Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
с. Августовка муниципального района Большечерниговский
Самарской области
Доклад
«Проблемы и средства социализации младшего школьного возраста в условиях образовательной школы»
Подготовила:
учитель начальных классов
Баженова Л.Н.
2015 г.
«Добрая школа – это хорошо,
Умная школа – это великолепно,
Но ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни».
Джон Дьюи.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое? Я? среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
«Младший школьный возраст—период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются»— так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.
Как правило, младшие школьники, выполняя требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Послушание младших школьников проявляется, как в поведении—среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе учения — они как должное принимают то, чему и как их учат, не претендуют на самостоятельность и независимость. Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от качества самого преподавателя. Подобное свойство, отражая определенный этап возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые стороны. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.
Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову,
«социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».
Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется
как член того общества, к которому он принадлежит.
Сотрудничество ребенка с учителем нацелено на последовательное введение
ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ поведения,
взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.
Показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция, школьника" – которая представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется
появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений с взрослыми и со сверстниками.
Утверждать, что социализация ребёнка начинается в школе совершенно не
верно, социализация ребенка начинается в семье, в детском саду, а школа
продолжает работу в этом плане.
Начало обучения в школе означает не только старт образовательного процесса. Ребенок становится общественным субъектом, получает обязанности, выполнение которых тесно связано с оценкой его успехов со стороны, именно с этого и начинается социализация школьников. В самом начале обучения, школьник увлечен новым процессом, он начинает осваиваться в окружающей его обстановке, в которой помимо непререкаемого авторитета взрослых, представленных учителем, появляются сверстники. Школьник учится оценивать эффективность своей деятельности, получает первые представления о том, что нужно делать для того, чтобы преуспеть в учебном процессе. Вместе с тем, дети крайне остро реагируют на оценку своих действий со стороны. Частые успехи, сопровождаемые похвалой взрослых, становятся важным средством социализации младших школьников, а слишком острая критика их действий может быть сопряжена с потерей интереса к учебе.
Учебный процесс меняет психику ребенка, учит его ответственности за свои действия, а так же позволяет добиться первых успехов в рамках окружающего его общества. Однако, рано или поздно, учеба надоедает, а в социализации школьников все большую роль играет мнение сверстников, часто мало связанное с успехами в обучении. Наступает момент, когда большинство детей оказывается между двумя «полюсами»: С одной стороны мнение взрослых и достижения в учебном процессе, который уже порядком надоел, а с другой – желание влиться в коллектив сверстников и не оказаться изгоем, «ботаником», с которым никто не общается. Многие проблемы социализации школьников связаны именно с необходимостью найти выход этой ситуации. Именно в начальной школе ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая, впоследствии, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться.
Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость к другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдение элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, пдд); правил этикета; не умение решать конфликты.
Сколько бы мы не говорили о социализации ребенка, основы социализации закладываются в семье, закрепляются в произвольной деятельности в том, что ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры, действия бытового плана многие из которых со стороны взрослого, родителей должны быть продуманы и (непроизвольны), иногда специально смоделированы. Если взрослый будет только в словесной (приказной) форме требовать от ребёнка уборки комнаты, мытья посуды - результат выполнения каких-то правил будет довольно низкий. Совершенно другим будет результат, если данные действия в семье будут выполняться совместно, в результате чего ребёнок наблюдает действия взрослых, которые откладываются в сознании и в дальнейшем являются подражательны.
Как видно из всего перечисленного, учебные заведения играют огромную роль в социализации школьников, а недооценка важности этого этапа жизни ребенка может привести к очень серьезным последствиям. По этой причине стоит отдельно рассмотреть средства социализации младших школьников и постараться дать им некую характеристику.
При работе с детьми очень важным средством является постоянное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей. И дело не сводится к тому, что педагог должен наказывать детей за провинности и требовать выполнения домашних заданий. Я стараюсь стать для детей наставником, который укажет правильный путь, сможет эффективно решать проблемы социализации школьников, связанные с попаданием в новый коллектив. Это, пожалуй, один из основных способов, который эффективно воздействует на детей, но требует от преподавателя каждодневной работы и серьезного напряжения сил.
Также я применяю такие методы и приемы воспитания как поручения, приучения, поощрение, соревнования, разъяснение и пример.
