Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов" Исследовательская работа по русскому языку Достойные внимания знаки препинания Работу выполнила: Проснева Елена, учащаяся 5 Д класса Научный руководитель: Комиссарова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Нижнекамск 2018 |
Актуальность
Умение расставлять знаки препинания в письменных текстах является одним из показателей грамотности человека. Следовательно, каждый обучающийся должен овладеть этой темой. Данная тема является актуальной.
Цель:
Узнать, как появились и для чего нужны знаки препинания.
Задача
Познакомить с историей возникновения знаков препинания.
Гипотеза
Я предположила, что знаки препинания несут в себе смысловую нагрузку и очень нужны в русском языке.
Введение
История возникновения знаков препинания
Пушкин: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами. Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак). К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его «черта», а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, — «молчанкой». Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась «полуточием», восклицательный знак — «удивительным» знаком, кавычки — «пресекательным» или «отменительным» знаком, знак переноса— «единительным» знаком (или «единитным»), скобки — «вместительным» знаком (который «слово или целый разум в речь вмещает»).
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка , запятая, точка с запятой , многоточие , двоеточие , вопросительный знак , восклицательный знак , тире, скобки и кавычки.
Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.
Это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.
Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -остановить , «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из немецкого и тире (черта) — из французского.
Основная часть
Классификация знаков препинания
. ! ?
На улице льет дождь.
, ; :
Внизу, в овраге, шумел ручей.
, «»
Ребята, помогите убрать мусор.
Знаки завершения используются:
1.Для отделения каждого предложения от последующего в тексте;
2.Для оформления отдельного предложения как законченного.
Дождик прошел по садовой дорожке. (А.Яшин)
Что вам всем нужно для счастья? (Р.Рождественский)
Как воздух чист! Как ясен небосклон! (Е.Баратынский)
Разделительные знаки препинания
служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, ставятся между подлежащим и сказуемым при пропуске связки
Стали гости пить, есть, веселиться.
Дважды два – четыре.
Выделительные знаки препинания
служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое
предложение (обращений, вводных слов)
За кого же нам, батюшка, посвататься?
К счастью, обошлось без потерь.
Заключение
О пользе знаков препинания
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, а всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки».
Результаты анкетирования
Знание знаков препинания – 100%
История происхождения знаков – 6%
Затруднения при постановке знаков – более 50%
Наибольшие затруднения постановки знаков препинания у обучающихся вызывают:
-запятая в сложных предложениях; при однородных членах предложения; при обращениях;
-знаки препинания при прямой речи.
Выводы:
1. Знаки препинания играют очень важную роль в нашей речи. Один неправильно поставленный знак может даже лишить человека жизни (Казнить нельзя помиловать).
2. Знаки препинания помогают пишущему выразить свою мысль, а читающему – понять ее, то есть служат целям общения между людьми.
3. Без знаков препинания нам было бы трудно понять друг друга.
4. Умение верно поставить знак – искусство, которому мы учимся на уроках русского языка.
5. Грамотный человек – это не только тот, кто в словах не допускает ошибок, но и тот, кто может правильно поставить тот или иной знак препинания.
Список использованной литературы
1.Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.
2.Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
3.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986.
4.Румянцева А.А., Пунктуация. М, «Планета», 2010
5.Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов. – М.: ТЕРРА, 1993.
6.Интернет-ресурсы
http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/proekt-znaki-prepinaniya-noty-pri-chtenii-dlya-5-klassa
http://wiki.nios.ru/index.php/Проект "Знаки препинания -путеводные знаки для постижения содержания".
Приложение
Анкета
1.Сколько знаков препинания в русском
языке?
2.Знаете ли вы историю знаков препинания?
3.Часто ли вы пропускаете знаки препинания?