СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долгосрочный проект «Коми край — родина моя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей любви к Республике Коми, к родному городу;   истории родного края, чувства ответственности за судьбу, желания трудиться на его благо, беречь и умножать богатства. Приобщение детей к культуре и традициям коми народа.

 

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект «Коми край — родина моя»»


«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»

школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43» г.Сыктывкара




















Долгосрочный проект

«Коми край — родина моя»













Сыктывкар,

2019







П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А


Начало всех жизненных дорог человека закладывается в детстве. И все мы, конечно, хотим , чтобы наши дети выросли здоровыми, трудолюбивыми, чтобы стали достойными гражданами Отечества. Задача взрослых – помочь им приобрести эти качества. Надо научить детей любить родной край, свой язык, свой город, его настоящее и прошлое, великие и малые свершения своего народа. Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории, быту и культуре коми народа – данный проект. Он является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения. Пробуждение у детей интереса к традициям коми народа включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического и физического воспитания. Замечательно и неповторимо народное творчество. Через песню, сказку, искусство ребёнок овладевает языком своего народа, его обычаями, получает первые представления о культуре своего народа.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Разработчики проекта

Воспитатели Сурнина О.Н.

Андреева А.А.

Нормативно — правовое обеспечение проекта

- Конституция Российской Федерации.

- Конвенция о правах ребёнка.

- Федеральный закон от 24.07.1998г. N 124-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155).

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N 996-р).

- «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р).

Миссия проекта


Цель проекта

Формирование у детей любви к Республике Коми, к родному городу; истории родного края, чувства ответственности за судьбу, желания трудиться на его благо, беречь и умножать богатства. Приобщение детей к культуре и традициям коми народа.



Задачи проекта

1.Образовательная:

-Формировать представления о Республике Коми: её обширной территории, большом количестве городов и сёл, богатстве и разнообразии природы, своеобразиибыта, средствпередвижения, коммуникаций, своеобразиикультуры и искусства, о коренномнароде и людяхдругихнациональностей, проживающих в РеспубликеКоми, о знаменитыхлюдях.

-Датьзнания о природныхбогатствахродногокрая.

-Учитьсоздаватьузорыпомотивамкомиорнамента (геометрическийорнамент).

-Учитьсоздаватьэлементарныепредметыдекоративно-прикладноготворчества.

-Учитьузнаватьфлаги и гербыРеспубликиКоми и России, гербгородаСыктывкара.

2.Воспитательная:

-Воспитыватьлюбовь к родномукраю.

-Воспитыватьуважение к народуКоми.

-Воспитыватьчувствозаинтересованности, уважения к историинародаКоми.

-Воспитыватьчувствогордости и уважения к национальномуискусству.

-Воспитыватьглубокуюлюбовь к природеродногокрая, гордостьзанего, желаниесохранятьприроду, разумноеюпользоваться.

3.Развивающая:

-В процессенепосредственногообщения с природойразвиватьэстетическоевосприятие, отзывчивость, гуманноеотношение и любовь к природеродногокрая.

-Развиватьумениеаргументироватьсвоисуждения, находить и называтьвозможныепричиныизменений в окружающем.

Развиватьинтерес к национальнымпраздникам, к народнымобычаям и традициям.

-В процессеознакомления с декоративно-прикладнымискусствомкоми, развиватьпрактическиенавыкиработы с различнымиматериалами (береста, глина, мех, вышивка), художественныйвкус, творчество, фантазию.

Назначение проекта


Срок реализации проекта

Сентябрь 2019 – июнь 2020.

Принципы реализации проекта

1.Принцип приоритетности интересов детей.

2.Принцип уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка, отношения к нему, как к будущему человеческому, интеллектуальному потенциалу государства.

3. Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), предполагающий создание гармоничных отношений между родителями, детьми и педагогами ДОО.

4. Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт педагогов и родителей.

5.Принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий комплексность воспитания и образования.

6.Принциписторизма.Реализуетсяпутемсохраненияхронологическогопорядкаописываемыхявлений и сводится к историческимпонятиям: прошлое и настоящее.

