Семья и её ценности в отечественной культурной традиции
Воспитание человека начинается с семьи. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье ребенок учиться трудиться, у него формируется умение ценить и уважать труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. По мнению П.Ф. Каптерева, называть кого-либо нравственным существом можно в том случае, если это существо различает, что такое добро и что такое зло. В семье закладываются основы духовной культуры человека.
В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия. Семья закладывает базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть. История материализуется в национальных традициях и в стереотипах поведения. Их хранительницей является семья. В процессе исторического развития общества ценности семьи посредством традиции передаются новым поколениям как модель поведения в семье и обществе.
В современном мире проблема возрождения традиционных семейных ценностей приобретает особую значимость, потому что стали очевидными признаки кризисного состояния семьи. Семья перестает быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию. Утрата духовных ценностей нередко оборачивается потерей индивидом целей и смысла жизни. Поэтому велика роль семьи и семейных традиций в духовном возрождении, воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека.
Философское наследие отечественных мыслителей раскрывает сущностный смысл семьи и ее ценностей, содержит обоснование духовного смысла семьи и брака.
Обращение к отечественному философскому наследию в освещении вопросов семьи и семейных ценностей помогает осознать причины кризиса семьи в современном обществе и возможности его преодоления.
В России семья стала объектом изучения в середине XIX века. Д.Н. Дубакин, М.М.Ковалевский проанализировали семейно-брачные отношения в Древней Руси по семейному кодексу «Домостроя», своду правил семейно-бытового поведения, составленного еще в XVI веке протопопом московского Благовещенского собора и наставником Ивана VI Сильвестром. «Домострой» показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Он изображает образцовый дом и семью, стремясь унифицировать такой идеал домашней жизни, чтобы в доме было «как в рай войти». «Домострой» учит жить чисто, соблюдать порядок, быть гостеприимным, милосердным, блюсти взаимное уважение и т.д. Этот свод правил стремится смягчить грубые семейные нравы, дать такие советы, которые служили бы миру и житейской прочности в семье. Семья, по «Домострою», является школой подготовки к жизни, и каждый её член от слуг и детей до главы («господина») имеет свои строго определенные права и обязанности. Муж – глава семьи. Главные обязанности детей – послушание, любовь к родителям, забота о них в старости. Основа иерархии в семье – духовная. Всякая благочестивая семья, по «Домострою», имеет в своем основании три ипостаси: духовное строительство, строительство отношений между членами семьи и экономическое строительство. Первое место в приоритете ценностей занимает духовная жизнь семьи. Это неизбежно накладывало отпечаток на другие составные «дома», на взаимоотношения между членами семьи, ее экономическую жизнь. На родителей возлагалась ответственность за воспитание детей
Особенно рельефно тема семьи и семейных ценностей представлена в трудах русских философов П.А.Флоренского, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, И.А.Ильина.
Павел Александрович Флоренский считал, что каждый цивилизованный человек, «уважающий своих предков», должен знать не только историю своей семьи, но и выявить цели и задачи своего рода. П.А.Флоренский был одним из лучших генеалогов – исследователей, являя собой редкий образец собирателя истории своего рода. По его мнению, семейный быт нашего народа отличался особой цепкостью по отношению к родовым преданиям, крепкой родословной традицией. Философ считал, что история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Определить свое место и задачу в роде, преумножить достижения рода – обязанность каждого человека.
В.С.Соловьев в своем труде «Смысл любви» высказывает свою позицию относительно характера взаимоотношений родителей и детей. По его мнению, отношения родителей и детей должны строиться на чувстве благоговения, при знании ребенком превосходства родителей над собою и своей зависимости от них. Ребенок чувствует к ним благоговение, и из этого чувства вытекает практическая обязанность послушания. В любви ребенка к родителям, по мнению философа, должно господствовать чувство преклонения и долг послушания. Именно такое отношение детей к родителям, положительное неравенство, присутствующее в их отношениях в силу преимущества родителей перед детьми, лежит в основе особого рода нравственных отношений.
Василий Васильевич Розанов, исследуя проблемы семейной жизни и пола, утверждает семейный вопрос как главный в жизни общества. Семью Розанов ставит выше различных партий и идеологий, «шаблонной» нравственности. Для него семья – центр мироздания. Социально и нравственно организующая сила, создающая преемственность и связь поколений. Именно семья, по Розанову, выступает основой общества, ее животворящей силой. Он пишет: «Семья – это «Аз семь» каждого из нас, «святая земля». Это есть настоящее духовное отечество наше, без коего каждый из нас – духовно бобыль. Семью нужно понимать как труд, как неустанную заботу друг о друге, как единственный предмет, для коего труд не труден и забота не утомляет». С точки зрения философа, основные ценности, которые должны связывать супругов в браке – это уважение, взаимная любовь, поскольку «сущность чистого брака есть совершенная любовь».
Анализируя характер семейно-брачных отношений в современной ему России, Розанов отмечает очевидные признаки кризисного состояния семьи. «Семья, - писал Розанов, - опустела и запустела: она немного развратилась, она, во всяком случае, стала бессодержательна и как бы даже несколько глупа, то есть опять немного чуть-чуть, но это такой огромный культурный фактор, где «чуть-чуть» отзывается последствиями, коих не загладить отличным зубрением самых «ободренных» учебников по самым хитро придуманным программам».
