Составили: Соловьева Е.С. – воспитатель
Гиздатуллина Д.И. – учитель-дефектолог
Мероприятие «Дорога добра»
Цель:
- Содействовать развитию и воспитанию чувств доброты у детей ко всему окружающему; помочь ребятам постичь понятия добра и зла.
Задачи:
- Формирование культуры умственного труда, речевой культуры;
- Коррекция и развитие познавательного интереса, инициативы в играх, уточняющих нравственное представление;
- Активизация творческих начал у детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, Презентация, костюмы, весы, ноутбук.
Ведущий 1. Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.
Ведущий 2. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш праздник
(Дети слушают запись песни « Дорогою Добра» из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков в сопровождении слайд-шоу).
Ведущий 1. Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
Ведущий 2. Как вы думаете, чему же будет посвящен наш праздник? (Доброте)
Ведущий 1. Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Ведущий 2. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину – «добру открывается сердце». Итак, наш праздник мы назовем «Мой путь к доброте»
1. Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте, земля добра.
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом давайте воевать за доброту!
2. Где красота – там доброта. Их разлучить ничто не может
Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись ни светлым днем, ни днем дождливым
И если хочешь быть красивым, то добротою поделись.
Ведущий 1. С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей).
- Что же значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
Ведущий 2. В толковом словаре можно прочесть следующее определение (на слайде): Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие (звучит музыка, на сцену вбегает Баба Яга).
Баба Яга: Интересно! У них праздник, а меня не пригласили. Так вот я и не дам вам его провести!
Ведущий 1: Послушайте, а кто вы? Почему завладели сценой вместо нас?
Баба Яга: Неужели не понятно, кто я? Приглядитесь-ка получше и сразу узнаете!
Ведущий 2: Ой, ребята, посмотрите! Это же нечистая сила! Только зачем она здесь?
Баба Яга: А пришла я сюда не зря: люблю радости детей лишать. Вот и вам сейчас попробую испортить праздник.
Ведущий 1: Вы хотите все сорвать? Как же нечисть нам прогнать?
Ведущий 2: Можно завуча позвать – и тогда все не беда! Позовем, ребята?
Дети: Да!
Ведущий 1: Марина Витальевна, приходите и помогите нам!
Завуч: (поднимаясь на сцену)
Это что за шум? Что за гам? Кто срывает праздник нам?
(Ведущий и Баба яга с двух сторон наперебой пытаются объяснить завучу, в чем дело)
Завуч: Ну, что ж… все понятно. Ребята, придется вам доказать, что вы самые добрые и вежливые дети. В течении игры вам предстоит давать правильные ответы. Будьте внимательными!
Баба Яга: А я думаю, что в этом жестоком мире я никогда не буду доброй. Я, вот хочу быть счастливой и жить хорошо. А для этого необходимо быть нахальной и злой на всех и вся. И я становлюсь агрессивной и жестокой …
Ведущий 2: Ребята, правильно рассуждает Баба-Яга? (ответы детей). Уважаемая Баба-Яга, отправляйся с нами в путешествие и ты поймешь, как найти дорогу к добру.
Ведущий 1. Мы с вами живём на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Ведущий 2. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
Ведущий 1. Наш путь лежит в «Сказочную долину». Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. 1 остановка «Сказочная долина».
Ведущий 2. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Мы будем называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо руками.
Иван - царевич, Кашей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Баба -Яга, Золушка, Морозко, Мальвина., Старуха Шапокляк, Леший, Кот в сапогах, Снежная королева, Бармалей, Шрек, Колобок…
Ведущий 1. Ребята, а какого человека мы называем добрым? (Ответы детей)
Ведущий 2. Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым.
3. Кто любит собак, или прочих животных, серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла - тот людям вовеки не сделает зла.
Ведущий 1. Можно ли заставить человека быть добрым? Научиться быть добрым очень сложно, но необходимо. Ведь добро и зло всегда идут рядом.
Ведущий 2. Человек устроен так, что умеет отделять плохое от хорошего. Главное умение - научиться слушать себя, не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать в себе твердый характер.