Хороший результат дает метод поручений. С помощью поручений школьники приучаются к положительным поступкам. Ребенку предлагается посетить больного товарища и помочь ему в обучении, украсить к празднику классную комнату и т. д.
Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все делают так».
Метод поощрения - положительная оценка действий воспитанников.
Виды поощрения весьма разнообразны одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.
Метод соревнования основывается на том, что детям присуще стремление к соперничеству, первенству. Соревнования проводятся на уроках и на внеклассных мероприятиях. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Когда говорят о примере, подразумевают прежде пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет пример героев из книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Следующим средством может стать своеобразные диагностики, проводимые преподавателем в своем классе. Изучая личностные характеристики учеников, наиболее яркие черты их характера, позитивные и негативные влияния, оказываемые на ребенка, а по возможности и его социально-бытовые условия, опытный педагог способен предугадать, по какому пути пойдет социализация школьников в будущем. Данный метод требует немалого опыта, психологических знаний и широкого набора сведений, который не всегда доступен педагогу, так что его реализация может быть сопряжена с рядом трудностей.
В своем классе я провела цвето – рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников, разработанный A.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг.
Результат диагностики
В классе -11 человек.
Активность (активация)-64%
Радость-46%
Внимание-64%
Мечтание -9%
Утомление-27%
Дружелюбие-55%
Искренность-64%
Бодрость- 64%
Уважение-18%
Сочуствие-27%
Было выявлено, что общее состояние младших школьников жизнерадостное, веселое. Это - возрастная норма эмоциональной жизни ребенка. Однако уменьшение или увеличение количества таких состояний зависит от того, на уроке или дома находится ребенок. Такие состояния как утомление, мечтание, несущие негативную окраску, у младших школьников проявляются согласного возрастному развитию. Т.к. поступив в школу, дети попадают в новую обстановку, адаптация к которой нередко проходит на протяжении всего периода начальной школы. Поэтому, родителям и учителям младших классов следует постоянно прислушиваться к ребенку, оценивать его состояние. Следует отметить, что положительно окрашенные эмоциональные состояния характеризуются, главным образом, приливом сил, подъемом настроения, желанием общаться, спокойствием.
Моя цель: учитывать в работе с детьми индивидуальное психическое состояние каждого ребенка.
Также была проведена анкета для оценки уровня школьной мотивации.
Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению.
В классе 11 человек.
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности-27%
Хорошая школьная мотивация-54%
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами-18%
Низкая школьная мотивация-0%
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация-0%
Результат анкетирования показал, что во 2 «Б» классе с высоким уровнем школьной мотивации 27%.Это дети, которые отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
С хорошей школьной мотивацией-54%. Такие ребята успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами-18%. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.
Детей с низкой школьной мотивацией нет.
Моя цель: активнее применять приёмы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах урока.
Например: применять дидактические игры, творческие задания, занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Ставить перед учащимися проблемные задания, связанные с практическими потребностями ученика. Пользоваться приёмом создания ситуаций успеха.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепит желание детей овладевать знаниями и сформирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Организация общественной деятельности детей может стать еще одним важным методом, способным решить многие проблемы социализации школьников. Это позволит снизить усталость от учебы, разнообразя каждодневную рутину, а так же сплотит детский коллектив, заставив вместе выполнять конкретные задачи, как отличников, так и тех, у кого с учебой дела обстоят не так хорошо. Главное условие успешного применения этого метода – заинтересовать детей какой-то деятельностью, помочь преодолеть возникающие конфликты, создавая сплоченный коллектив. Важно дать школьникам понять, что школа это не только скучные занятия и каждодневная рутина. Тут тоже можно найти друзей, интересно и весело проводить время.
На 2014-215 год мы с ребятами запланировали провести акцию «Спешите делать добро», «Сделай скворечник», подвижные игры для дошколят, помочь сельской библиотеке с ремонтом книг, с уборкой территории в Музее и принять участие в концерте для ветеранов, посвященный Дню Победы.
Заключение.
Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.
Таким образом, социализация младших школьников средствами педагогики способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.
Использованная литература:
1.Возрастная и педагогическая психологи. Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984
2.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с.
3.Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003.
4.Педагогический словарь в 2 томах. Издательство академии педагогических наук
5.Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
6.Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997.
7.Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб, 1998.
8. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970
9. Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, К. П. Шиянов.- М.:Академия, 2007.-с.122..