СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический календарь

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка материала для проведения внеурочных зкологических занятий для обучающихся основного звена

Просмотр содержимого документа
«экологический календарь»

МБОУ СОШ с.Николо-Александровка









































Систематизировать работу по организации дополнительного экологического образования помогают экологические акции, придерживаясь календаря которых можно выстроить планомерную работу по данному направлению.

Акция – это ряд действий, актов, предпринимаемых для достижения какой-либо цели. Цель всех экологических акций важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждения, заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе.

На многих мероприятиях в наши дни есть повод поговорить о проблемах века, рассказать о причинах их возникновения, опасных последствиях, о неотложных действиях, ибо экологические проблемы существуют в большей или меньшей степени в каждом районе, каждом населенном пункте.


К международным экологическим акциям мы приплюсовали некоторые «животные» праздники и получился календарь знаменательных эколого-биологических дат, опираясь на который организуется наша деятельность.



Дата



Акция


14 января


Медвежий праздник


2 февраля


День водно-болотных угодий


22 марта


День воды


1 апреля


День птиц


22 апреля


День Земли


27 апреля


Воронов праздник


5 июня


День окружающей среды


16 июня


День защиты от опустынивания


16 сентября


День борьбы за защиту озонового слоя


26 сентября


День моря


4 октября


День защиты животных


12 ноября


Синичий день


29 декабря


День биологического разнообразия


2 февраля – день водно-болотных угодий


КТО-КТО НА БОЛОТЕ ЖИВЕТ?


Ведущий.

Добрый день, дорогие друзья! На календаре 2 февраля, за окном ясный зимний день, а мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о воде и не просто о ней, а о болоте. Вижу недоумение на ваших лицах. Но, ребята, именно 2 февраля объявлен Всемирным днем водно-болотных угодий.

Началось все более 35 лет назад, когда в иранском г. Рамсаре была подписана конвенция о водно-болотных угодьях. В ее рамках создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной конвенции.

Как вы думаете, что могло стать причиной такого шага?

Да, действительно – водно-болотные экосистемы – это сложные сообщества живых организмов. К сожалению, в последнее время резко сократилось количество многих обитателей. Это в основном представители царств растений и животных.

Давайте познакомимся с некоторыми из них и подумаем, какой посильный вклад в общее дело можем внести мы с вами.


1-й ученик.

У болота в полдень тихий

Ивы нежно шелестят.

На пригорке журавлиха

Обучает журавлят.


Только слышно над лугами,

Где курлычут журавли:

«Раз, два, три! Толчок ногами!

Отрывайтесь от земли!»


Журавлихин голос тонок,

В нем и радость, в нем и грусть,

Самый младший журавленок

Говорит: «А я боюсь!»


На сынишку мать взглянула:

«До чего же он несмел!»

Клювом длинным подтолкнула –

Журавленок полетел…


Расстояния большие!

Трудный путь для журавлят!

В первый раз в края чужие

Журавлята полетят.


А весной вы их найдете

Там, где ивы шелестят,

У знакомого болота

С новой стайкой журавлят.

С. Баранов


2-й ученик.

«Курлы-курлы», - раздается в небе весной красивый и немного грустный крик. Это летят на родину журавли из далекой Африки, где они провели зиму. Они возвращаются на лесное болото, поросшее мхом, клюквой и кустарником, где родились сами, и где теперь будут растить птенцов. Питаются журавли ягодами, травой, насекомыми. Могут и лягушку съесть.


Ведущий.

На территории нашей области в летнее время кормятся и гнездятся некоторые виды журавлей, такие как японский журавль, журавль-красавка, белый журавль, уссурийский журавль и другие. Из-за хозяйственной деятельности человека птицы погибают. Поэтому с целью их охраны был создан Муравьевский национальный парк, где кроме охраны птиц их изучают и наблюдают за ними.

Но у воды живут не только охраняемые птицы, но и те, численность которых пока не вызывает опасений.


3-й ученик.

На одной стою ноге,

А другую грею.

Не купила сапоги,

А теперь жалею.

