СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Повышение эффективности образовательного процесса на занятиях развития речевого слуха и формирования произношения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление может быть полезным для учителей, работающих с детьми с нарушениями слуха.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Повышение эффективности образовательного процесса на занятиях развития речевого слуха и формирования произношения".»

Повышение эффективности образовательного процесса

на занятиях развития речевого слуха и формирования произношения (РРС и ФП)


С целью повышения эффективности образовательного процесса на занятиях РРС и ФП создается комфортное образовательное пространство, при котором обучающиеся могут реализовать свои слуховые и речевые потенциалы.

Необходимо отметить важную роль применения традиционных педагогических технологий на занятиях по РРС и ФП: четкую организацию учебного процесса, систематический характер обучения, традиционные способы постановки звуков и развития слухового восприятия, использование фонетической ритмики, применение наглядности и дидактического материала в учебном процессе, взаимосвязь всех участников педагогического процесса (учителей, воспитателей, родителей), самоконтроль на базе тактильно-вибрационных ощущений и слуха, контроль со стороны педагогов и родителей за автоматизацией речевых навыков у детей на общеобразовательных уроках и во внеурочное время, консультации для родителей и воспитателей, выступление на родительских собраниях, ознакомление педагогов класса с результатами обследования в начале учебного года. На занятиях сочетаем различные виды деятельности (выполнение поручений, составление аппликации, работа с фигурками, рассыпным текстом, слуховые диктанты, драматизация, написание записок, и др), которые способствуют уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух.

Проведение занятий по РРС и ФП также требует от педагога поиска новых организационных форм для повышения мотивации обучающихся к предмету, так как постоянное повторение учеником речевого материала, простая механическая тренировка утомляет детей. С этой целью можно использовать современные образовательные технологии.

К числу современных образовательных технологий, применяемых на занятиях по РРС и ФП можно отнести:

здоровьесберегающие технологии - использование подвижных игр, гимнастики для глаз, дыхательной и артикуляционной гимнастики, ритмопластики, проведение динамической паузы, физминуток, релаксация; нормативное применение ТСО;

личностно-ориентированные технологии – обучение строится таким образом, где учитываются индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка; выстраиваются доверительные отношения с ребенком, общение с ребенком на равных, уважение личности и достоинства ребенка;

дифференцированное обучение - позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учении, создает ситуацию успеха. Педагоги РРС и ФП проводят дифференцированное обследование обучающихся (глухие, слабослышащие, дети с КИ) и, в результате этого, определяется индивидуальный маршрут обучения каждого ребенка (ведется личное дело и фонетический дневник на каждого обучающегося). На занятиях даются дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ученика (каждый ученик заводит тетрадь для домашних заданий).

информационно-коммуникационные технологии - использование компьютерных технологий при подготовке к занятиям, при проведении занятий для развития слухового восприятия (Прослушивание речи в записи на ПК, диктофоне телефона, определение голоса говорящего. Прослушивание неречевых звучаний (звуки природы, окружающего мира, бытовые шумы)).

Тренажер речевой «Интон» позволяет развить речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в словах, слогах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость голоса, темп речи, устранять гнусавый оттенок голоса.

Для развития слухового восприятия неречевых звуков используем компьютерную программу «Я в мире звуков» (комплект «Бегемотики»).

Программы «Профессор Хаггис», «Автоматизация согласных» содержат новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и формированию произношения.

Использование компьютера, тренажеров на индивидуальных занятиях при работе над произношением создает психологический и эмоциональный настрой у ребенка, необходимый для успешной работы, является дополнительным стимулом для преодоления его нарушений. ИТ вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям.

разноуровневое обучение - организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных возможностей личности каждого учащегося. Таким образом, слабые обучающиеся утверждаются в своих способностях, получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

При работе с неслышащими обучающимися применяем разноуровневые программы Кузьмичевой;

технологии проектной деятельности - исследовательский проект «Интернет-общение в нашей жизни»), рефераты (при подготовке к проекту)

проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности (н-р, даются задания на слух «Напиши», а ручку не даем);

обучение в сотрудничестве (в паре, в группе)- для того, чтобы научить ребенка детей успешно воспринимать речь на слух вне зависимости от тембра голоса, произносительных особенностей говорящего проводятся занятия с двумя и более учениками. Каждый ученик при этом упражняется в восприятии речи двух и более дикторов: учителя и товарищей (начиная с 3 класса, можно и раньше);

система инновационной оценки «портфолио» - введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

тренинговая технология (Артикуляторный тренинг с использованием, зрительного подкрепления, Королева И.В.); (КИ, слабослышащие дети).

