отлично знаю содержание предмета, хорошо ориентируюсь в нормативных документах и современных публикациям по методологии преподаваемого мною предмета | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я знаю содержание предмета, но практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики |
2. Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех ученика, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса, активно использую эти понятия | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я имею затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика |
3. Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения |
4. Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строю на эмоциях и ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели в обучении |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
5. Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения |
6. Я могу самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом |
7. Я владею основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не знаю содержание ИК-технологий и не использую их в учебном процессе |
Ведущий. Определим проблемные зоны профессиональных компетенций. Рассмотрите свою рабочую карту и определите западающие позиции, отмеченные вами баллами 5 и ниже. С другой стороны, определите позиции оптимального и достаточного уровней. Сделайте индивидуальные выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций. Для оценивания общей ситуации выполните следующее задание: отметьте в таблице на демонстрационной доске свои проблемные зоны (прикрепите в соответствующую колонку листок красного цвета с указанием своей фамилии) и позиции с оптимальным и достаточным уровнем сформированности той или иной компетенции (прикрепите в соответствующую колонку листок зеленого цвета с указанием своей фамилии). Теперь мы видим общую картину уровня сформированности профессиональных компетенций данного профессионального сообщества:
Предметная компетенция | Общепеда- гогическая компетенция | Коммуникативная компетенция | Управленческая компетенция | Компетенция в сфере инновационной деятельности | Рефлексивная компетенция | Креативная компетенция |
| | | | | | |
5. Заключительный этап: подведение итогов работы.
Компетентность – это наблюдаемые проявления успешной продуктивной деятельности. Компетентность в контексте педагогической деятельности – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимые для этого профессиональных компетенций.