Условия реализации проекта


Этапы реализаци

проекта

I этап. Аналитико — прогностический (организационный)

Сентябрь 2019.

Цели:Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Разработка перспективного планированияпоработе с детьми, составление планавзаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей поданномунаправлению, пополнение знанийвоспитателяобисториигорода, егокультурныхдостопримечательностях, традициях, подбориллюстративного и литературногоматериаладляработы с детьми.

Итоги этапа:пополненаучебно-материальнаясреда: подборматериала, наглядности, пособий, художественнойлитературы, подлинныхпредметов

быта;

-выявленызнанийдетей о предметахстарины, народныхтрадициях, росписях;

-составленпланработы с воспитанниками;

-составленпланработыдляродителей;

-привлечены родителидлясовместнойработы, сплочениеих с детьмиединойтворческоймыслью;

II этап. Содержательный.Октябрь 2019-Май 2020.

Цели:Осуществлениепланирования, подбор и разработкаконспектовзанятий, развлечений и другихмероприятий.

Осуществлениепланирования, подбор и разработкамероприятий, проводимых с родителямидетей.

Итоги этапа:

III этап. Итогово — аналитический (обобщающий).

Июнь 2020.

  1. Цель: Анализ и обсуждение результатов проекта.

  2. Самооценка деятельности.

  3. Оценка эффективности проекта по формированию патриотического воспитания старших дошкольников.

Итоги этапа:


Ресурсное обеспечение проекта

  1. Книги, портретыкомиписателей.

  2. Художественныепроизведения, сказки, предания

  3. Открытки, иллюстрации с видами и достопримечательностями г. Сыктывкара, природойКомикрая.

  4. Тематическиеальбомы, фотоальбомы, журналы, альбомырепродукций.

5. Картотека «коми народные игры».

6. Символика г. Сыктывкара, РеспубликиКоми

7. Презентации «Сыктывкар – столица Республики Коми»; «Просторы Коми края» и др.

Источники финансирования


Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат

Дети должны знать, как называется наша республика, столица, город; чем знаменит и как называется наш город; историю жизни коми народа; у детей должно сформироваться чувство гордости за свой город, край.


П Л А Н

реализации проекта «Коми край — родина моя»


Цель проекта: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию нравственных ценностей. Приобщение детей и их родителей к коми культуре.


Тема/ мероприятие

Цель

Форма проведения

Ответст

венный


I этап. Аналитико — прогностический (организационный)


Сентябрь 2019.


«Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».

Повышение педагогической компетенции родителей детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей

Воспитатели


Мониторинг

Выявить знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.


Опрос и беседы

Воспитатели

Родители







II этап. Содержательный.


1. Рассматривание книг, фотографий, альбомов, иллюстраций по теме проекта, беседы в течение года. Формировать интерес к книге.

2. Коми подвижные игры: «Стой, олень!», «Воробышек», «Невод», «Мышь и угол», «В Медведя»

« Ловля оленей» в течение года. Дать представление детям о коми народных играх; воспитывать умение играть в коллективе.

3. Слушание песен о Республике Коми, Сыктывкаре на русском языке, коми национальных песен, мелодий в течение года.

4. Раскраски с посудой, одеждой, картой, городами РК, животными, растениями и т.д. в течение года.

5. Чтение коми пословиц и поговорок.


1-2 недели октября - РК


«Путешествие по карте»

Знакомить детей с местоположением Республики Коми на карте России; учить находить город Сыктывкар. Рассказать о географических особенностях края: зона лесов, зона тайги, реки.

Беседа

Воспитатели


«Города моей Республики»

Знакомить с видами г. Сыктывкара, Ухты, Печоры, Инты, Воркуты.

Рассматривание альбомов

Воспитатели


«Фома»,
«Три брата и сестра»

Познакомить детей с устным народным творчеством коми народа – сказками.


ЧХЛ

Воспитатели


Игра (составь картинку) «Гербы городов РК»

Итоговый продукт.