Цель программы: развитие навыков программирования, воспроизведения и контроля последовательных артикуляторных движений (автоматизации звукопроизношения с использованием зрительного подкрепления (написанные слова, жесты).

инновационно-психокоррекционные технологии (пескотерапия, ароматерапия, куклотерапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика);

Через необычные для ребенка задания, игры, игровые упражнения можно повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Ароматерапия  - проводим дыхательные упражнения с использованием аромотерапии («Вдохни аромат мандаринов», «Понюхай веточку ели»),
Куклотерапия. На занятиях используем:
Перчаточные куклы.
Куклы настольного театра.
Куклы марионетки.
Варежковые куклы.

Сказкотерапия - артикуляционные упражнения для языка и губ с игровым сюжетом: «Жил – был язычок».

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка. Рисование на крупах. Ребенок пальцем пишет услышанную букву, слог, рисует картинку на манке, чае или песке, проговаривает. (рисование развивает слухо-зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие).

Психогимнастика (Н-р, «В лесу». Представьте, что мы в лесу. Подышим воздухом. Глубоко вдохнем. Посмотрите, как красиво! «Ах!». Послушай. Поет кукушка: «Ку-ку, ку-ку». Впереди ручей. Прыгни через ручей. Это дятел стучит: «Тук-тук, тук-тук». Давай постучим как дятел. «Ой! Комар звенит: з-з-з» и т.д.)

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Все чаще используются игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки:

1. Упражнение с пипеткой. (при определении количества слогов в слове).
2. Упражнение с пинцетом.
В формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы, шарики и т.д.. Например, услышишь звук с – положи бусинку в стакан, услышишь звук ш - положи пуговицу.
Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов (например, при выполнение коррекционных упражнений).
5.Зубочистка.

Покалывание кончиков пальцев зубочистками при работе над ритмами слов.
6.Прищепки.

Аналогично, при работе над ритмической стороной слов.

7. Коврики аппликаторы Кузнецова. Нажимание на коврик при определении ритмической стороны слова.

Массаж пальцев рук (традиционный, с помощью массажеров, бытовых щеток различной жесткости, расчесок, массажных мячей, аппликаторов Кузнецова, игрушек с массажными наполнителями). Массаж рук способствует установлению контакта с ребенком, снятию эмоциональных зажимов, преодолению негативизма.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушениями слуха и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматриватьсамостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Одно из условий сохранения психического здоровья ребенка - создание ситуации успеха на занятиях по РРС и ФП.

Используем приемы – «Похвала», «Авансирование» (предупреждаем о контрольной работе), «Эмоциональное поглаживание» (Молодец, умница, Я горжусь тобой), прием “Лестница”(показать ребенку его «Личное дело»).

На всех этапах занятия проводится рефлексия.

Использование элементов АВК, пиктограмм (при работе над текстом).

КРУ на развитие внимания, памяти, мышления, слухового восприятия.

Предмет развитие речевого слуха и формирование произношения – это коррекционный предмет. Вместе с тем он тесно взаимосвязан с общеобразовательными предметами. При проведении занятий РРС и ФП педагоги используют тексты, фразы, словарь из общеобразовательных предметов, тестовые задания (материал с использованием заданий по предмету РРС и ФП и с общеобразовательных уроков (русский язык)), инсценировки (диалоги), художественное чтение наизусть.

Учитель РРС и ФП основной школы ведет подготовку к итоговой аттестации обучающихся в выпускном классе по русскому языку в тесном сотрудничестве с учителем русского языка и литературы. Работа проводится в течение учебного года в соответствии с утвержденным планом работы по подготовке к государственной итоговой аттестации. Результатом этой работы стали положительные отметки обучающихся на экзаменах по русскому языку в этом году.

Ведется работа над повышением уровня профессионального мастерства педагогов, работа над повышением квалификации, самообразованием, изучаются новинки литературы.

С целью повышения качества образования, привития интереса к занятиям РРС и ФП, развития устной речи, самоконтроля над произносительной стороной речи, совершенствования знаний по предмету, обогащения кругозора, развития интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, выявления наиболее талантливых учащихся, воспитание нравственных черт личности ежегодно проводятся декадники по предмету.

Итак, с целью повышения эффективности качества образования на занятиях по РРС и ФП необходимо применять как традиционные технологии, так и современные образовательные технологии.