Просмотр содержимого документа
«Эффективные �приёмы обучения детей� с ограниченными возможностями здоровья �и коррекции задержки психического развития»
Эффективные приёмы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции задержки психического развития
Константинова М.А.,
учитель - дефектолог
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Актуальность темы
- Рост количества обучающихся с ОВЗ
- Реализация адаптированной основной образовательной программы детей с ОВЗ начального общего образования
- Необходимость создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ, в частности – сопровождение дефектолога
ЦЕЛЬ
Апробация приёмов обучения детей с ОВЗ
и коррекции задержки психического развития (далее – ЗПР)
и определение их эффективности.
ЗАДАЧИ
- Изучить теоретический материал по обозначенной теме.
- Систематизировать и обобщить полученную информацию.
- Отобрать наиболее эффективные приёмы обучения детей с ОВЗ и коррекции ЗПР.
- Адаптировать данные приёмы к условиям образовательной деятельности детей с ОВЗ.
- Использовать эффективные приёмы обучения детей с ОВЗ и коррекции ЗПР на практике.
- Провести мониторинг результативности применения эффективных приёмов обучения детей с ОВЗ и коррекции ЗПР на практике.
- Ознакомить коллег с опытом работы по обозначенной теме.
Этапы работы по теме
1.Работа с источниками информации по обозначенной теме.
2.Апробация приёмов обучения детей с ОВЗ и коррекции ЗПР.
3.Обобщение опыта работы по обозначенной теме.
4.Презентация опыта работы по обозначенной теме.
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ :
- создание ситуации успеха;
- игровые ситуации, дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Упражнения, активизирующие познавательную деятельность учащихся с ОВЗ
Развитие внимания.
- Корректурные задания;
- Редактирование текста, исправление ошибок
- «Слушай звуки улицы»
- «Найди одинаковые»
- «Муха в клетке»
- «Перепутанные линии»
- «Найди слова»
Развитие восприятия
- Применение маркировки страницы, начала строки, обводка образцов
- Опора на речевую регуляцию при ориентировке в процессе письма, выполнение графических работ
- Назови предметы ( называть все предметы, которые окружают в классе, по заданию учителя называть слова на темы: «Овощи», «Мебель», «Одежда», «Посуда»)
- Графические диктанты
- Наложенные изображения
- Шершавые дощечки
Развитие памяти
- Дозирование объёма и темпа заучиваемого материала
- Приёмы зрительной опоры при запоминании
- Громкое проговаривание при заучивании
- Запомни картинки
- Запомни слова
- Цепочка слов
- Нарисуй по памяти
Развитие мышления
- Исключение лишнего
- Поиск аналогов
- Подбери общее понятие (НОЧЬ - темнота, время суток, день, сутки, когда спят )
- Способы применения предметов (называется какой-либо хорошо известный предмет, надо назвать как можно больше различных способов его применения )
- Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию) Мебель - стол - письменный стол
Эффективные приёмы обучения детей с ОВЗ и коррекции ЗПР
Групповые и индивидуальные занятия
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:
Перепутанные линии
Применение бланковых методик
Соедини линией слова-синонимы
Волшебник новость выгода
Известие драчун чародей
Доход маг сообщение
Солдат прибыль задира
Забияка воин боец
Зрительная гимнастика
используется для:
- улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз,
- укрепления мышц глаз,
- улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Использование тренажёра Базарного В. Ф.
Использование картинного материала
- для смены вида деятельности в ходе занятия,
- для развития зрительного восприятия, внимания и памяти,
- для активизации словарного запаса,
- для развития связной речи.
Сравни
Посмотри и запомни
Что изменилось?
Корректурные пробы
Ошпкоиросагштыпартащшергконьзщокячоыволщзамокфэжыйщьстолыщорцушдорогамоакфщшфврольсчимтьгшпфчасыбпрорубахаяолыицаплясшщрэжюсджьлопатагшклиуароипароходшпайцроведросгшцушрпмполкацвфолиамесяцывщрутпарашутгиылесывриалдиглацдйцвворонволироликущопршвщкусокирплсрпесняизщутвмизаборгроммтсфвпьфвцйлампащштултсигналшрцвььлдверьмошцкрбородаукшщшорметельфуащшйплото
Таблицы Шульте
Гаджеты
Многие дети уже в начальной школе свободно владеют портативными устройствами. Это планшеты, цифровые диктофоны, плееры, смартфоны.
Приложения :
«Taabuu» помогает отработать вычислительные навыки (табличное сложение, вычитание, умножение, деление)
« Math Work» - сложение и вычитание двухзначных чисел, внетабличные случаи умножения и деления
«Король математики»–работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики).
«Математика»
«Спички»
«Ребусы»
Продукты деятельности по теме
Программы
Рекомендации
листы
Обобщение и распространение опыта работы по теме
РМО
ШМО службы сопровождения
Методический семинар школьного уровня
Публикации на сайтах