Ведущий 1. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро.
4. Достается не дешево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?
5.Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету полезным мирным трудом?
6. Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому
Делать людям хорошее - хорошеть самому.
Ведущий 2. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды или ответа. В каждом из вас есть маленькая частица доброты. Как маленькое солнышко.
Танец «Что такое доброта?»
Ведущий 1. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
7. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
8. И если кому - то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!.
Ведущий 2. Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто
«Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.
Синенькая юбочка, ленточка в косе,
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка? Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придете в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога, объявляя на ходу:
- У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае - она билета не берет.
Всех локтями раздвигая, продвигается вперед.
Говорит она толкаясь: Фу, какая теснота!
Говорит она старушке: Это детские места!
Синенькая юбочка, ленточка в косе,
Вот какая Любочка во всей её красе.
Ведущий 1. Какие же герои в этом стихотворении? Какая же Любочка на самом деле?
В нашей речи должно быть больше теплых добрых слов. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
Ведущий 2. Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости.
2 остановка «Город Вежливости».
Ведущий 1. Посмотрите сценку и попробуйте ответить на вопрос: Какое волшебное слово сказал дедушка?
Сценка:
Павлик (сердито): Подвиньтесь.
Дедушка: С тобой что-то случилось?
Павлик: Ну и ладно! А вам-то что?
Дедушка: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик: Еще бы. Я скоро совсем убегу из дому.
Дедушка: Убежишь?
Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой столько!
Дедушка: Ну, из-за этого убегать не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Дедушка: Пустяки. Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: Никто меня не жалеет (стукнул кулаком по скамейке). Брат на лодке едет, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу».
Дедушка: Что же, не берет тебя брат?
Павлик: А почему вы спрашиваете?
Дедушка: Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик: А какое слово?
Дедушка: Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь (шепчет). Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Павлик: Я попробую, я сейчас же попробую…
Ведущий 2. Вы догадались, о каком волшебном слове шла речь? (Пожалуйста!)
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
Ведущий 1. Мы вам будем читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться… (доброе утро)
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Если больше есть в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)
Всем вам с большой любовью желаю крепкого… (здоровья)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания)
Ведущий 2. Молодцы! Знаете волшебные слова, а теперь послушайте рассказ и, где нужно, вставляйте подходящие слова:
«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста). Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините). Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
Ведущий 1. Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей) Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Старайтесь употреблять их чаще.
Ведущий 2. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет? (ответы детей). Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела» (на слайде).
Ведущий 1. Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Вот мы поплывем к «Острову пословиц». 3 остановка «Остров пословиц».
Ведущий 2.Каждой команде выдаются разрезанные на 2 части пословицы, необходимо правильно составить их.
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
Ведущий 1. А как вы думаете, трудно ли быть добрым и что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце). Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения
А. Барто «Вовка - добрая душа».
9.Добрым быть совсем - совсем не просто, не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, доброта - не пряник, не конфета.
Видеоролик «Твори добро».
Ведущий 2. Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом наши учителя, воспитатели, родители, хорошие друзья.
Ведущий 1. Итак, ребята, мы причалили к последней пристани под названием «Добрая земля». 4 остановка «Добрая земля».
Ведущий 2. Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтобы туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады). Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко.(При нажатии на мышь, на слайде появляются названные детьми явления).
Ведущий 1. А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению друг к другу и природе, то все погибнет.
Ведущий 2. Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Ведущий 1. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла.
Ведущий 2. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут это узнать старинные весы? (Показ самодельных чашечных весов). На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, жадность, Грубость, Предательство, Ложь).
Ведущий 2. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут свою «капельку». Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»).
Ведущий 1. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки - в море добра.
Ведущий 2. Чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать, у каждого человека свой путь к доброте. Доброта нам не дается с рождения. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе её — Доброту.
Ведущий 1. А закончить наш праздник мы хотим одним высказыванием о доброте (на слайде)
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Ведущий 2. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Напоследок давайте исполним песню о доброте.
Исполнение песни «Если добрый ты» + презентация.