Просмотр содержимого документа
«Единственное и множественное число предметов»
ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ПРЕДМЕТОВ
АМОНОВА НАФИСА, СТУДЕНТКА 2 КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРИАТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА». НАВОИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЦЕЛИ УРОКА :
1.Образовательная . Познакомить с именами существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе.
2 . Развивающая. Формировать общее представление об именах существительных, употребляемых в единственном и множественном числах, их различии; сформировать умения правильного употребления в речи слов, обозначающих названия продуктов питания, качеств характера, ягод, фруктов, овощей, одинаковых предметов как одно целое , учить изменять имена существительные по числам; расширять кругозор.
3. Воспитательная . Воспитывать чувство гордости за свою Родину, ее богатства, бережное отношение к окружающему миру.
ХОД УРОКА
- 1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
- НАЧАЛО.
- ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК,
- НАЧИНАЕТСЯ УРОК….
- В каком настроении вы
начинаете урок?
- (можно использовать сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- - С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?
- - Что вы знаете об именах существительных? (привести примеры)
- - Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.
ЧИСТОПИСАНИЕ
- - Угадайте, о какой букве идёт речь?
Чистописание.
- Всем вараны и верблюд
- Вишни вёдрами везут.
- Волк из вишни в воскресенье
- Варит вкусное варенье.
воробьи верблюд волк варенье
- - А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.
- воробьи, верблюд, волк, варенье
- -Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).
- - На какие две группы разделим остальные слова? (птицы и звери, обозначают один предмет, два предмета и более предметов).
- - Что мы можем сказать о предметах первой группы? (обозначают один предмет).
- - Что мы можем сказать о предметах второй группы? (обозначают два и более предмета).
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- - Тема нашего урока: Единственное и множественное число предметов.- Чему будем учиться?
- - Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имён существительных, изменять слова по числам.
5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Выдра
Что общего у этих слов?
- - Что общего у этих слов? (им.сущ-ные, одушевл., обозн. один предмет).
- - Какие из перечисленных животных вам неизвестны?
- ВЫДРА- животное, занесенное в Красную книгу.
- - Каких животных заносят в Красную книгу?
- - Почему?
- - Что вы знаете о Красной книге?
- - Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета.
- - Какое число употребляют для обозначения одного предмета?
- - Двух или более предметов?
- - Какой можем сделать вывод?
ВЫВОД:
Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе; для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
ИГРА «Один - много», « Много - один».
«Один - много».
Весло
вёсла
окно
окна
весна
вёсны
снега
снег
рукава
рукав
?
пальто
«Много - один».
Лёд
Лёд
Лёд
Лёд
Лёд
Льды
лёд
воробей
воробьи
листья
лист
дерево
деревья
крылья
крыло
ножницы
?
ВЫВОД
Как определить, в каком числе стоит слово? ( по окончаниям)
- В русском языке есть имена существительные, которые употребляются
- только в единственном числе или только во множественном числе.
Задание 1
- Выделите существительные, которые употребляются только в единственном числе.
Капуста, картофель, виноград, пшеница, урюк, малина, айва, хурма, клубника, лук, перец; молоко, мясо, рис, горох, сахар, мука;
посуда, мебель, одежда;
- железо, серебро, золото, медь, нефть, сталь;
- аккуратность, правдивость, храбрость, терпение .
ЗАДАНИЕ 2
- Распределите существительные по их смысловым группам.
- Малина, смородина, картофель, терпение, молодежь, активность, вежливость, золото, железо, медь, мясо, интеллигенция, капуста. Чеснок, кофе, шоколад, виноград, хурма, справедливость, сахар, честность, смелость, молоко, мука, бережливость, мебель, одежда, масло.
- 1 группа . Названия ягод, фруктов, овощей.
- 2 группа . Названия продуктов питания.
- 3 группа. Названия одинаковых предметов как одно целое.
- 4 группа. Названия качеств характера.
ЗАДАНИЕ 3
- Прочитайте существительные , которые употребляются только во множественном числе. Распределите их по группам.
- Ножницы, щипцы, ворота, брюки, шашки, весы, очки, сутки, часы, каникулы, сапоги, ботинки, прятки, консервы, перчатки, макароны, шахматы, джинсы, сливки, дрожжи.
- 1 группа . Слова, обозначающие предметы, которые состоят из двух частей.
- 2 группа . Слова, которые обозначают продукты питания.
- 3 группа. Слова, которые обозначают отрезок времени
- 4 группа. Слова, которые обозначают игры.
ЗАДАНИЕ 4
- Вставьтепропущенные окончания.
- Точн… весы, остр… ножницы, спел… айва, нов… мебель, холодн… молоко, свеж… сливки, настенн.. часы, горьк… шоколад, тепл… носки, черн… брюки.
6. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА.
- -Отгадайте загадки.
- -Записать отгадки в ед.числе и во мн.числе.
- Зверька узнали мы с тобой,
- По двум таким приметам:
- Он в шубке серенькой зимой,
- А в рыжей шубке летом.
- Шевелились у цветка
- Все четыре лепестка.
- Я сорвать его хотел,
- Он вспорхнул и улетел.
- Какая птица в лесу
- обитает,
- Всем своё имя называет.
- Белка – белки,
- бабочка – бабочки,
- кукушка – кукушки.
- - Что изменилось в словах? (окончание)
ВЫВОД:
- Если в словах меняется окончание, то меняется форма слова.
- Если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ . 7. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
- (по группам)
- 1 группа – Изменить число им. сущ., вставить пропущенные буквы.
-
- к-ровы с-бака
- лоша-ь п-тухи
- - Ребята, как могут изменяться имена сущ.?
- - Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед.числе?
- - Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые во мн.числе?
- - Считаете ли вы, что эти знания вам пригодятся в жизни? Почему? Когда? Зачем?
8. РЕФЛЕКСИЯ.
Интерактивное упражнение «Четыре предложения»
- На уроке мне было интересно...
- У меня получилось...
- Мне было трудно…
- Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что…
Составь синквейн на тему «Имя существительное».
Синквейн – японское пятистишие.
1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза , несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).