Гусь умнее!

Он обут

В красные сапожки,

Он гуляет целый день –

И не зябнут ножки.

В. Боков

4-й ученик.

Цапли живут большими стаями. Это перелетные птицы. Зимуют они в теплых странах, а весной возвращаются на старые гнезда, на те же болота и озера. Свои гнезда цапли устраивают высоко на деревьях. Пища цапель – мыши, насекомые. Но любимое лакомство – рыба, рачки, лягушки. Заходит цапля в воду и стоит неподвижно, ждет, когда добыча сама подплывет к ней. А если рыба не подплывает, хитрая птица начинает шевелить своими длинными пальцами в воде, рыба думает, что это червячки, подплывает – и оказывается в клюве у цапли.


Ведущий.

Хоть цапля и кормится лягушками, стать причиной их исчезновения она, конечно, не может. Мы же с вами относимся к этим животным с необоснованной жестокостью и брезгливостью.

А как отличить лягушку от жабы?


5-й ученик.

Очень трудно застенчивой,

Скромной лягушке,

Проживающей в луже,

На зеленой опушке.

Отличить ее просто:

Все болото кричит.

Только эта лягушка

Сидит и молчит.

Р. Сеф

6-й ученик.

Как отличить жабу от лягушки? Лягушки прыгают, а жабы медленно ходят. У лягушки голова приподнята вверх, так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле. У лягушки спинка гладкая, а у жабы – шероховатая. Живет жаба 40 лет и за это время успевает уничтожить множество комаров, мошек и других вредных насекомых. Жабами и лягушками питаются птицы, поэтому ни в коем случае их нельзя убивать.


Ведущий.

А теперь представьте, что со всех болот враз исчезли лягушки и жабы.

К чему это может привести?

Все живые организмы, обитающие на одной территории, тесно между собой взаимосвязаны. Между ними возникают пищевые отношения – цепи питания. И если одно из звеньев этой цепи по какой-либо причине выпадет, разрушится и вся цепь.

Любая пищевая цепь начинается с растений – источников органических веществ.

Какие растения встречаются на болоте?



7-й ученик.

Ты видел маленькое солнце –

Венок из ярко-желтых лепестков

Вокруг живой глазастой сердцевины?

Оно проклюнулось из недр земли,

Как маленький утенок из скорлупки,


И, встав на ножку,

Удивленно смотрит на синий май.

А. Боева

8-й ученик.

В конце апреля стаял снег, и низины, болотца, придорожные канавы наполнились талой водой. И вдруг среди весеннего разлива прямо на воде появился яркий золотой ковер. Это зацвела калужница. Любимые места калужницы – берега рек, болотистые луга, большие лужи. Не случайно и имя ей такое дали. У цветка калужницы пять больших золотистых лепестков. Но их красота не привлекает пчел и бабочек. У наго нет сладкого сока и нектара. Поэтому только редкие насекомые кружатся над ее цветком.


9-й ученик.

Игрушечный лесочек

Среди камней и кочек.

В лохматых зарослях темно,

Темным-темно речное дно.

М. Вехова

10-й ученик.

Высокое растение с крепким прямым стеблем и узкой коричневой шишкой наверху. Это растение называется рогоз. Иногда его неправильно называют камышом или тростником. Растет это растение по краям озер и прудов, по болотинкам. Твердые стебли рогоза стоят прямо, не гнутся. Узкие длинные листья такие легкие, что только шелестят да вьются на ветру. Рогоз очищает воду. Где он растет, там вода чистая. В его зарослях прячутся дикие утки с утятами. Из длинных гибких листьев рогоза плетут корзинки, красивые шляпки и коврики.


Ведущий.

Ребята, мы с вами рассмотрели лишь некоторых обитателей болота. На самом деле их гораздо больше. Но, думаю, этого было вполне достаточно, чтобы убедить вас в том, что болото – сложная система, состоящая из связанных между собой организмов. И нельзя допускать того, чтобы болота исчезали с лица Земли.

Как вы думаете, что можем сделать мы с вами для сохранения этого природного сообщества?

