СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двигательное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Двигательное развитие"

Просмотр содержимого документа
«Двигательное развитие»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №3













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Двигательное развитие

для обучающихся с РАС

(3 класс)







Составил:

учитель-логопед

Чернова Е.Н.



2020-2021 учебный год





Пояснительная записка.

Предлагаемая программа по двигательному развитию предназначена для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (РАС).

Структура адаптированной образовательной программы для детей с РАС соответствует основной цели их образования ― введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с РАС как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с РАС как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ребёнку в обыденной жизни, для решения различных практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Цели курса определяются развитием двигательной активности ребенка.

Основными задачами курса являются:

- Обучение, обогащение двигательного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

- Научить согласовывать движения.

- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).

- Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.

- Развивать координацию движений.

- Развивать умение слушать музыку.

- Развивать творческие способности личности.

- Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Двигательное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является двигательный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества двигательного опыта детей. Процессы двигательных и других функций у детей с РАС нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов двигательной активности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических действий, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия детей. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по степени сложности, исходя из особенностей физического развития каждого ребёнка.




Календарно-тематическое планирование по предмету

«Двигательное развитие»

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Кол –во часов

Примечание

1.

Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки.



1


2.

Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет.

Изменение длительности дыхания.




1


3.

Движение руками в исходных положениях.

Движение предплечий и кистей рук.

Хлопки в ладоши с изменением темпа.

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.






1




4.

Наклоны головой.

Наклоны туловищем.


1


5.

Сгибание стопы.

Перекаты с носков на пятки.


1


6.

Отстукивание и отхлопывание разного темпа.

Ходьба ровным шагом.



1


7.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Ходьба на носках.

Ходьба в медленном и быстром темпе.




1


8.

Ходьба по линии.

Ходьба на носках.


1


9.

Захват предметов.

Передача предметов.


1


10.

Бросание мячей.

Перекатывание мячей.


1


11.

Повторение пройденного.


1


12.

«Солнышко и дождик». Игра.

«Воробушки и кот». Игра.


1


13.

«Кот и мыши». Игра.

«У медведя во бору». Игра.

«Ручеёк». Игра.




14.

«Найди пару». Игра.

«Снежинки и ветер». Игра.

1



15.

«Хитрая лиса». Игра.

Подвижная игра «Прокати мяч по дорожке».


1



16.

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).

1



17.

Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц.


1






Планируемые результаты

- уметь слушать музыку и звучащие инструменты;

- выполнять несложные движения руками и ногами;

- активно прихлопывать и притопывать вместе с педагогом;

- слушать и правильно выполнять инструкцию педагога;

- уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;

- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу;

-выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев;

-выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями;

- совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.

Содержание учебного предмета.

Развитие двигательных способностей обучающихся тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии ребенка с ТМНР с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.

Практическая значимость курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с ТМНР не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

В образовании детей с РАС особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность.



Методическая литература

1.«Особый ребенок. Исследование и опыт помощи», Москва 2001г.

2. «Музыка и танцы в коррекции нарушений развития у детей» Москва 2003 г.

3. «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник» Москва 1999г.

4. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Издательство «Дрофа», 2009.

5. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.

6. Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО «Издательство Рекпол», 2008.