Дидактическая

игра

Воспитатели

Родители

Дети


Путешествие по городам РК

Итоговое мероприятие

ООД с презентацией

Воспитатели


С 3 недели октября, ноябрь - Город Сыктывкар, символика, достопримечательности.


Экскурсия в Мичуринский парк

Знакомить с сезонными изменениями в природе; учить обращать внимание на красоту природы; закрепить знания о жизни птиц, о том, как человек может помочь им.

Экскурсия

Воспитатели


Экскурсия по близлежащим улицам.

 

Закрепить знания о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы,

о ее названии.

Экскурсия

Воспитатели


«Путешествие в прошлое Сыктывкара»

Познакомить детей с историей и со старым названием города «Усть-Сысольск».

Сформировать представление детей об облике старого города, сравнивая с обликом современного города. Воспитывать желание сделать город еще лучше и краше.

ООД с презентацией

Воспитатели


«Разрезные картинки»

Составлять целое из частей. Закреплять знания о достопримечательностях Сыктывкара.

Дидактическая игра

Воспитатели


«Мы по улице идём».


Способствовать оздоровлению детей, восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Физкультми

нутка

Воспитатели


«Мы едем по нашему городу», «Автобус».

Учить принимать роль водителей на себя, воспитывать любовь к родному городу, продолжать учить дружеским взаимоотношениям между сверстниками.

Сюжетно-

ролевая игра

Воспитатели

Дети


«Знакомим детей с родным краем»

Повышение педагогической компетенции родителей.

Консультация для родителей

Воспитатели


«Улицы, на которых мы живем»

Узнать и рассказать детям, почему улица, на которой они проживают, так называется.

Беседа

Родители


Достопримечательности Сыктывкара

Итоговое мероприятие

Экскурсия по площадке группы

Воспитатели


Любимый Сыктывкар

Итоговый продукт


Стенгазета

Воспитатели

Дети

родители


Декабрь, 1 неделя - Ознакомление с историей и бытом коми народа


Быт коми народа

Познакомить с жизнью коми народа, своеобразием быта. Обобщить и конкретизировать представление детей о жилище коми человека.

Презентация

Воспитатели


Аппликация «Украшения на скатерти»

Продолжать учить резать по прямой линии короткие полосы, украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками; закреплять приемы аккуратного наклеивания. (коми орнамент).

ООД

Воспитатели


Декабрь, 2 неделя - В гости к бабушке Матрёне (выпечка, пища, напитки и посуда).


Путешествие в «мини-музей»

Формировать представление о традиционной пище, посуде коми народа.


Беседа

Воспитатели


Рисование

«Роспись деревянной доски»

Учить расписывать шаблон по мотивам коми орнамента. Учить выделять и называть элементы коми орнамента. Развивать чувство цвета, ритма, композиции.

ООД

Воспитатели


Лепка «Посуда»

Изготовление предметов кухонной утвари.

ООД

Воспитатели


Декабрь, 3неделяЭтот чудесный бабушкин сундук.


Мини коми изба

Дать представление о приёмах изготовления традиционной одежды коми народа.Показсундука, где хранилась одеждакоминарода.

Беседа

Воспитатели



Одежда народа коми

Уточнить представления детей об основных элементах традиционной одежды коми народа.

Презентация

Воспитатели



Украсим одежду коми орнаментом

Воспитывать желание украшать костюмы коми народа элементами коми орнамента

ООД

Воспитатели


«Найди пару»

Развивать умение сравнивать орнаменты на варежках, закреплять названия элементов коми орнамента.

Дидактическая

игра

Воспитатели


Изготовление шаблонов

Коминациональнаяодежда длясамостоятельногорисования, лепки, аппликации.

Домашнее задание

Родители


«Медвежьи няньки»


Воспитывать положительные чувства к сказочным героям, сказками и иллюстрации к ним.

ЧХЛ



Воспитатели




Итоговый продукт


Выставка рисунков, работ по лепке, аппликации.

Воспитатели


Выездное занятие работников музея.


  • Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

  • Поддержание интереса к проекту;

Развитиеуменияслушать и запоминатьинформацию;

Итоговое мероприятие


Воспитатели, музей


Январь, февраль- Знакомство с коми фольклором.


Стихи о Сыктывкаре.

  • Воспитывать интерес к литературе, поэзии, стихам о родном городе;

  • Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи.

Вечер стихов

Воспитатели

Родители


«Лиса и заяц»

«Ёма и две сестры»

«Марпида-царевна», «Пера-богатырь»

Продолжать знакомить детей с коми народным творчеством сказками, легендами.

Дать понятие о том, что такое сказка, легенда, рассказ.


ЧХЛ

Воспитатели

Родители


3.Путешествие в мир загадок.

Познакомить детей с новым видом устного народного творчества – загадками. Учить отгадывать и загадывать загадки и обосновывать свой ответ.

Вечер загадок

Воспитатели


Коми музыкальные инструменты

Продолжатьзнакомитьдетей с комимузыкальнымиинструментами.


Музыкальное мероприятие

Воспитатели, Музыкальный руководитель


Папка-передвижка «Детский фольклор коми»

Расширить представление родителей по данной теме.


Наглядная

информация

(Приложение)

Воспитатели

Родители


«Роль коми народных сказок для формирования личности ребенка»

Распространениепедагогическихзнанийсредиродителей, теоретическаяпомощьродителям в вопросахвоспитаниядетей.


Консультация

(Приложение)

Воспитатели

Родители


«Мои любимые коми сказки»

Активизацияродителей в работугруппыдетскогосада, развитиепозитивныхвзаимоотношенийработниковдошкольногоучреждения и родителей.

Книжная выставка


Родители


Настольный театр

«Лиса и заяц»


Учитьдетейразыгрыватьнесложныепредставленияпознакомымпроизведениям, используявыразительныесредства (интонацию, мимику, жест).


Воспитатели


«Расскажи сказку»


Развитие монологической и

диалогической речи, пополнение словарного запаса, повышение самооценки

у малоактивных детей.

Дидактическая игра

Воспитатели


«Знаете ли вы героев коми сказок?»

Систематизировать и закрепить знания детей о героях коми легенд и сказок. Воспитывать чувство уважения к устному – народному творчеству коми народа.

Викторина


Воспитатели


Путешествие по сказкам

Итоговое мероприятие

Экскурсия по прогулочной площадке

Воспитатели


1, 2 недели Марта–Мастеранакомиземле (народно – прикладноетворчество)





Рассказ воспитателя о рукоделье коми женщин. Показ изделий, выполненных руками коми мастериц.

Беседа

Воспитатели



«Гончарноедело»


Экспериментированиепоизучениюсвойствглины.

Рассказ

Воспитателя


«Береста»

Сформировать у детейпредставленияобособенностяхприменениябересты в народномискусстве и традиционномбыте.


Воспитатели


Домино

Закрепить изображения и названия коми орнамента.

Дидактическая игра

Воспитатели


«Что из чего?»

Знать, из какого материала сделаны предметы утвари.

Дидактическая игра

Воспитатели


«Мезенская роспись»

Дать детям знания о мезенской росписи.

Познакомить с элементами мезенской росписи – волны, небо. Учить располагать узор на полосе.

Рисование

Воспитатели




Итоговое мероприятие


Воспитатели


3, 4 недели марта – Природные богатства (природные ископаемые)



Познакомить детей с природными богатствами края, способами их добычи, их использование людьми. Образцы древесины, бумага, уголь, иллюстрации деревообрабатывающего предприятия


Воспитатели



Расширять представления о богатствах родного края, занятиях людей.


Воспитатели

«Угадай, чей домик» (оленевода, лесоруба, охотника, рыбака)

Развивать внимание, мышление; конструктивные навыки. Различать и называть элементы коми орнамента.

Дидактическая игра

Воспитатели


Воспитывать положительные чувства к сказочным героям, сказками и иллюстрации к ним.

ЧХЛ

Воспитатели

Посещение краеведческого музея.

  • Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

  • Поддержание интереса к проекту;

  • Развитие умения слушать и запоминать информацию;

Итоговое мероприятие


Воспитатели

Апрель, Май – Природа (животный и растительный мир)


 «Что значит любить и охранять природу своего родного края?»

Формировать представления о способах охраны природы.

Беседа

Воспитатели


Экскурсия в березовую рощу.

Расширять представления детей о растительном мире РК.

Прогулка


Воспитатели


«Заповедные места РК»

Формировать представления о существовании заповедных территорий в республике. «Национальный парк «Югыд ва»; «Печоро-Илычский заповедник».

ООД с презентацией


Воспитатели



Расширять представления детей о растительном мире РК, о взаимосвязи климатических условий Севера с условиями роста и развития характерных представителей растительного мира РК.

Беседа

Воспитатели


Ознакомление с природой родного края.

Продолжать знакомить с природой родного края и формировать экологически - осознанное отношение к природе.

Экскурсии и целевые прогулки

Воспитатели


«О чём расскажет «Красная книга?»

Показать разновидности лесов РК (тундра, тайга).

Беседа

Воспитатели


«Кто живет в тайге»

Расширять представления детей о животном мире РК (бобер, олень, песец, куница, медведь, белка, тетерев, глухарь и др.)

Презентация

Воспитатели



Совершенствовать знания о животных родного края, учить различать их по внешним признакам, повадкам.

экскурсия в библиотеку

Воспитатели


«Чёрный песец» 


ЧХЛ

Воспитатели


Аппликация«Кто живет в тайге»

Изготовление животных из бумаги.

ООД

Воспитатели


Рисование «Природа Коми края»

  • Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок;

Воспитание   интереса к рисованию.

ООД


Воспитатели


Коми народные

загадки о животных.


Учить отгадывать и загадывать загадки и обосновывать свой ответ.

Вечер загадок

Воспитатели


«Птицы нашего края»,


Дидактические

игры

Воспитатели


«Назови правильно»


набор картинок редких и охраняемых растений и птиц; запрещающие знаки.

Словесная игра

Воспитатели


Лепка «»

Учить детей лепить животное,птиц, передавая овальную форму туловища, головы, ушей, крыльев. Развивать образные представления

ООД

Воспитатели


III. Итогово — аналитический (обобщающий) этап


Июнь



  1. Презентация результатов проекта.


Воспитатели


«Люби и знай свой Коми край».

Интеллектуальная игра - викторина


Воспитатели


«Республика Коми

глазами детей и родителей»


Повышение родительской компетенции, сплочение родителей, педагогов,

воспитанников

Создание творческих

работ родителей с детьми

Воспитатели

Дети

Родители


«Путешествие по карте».


Показ карты республики, рассказ о географических особенностях края: зона лесов, зона тайги, реки.

Воспитатели











ЛИТЕРАТУРА:

1. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом. –М.:ТЦ Сфера, 1999.

2. Суслова Э.Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. Детский сад о А до Я.№3.2003г

3. Шаламова Т.П. Как помочь ребенку полюбить родной город. Детский сад от А до Я.№3 .20003г.

4. Трифонова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу. Управление ДОУ,2009г №1.

5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003г№6.

6. Атлас Республики Коми/Под ред. Савельева Э. А. – М.: Дизайн, информация, картография, 2001. – 552 с.

7. Богатеева З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. 175с.

8. Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.

9.Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.

10.Грибова Л. С. Народное искусство Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1973. – 207 с.

11. Климова Г. Н. Узорное вязание коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1978. – 55 с.

12. Клейман Т. В. Детям о культуре народа коми. Часть I. И Часть II. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством Коми. – Сыктывкар: Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1994.

13. Потолицына Н. Б. Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Сыктывкар, 2009.

14. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. / Под ред. Ильина И. В. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 272 с.

15. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 234 с.

16. Шевченко С. Г. Приобщайте детей к народной культуре // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2006. - № 3.

17. Коми старинные детские игры. Коми книжное издательство 1988г.