Тема: Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика
(по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Задачи:
образовательная: учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
развивающая: развивать память, внутреннюю и монологическую речь, логическое мышление, творческие способности;
воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство собственного достоинства и милосердия на примере героев художественного произведения.
Планируемые результаты:
1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
2. Предметные: определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика;
3. Метапредметные:
познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий;сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;
регулятивные:сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Форма урока - урок – размышление.
Методы:
- Словесный – слово учителя;
- Репродуктивный – пересказ прочитанного, беседа по рассказу;
- Наглядно – иллюстративный (слайды);
- Частично – поисковый (нахождение эпизодов);
- Практический (чтение текста).
4.Оборудование:
портрет В. Г. Распутина, музыкальное сопровождение, презентация, ИКТ, компьютер.
Эпиграф
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра в людях»
Л.Н. Толстой
Ход урока.
1.Организационный момент. (2 минуты)
1. Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
У каждого есть смайлики, выберите именно тот, какой соответствует вашему настроению?
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
2. Проверка готовности к уроку
2.Вступительное слово учителя. (5 минут)
- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников?
Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского».
На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.
Обратите внимание на доску, у нас есть замечательный цветок. Давайте посмотрим, что внутри него? Итак, кто хочет посмотреть, что скрывает этот цветок? (на лепестках цветка написана тема урока).
Ребята, как вы думаете, что это за выражение?
Правильно, это тема нашего урока: «Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика».
Записали число, классная работа и тему урока в тетрадь.
3. Целеполагание.(2 минуты)
Какова цель нашего урока? ? -Что попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может совершить человек, если он добрый)
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского»; доказать, что «Уроки французского» - это уроки доброты.
Рассказ «Уроки французского» - одно из лучших произведений Валентина Распутина. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин.- Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было людям вернуть то добро, которое в свое время они сделали для меня». Это автобиографическое произведение, события которого происходят в первые послевоенные годы.
Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
4. Актуализация ранее изученного (7 минут)
1. Проверка домашнего задания.
Я задавала вам читать рассказ, отвечать на вопросы.
Теперь проведём фронтальный опрос.
- Как зовут главного героя рассказа?
(Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от первого лица).
- Почему рассказ называется автобиографическим?
(автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).
- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа?
(послевоенный 1948 год).
- Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре?
(В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).
- Каким перед нами предстает мальчик? Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома?
(тоску, одиночество, голод).
- Как получилось, что он стал играть на деньги?
(Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).
- Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Какие уроки получает он в этой компании?
(уроки жестокости, злобы, зависти).
5. Основная часть урока.(21 минута)
1) Фронтальная беседа по прочитанному
- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки подлости, жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.
- Кто же в рассказе противостоит злу?
(учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы)
- На слайде мы видим Лидию Михайловну Молокову, послужившую прототипом героини рассказа.
2) Словарная работа.
Прототип (слайд )– первоначальный образец. Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа.
Давайте, запишем в тетрадь определения.
- С чьих слов идет описание учительницы? Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа? (стр. 103 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» стр. 108«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того;
стр. 99 «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.)
- Как держалась Лидия Михайловна в классе?
(Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации).
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
(стр. 100 чтение по ролям «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал». Роли: Л. М., мальчик, Тишкин, автор).
- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося?
(Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением. Она пытается все выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.)
Какие чувства испытывает герой?
(врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 101 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?
(стр. 102 «Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика;
стр. 103 Интонация ее голоса становится задумчивой. Разговор для мальчика становится спасением. «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.).
- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги).
- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги?
(«В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».)
- Почему Л. М. заставила заниматься героя дополнительно?
(Она решила таким образом отвлечь его от игры, от избиений. Будучи взрослым, рассказчик это понимает).
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? (Стыд, неловкость, стеснение.)
- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?
- Что она предлагает своему ученику после занятий?
- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? (стр. 108 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)
- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать?
- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Как вы понимаете слово «милосердие»?
(Готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия).
- От кого однажды получил мальчик посылку?
- Почему Володя не взял посылку с продуктами?
( В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.)
- Как он догадался, от кого посылка?
(гематоген и макароны).
- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?
- Как она объяснила свое желание помочь мальчику?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?
(Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из состраданияк мальчику)
- Как ведет себя учительница во время игры?
(Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл)
- Разве может учитель играть на деньги?
(Нет, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).
- Какое вы дадите определение ее поступку?
(Он был человечным, милосердным).
в) Рассказ от лица учительницы:
А давайте послушаем, что расскажет сама Лидия Михайловна. Рассказ от лица Лидии Михайловны (читает учитель):
«Когда я впервые увидела этого мальчика, я поняла, что он очень страдает. Мне хотелось не просто накормить его, а сделать все, чтобы исчезли из его глаз эти чувства тоски и одиночества. Игра в замеряшки была единственным способом помочь ему. Вот почему я решилась на этот риск».
-Кто неожиданно становится свидетелем их игры?
- Как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора? (Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства.)
- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? (стр.119 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич….).
- Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?
- Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек).
– Каким в рассказе описывается директор школы?
(стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося..» Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.)
- Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление).
- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На доску вывешиваются яблоки, на которых напечатаны качества Л. М.: смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).
- Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?
- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).
- Итак, попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? (Конечно, можно сказать, что она поступила непедагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.
В основе поступка - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.)
- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.
Словарь добрых качеств Директор
Доброта, понимание Черствость
Чуткость, справедливость Невнимательность
Отзывчивость Формализм
Уважительное отношение к детям Бездушие
Милосердие
Щедрость
Сострадание, сочувствие
7. Итоги урока.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения.
Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету,
во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.
Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.
- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище).
Рефлексия. «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
- Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?
- Мы справились с задачами урока:
- Поговорили о душевном состоянии героя
- Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна.
Давайте закрепим наши знания, а именно, составим синквейн.
Я предлагаю поделиться на 2 группы. Одно составляет синквейн -Лидия Михайловна, а вторая - мальчик.
Лидия Михайловна
Добрая, мудрая.
Учит, играет, сострадает.
Окружает вниманием и заботой.
Бескорыстие
Мальчик.
Обездоленный, гордый.
Голодает, играет, выигрывает.
Добывает деньги доступным ему путём.
Доверчивость.
Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней. (яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.
8.Домашнее задание (1 минута)
Написать сочинение «Каким я вижу современного учителя»
И в завершении нашего урока мне хочется прочитать стихотворения «Не будь равнодушным» .
Не будь равнодушным.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
И. Фомина
9. Выставление оценок.(1 минута)