Иван Александрович Ильин в своем труде «Путь духовного обновления» называет семью «островом духовной жизни». Главным условием семейной жизни, по Ильину, является «способность родителей к взаимной духовной любви». «Духовный очаг» связывает мужчину и женщину со священными силами, первообразами, которые открываются ему в недрах его семьи и рода: «первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующею питание, справедливость и разумение».
Философ раскрывает сущность духовной любви: «В отличие от любви инстинкта духовная любовь тяготеет к качеству, достоинству, совершенству. Она не восхваляет сослепу то, что нравится, но ищет подлинно хорошего, и это подлинно хорошее вызывает у человека чувство любви: это - доброта и благородство души, художественное произведение искусства, человек с глубоким и чистым сердцем, справедливость, мудрость, величие изначальности природы, словом - божественное совершенство во всех явлениях, вещах, людях, состояниях и поступках». Именно духовная любовь, по Ильину, «может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака». Только дух, сточки зрения мыслителя, имеет достаточно глубокое и длительное дыхание для того, чтобы творчески создавать и поддерживать естество семьи, чтобы успешно решать не только проблему половой любви, но и проблему «создания нового, лучшего и более свободного поколения». Семья, лишенная любви и духовности, не сможет разрешить главную задачу брака и семьи – «осуществить духовное воспитание детей». Из духа семьи и рода, из духовного восприятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного характера и здоровой гражданственности. Поэтому семья – это «первооснова Родины». Семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, благодаря которой, считает Ильин, возникла культура «священного очага семьи» с ее благоговейным почитанием предков, с национальными обычаями и обрядами.
Отсутствие духовной первоосновы, утрата традиционных ценностей культуры порождают кризисные явления в обществе, семье. Ильин по этому поводу предостерегал: наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. «Это как раз в те эпохи, - настаивает философ, - когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи крупнейшего безбожия и приверженности к материальному , эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут… Тогда между родителями и детьми вырастет пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети начинают жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту отчужденность: новая эпоха, как бы ее ни обновляли и не подкрашивали бы, оборачивается новым оскудением, новым заболеванием. Этот кризис подрывает семью, общество, государство».
Таким образом, семья в русской культуре ассоциировалась с высшей нравственной ценностью, сферой реализацией любви, со стремлением к совершенству, целостности, полноте бытия, продолжением рода. Образ семьи являлся образом полноты, завершенности, совершенства жизни.
Вера, духовное единство, забота о ближнем, нерасторжимость супружеского союза, материнство, отцовство, терпение, послушание, взаимное доверие, взаимное уважение, трудолюбие, почитание родителей, память предков, преданность, верность, целомудрие, взаимное прощение, неиссякаемая любовь… Эти ценности семьи созидает отечественная культура.
В современном мире наблюдаются кризисные явления в жизни семьи. Семейные отношения перестали быть выражением духовного единства и жертвенной любви, ценность пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака почти утрачена, супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое нежелательное бремя. Послушание, почитание, уважение старших едва ли не полностью вытеснены из современной жизни. Нарушение устоев семьи привело к фактическому нарушению иерархии семейных взаимоотношений, утрате традиционного уклада семейной жизни, потере родовых и семейных связей между поколениями. Кризис семьи, предсказанный Ильиным, - факт современной жизни. Разразившаяся «демографическая катастрофа» превзошла даже самые пессимистические ожидания. За прошедшее столетие наше Отечество прошло скорбный путь: из страны с ежегодным приростом населения около миллиона человек в начале ΧΧ века Россия к началу ΧΧІ века превратилась в вымирающий регион планеты с ежегодной убылью населения до одного миллиона человек. Если в русской культурной традиции многодетная семья – это счастливая семья (чем больше детей, тем больше счастья), то особенность нашего времени – низкая рождаемость. Удивительно, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны рождаемость в стране была выше, чем в настоящее время. Значит, проблема рождаемости – это не только проблема зарплат и условий проживания. Это, прежде всего, проблема идеалов, проблема ценностей. Навязывание индивидуализма, гедонистической культуры приводят к разрыву с духовной традицией, девальвации традиционных ценностей, снятию нравственных норм и запретов, внедрению ценностей радикально аморальных. Криминальные авторитеты заменили для молодых людей героев великой Отечественной войны, а идеалы здоровой, целомудренной, многодетной семьи вытесняет пропаганда половой распущенности. Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ.
Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации вытесняют взрослых из процесса воспитания, заменяя детям родительское общение, подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно неполноценных молодых людей. Для России с ее многовековой культурой это противоестественно. Патриарх всея Руси Кирилл, выступая на XII Всемирном Русском Народном Соборе в феврале 2008 года, отмечал: «Семья – это укрепление и поддержка связей со старшим поколением – родителями, дедушками, детьми, со всеми другими родственниками. Крепкие семейные связи во много раз усиливают личность, придают ей устойчивость в этом бурном мире. Дают ей реальную опору… Сегодня нам предстоит восстановить разорванную связь времен и традиций и уже на этой основе строить свое будущее».
Преодоление кризиса семьи возможно при условии возрождения, сохранения и передачи от поколения к поколению духовных ценностей семьи, идущих от русской культурной традиции, восстановления понимания семьи как духовного очага.
Усилия педагогов в работе с семьей должны быть сегодня направлены на повышение родительской культуры, культуры семейного очага, формирование ценностей семьи, созидаемых русской культурой, воссоздание лучших традиций семейного воспитания. В школе должна быть создана система духовно-нравственного воспитания и одна из составляющих этой системы – работа с семьей.