ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Вопрос о мотивации к обучению в настоящее время занимает очень важное место. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках и легко забывают изученный материал.
В чём же причины такого явления?
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
- Объёмность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
- Дети, в основном, посещают школу, потому что так нужно.
Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?
Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть
научитьСЯ
развитьСЯ
воспитатьСЯ
Важная роль принадлежит в этом учителю.
Каким должен быть учитель?
Учитель
- любит детей, добрый, открытый, искренний, творческий, находчивый;
- понимает своего ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать;
- заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподаёт;
- умеет сдерживать эмоции и владеет собой;
Именно учитель может создать психологический комфорт на уроке, чтобы детям было легко и хорошо и чтобы они с желанием шли на твой урок.
Одним из главных условий, я считаю, является личностно-ориентированный и дифференцированный подход к каждому ребенку, ведь они такие разные! В центре образовательной системы - личность ребёнка. Необходим приём индивидуализации, при котором каждый ученик, уходя с урока, ощущал бы себя успешным.
Необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка. В чем она заключается? Во-первых, учителю, входящему в класс, нужно оставить все свои негативные эмоции за дверью: дети не виноваты в наших проблемах. Несмотря ни на что - улыбка на лице, чтобы был доброжелательный визуальный контакт и дети ощущали радость учителя от новой встречи с ними.
На уроке должна царить атмосфера доверия. К каждому мы обращаемся по имени, проявляем постоянный интерес, сопереживание! Не нужны назидательность и авторитарность, важно понимание.
Обязательна мотивация на здоровый образ жизни, наличие физкультминуток, физпауз, которые немного отвлекают детей от тяжелого учебного труда, вот тогда у ребенка появится интерес к учебе и желание идти на занятия.
Социальные
Познавательные
МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ
Волевые
Эмоциональные
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:
- Материал объясняем, опираясь на жизненный опыт,
- создаем проблемную ситуацию,
- побуждаем к поиску альтернативных решений,
- даем творческие задания,
- организуем парную и групповую работу,
- выполняем проекты, тогда у ребенка появляется познавательный интерес.
ВОЛЕВЫЕ МЕТОДЫ:
- Предъявляем конкретные учебные требования, чтобы ребенок понимал, что именно требует учитель,
- разъясняем задания тем, кто не понял,
- информируем об обязательных результатах обучения,
- формируем ответственное отношения к учению,
- учим самооценке деятельности и корректируем её,
- проводим рефлексию поведения,
- прогнозируем будущую деятельность.
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:
- Развиваем у ребенка желание быть полезным обществу,
- побуждаем подражать сильной личности,
- создаем ситуацию взаимопомощи,
- заинтересовываем в результатах коллективной работы,
- организуем взаимопроверку, рецензирование
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:
- Поощряем,
- аккуратно порицаем,
- побуждаем к созданию ярких наглядно-образных представлений,
- создаём ситуацию успеха,
- применяем стимулирующее оценивание,
- предоставляем свободу в выборе здания,
- способствуем удовлетворению желания быть значимой личностью.
Таким образом, мотивация – это сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости, поэтому процесс формирования мотивации должен быть комплексным.
Какие же уроки интересны нашим детям?
- Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
- урок -КВН,
- урок- путешествие,
- урок- концерт,
- урок-соревнование,
- урок-викторина,
- урок- квест…
Важно не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания. Это позволяют делать современные технологии:
- ИКТ
- Технология критического мышления
- Технология проблемно-диалогического обучения
- Технология КСО
- Технология опорных схем- конспектов
- Проектная и исследовательская деятельность
Кроме того, существуют различные упражнения и приёмы, повышающие мотивацию:
- Игра «Знаете ли вы, что…?»
- «Кластер» (графическое оформление в виде грозди).
- Приём «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).
- Приём «Мозговая атака», или «Мозговой штурм»
- Приём «Толстые и тонкие вопросы». («Тонкие» требуют ответа ДА/НЕТ; «Толстые» вопросы: Объясните, почему…? В чем различие…? Согласны ли вы…? Верно ли…?)
- Приём «Закончи предложения».
- Приём «Верите ли вы…?» или «Верю - не верю»
- Приём «Рефлексивные вопросы».
Создание ситуации успеха также позволяет направить ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что…". Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции
Опора на жизненный опыт. Записывая тему урока на доске, очень важно вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к новой теме, в это время происходит её осмысление.
-Слышали ли вы что об этой теме? Где? Что именно? -Подберите слова или составьте предложения на эту тему… -Вы молодцы! Ваша память уже это хранит! Значит, это нужно! Я опираюсь на жизненный опыт ученика, а в этом есть признание личности подростка.
Кредит доверия. В некоторых случаях я ставлю отметку выше. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Свобода от домашнего задания! В качестве поощрения не задаю домашние задания на каникулы особо отличившимся ученикам. Поняла, что это мотивирует учащихся. Некоторые стараются. Так было у пятиклассницы в прошлый год, «малограмотной троечницы». Теперь она одна из лучших в «слабом» классе, всегда готова к уроку и имеет «4».
Оценка- это не отметка! Оценку нельзя отождествлять с отметкой. Каждый успех, даже за старание или хороший почерк в отдельной работе ученика, озвучиваю, поощряю ребенка добрым словом. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Образовательная стратегия. -Что нужно, чтобы выполнить работу хорошо?
-Что ты делал, чтобы написать эту работу на "5"? - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. «А я не смогу выучить?» – думают некоторые дети. Результат- положительный ! Дети учат себя сами.
Основная цель обучения – помочь ученику пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.
Решающая роль в этом, я считаю, принадлежит учителю.
Учение должно проходить с увлечением, дети должны радоваться своим открытиям, которые они сделали на уроке. Пусть говорят, высказывают свои мнения. Пусть общаются друг с другом и с учителем, чувствуют себя уверенно, в меру раскрепощённо.
А главное: уроки должны быть добрыми!
Не надо воевать с ребятами,
Смешливыми и плутоватыми,
Самолюбивыми, лохматыми,
Надменными акселератами.
Так как же с нашими детьми нам быть?
А НАДО С НИМИ ПРОСТО ЖИТЬ!
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик»
Л.Н.Толстой
3