Вы приняли активное участие в конкурсе рисунков. Думаю, что о нашей встрече расскажете своим родителям. И, конечно, необходимо помнить о правилах поведения в природе, чтобы ваш выход в лес или на луг, реку на стал причиной возникновения экологической проблемы.

Нашё мероприятие хочется закончить отрывком из рассказа Н. Никонова «Болотная жизнь». «На болотную жизнь смотреть надо не торопясь, вдумчиво и пристально. Лучше всего медленно идти, выбирая дорогу по суше, или лежать на тёплом дёрне, следя за плывущими облаками. Тогда словно чувствуешь движение земли, ощущаешь, как она, огромная, медленно и весело поворачивается к солнцу, и вместе с нею поворачиваешься ты сам. Сладко греет солнышко, дурманом кадит разомлевший багульник, пахнет оттаявшей землёй и высыпками молодой травы… Еще неделя – и загремят над болотом лягушечьи хоры, залают матёрые голубые квакуны. И верится, послушав вечером весь этот гам и стон, что есть такая лягушечья страна и живёт там волшебная лягушка – царевна».










22 марта – День моря

Учебный проект "Рыбы вокруг нас"

Данный проект был задуман с целью получения учащимися более глубоких знаний о предмете изучения в ходе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности. Его выполнение может быть приурочено ко Дню моря, который отмечается 22 марта.

Мотивация:

  • Развить интерес к исследовательской работе, самостоятельной обработке информации.

  • Показать взаимосвязь школьных предметов между собой и современной жизнью.

  • Поднять проблему экологии родного края.

Ожидаемый результат:

  • Сбор дополнительной информации о рыбах, способной расширить кругозор учащихся.

  • Выявление причин, вызывающих уменьшение численности некоторых видов рыб.

  • Развитие навыков работы с дополнительной литературой и Интернетом.

  • Развитие умения систематизировать и обобщать пройденный материал, составлять сравнительные характеристики.

  • Отработка навыков распределения обязанностей по силам, работы в группах.

1

Название проекта

“Рыбы вокруг нас ”

2

Сведения об авторе проекта

Учитель биологии Ушумунской МСОШ Толпыго Ольга Витальевна

3

Учебный предмет

Биология

4

Учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросу

Экология

География

История

Изобразительное искусство

Литература

5

Цель проекта

Расширить представления учащихся о рыбах как отдельном классе позвоночных животных, неотъемлемой части природного сообщества и роли в жизни человека.

6

Проблемный вопрос проекта

Почему фразу «Рыбы вокруг нас» можно понимать в буквальном смысле?

7

Срок проведения проекта

3 недели

8

Участники проекта

ученики 7-х классов

9

Оборудование и материалы

компьютер, подключенный к Интернету;

медиапроектор;

учебная литература, периодические издания, материалы медиатеки

10

Аннотация к проекту

Данный проект направлен на расширение знаний по теме “Рыбы”. На основе данных, полученных в результате исследования, школьники должны создать творческие исследовательские мини-проекты конкретной дидактической ценности.

11

Результаты деятельности учащихся

Презентации исследовательских учебных мини-проектов с последующим созданием единого проекта на тему “Рыбы вокруг нас».

12

Этапы проведения проекта

  • Изучение учебного материала с целью обозначения проблемного вопроса

  • Формирование групп, определение функций для каждого из участников группы

  • Выбор направлений и источников информации исследования

  • Прорабатывание материала, анализ и отбор наиболее показательных для исследования фактов

  • Разработка структуры презентации

  • Создание презентации

  • Подготовка к защите

  • Защита проекта



Направления работы над проектом:




ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА


Учитель:

Более 400 млн. лет назад в Силурийском периоде Палеозойской эры в водах океана стали появляться первые древние рыбы. Эти позвоночные животные существуют на нашей планете достаточно давно. Некоторые представители класса не выдержали остроты естественного отбора и исчезли, но основная масса эволюционировала и в настоящее время представлена 25 тысячами видов.

Не смотря на то, что это самые примитивные из позвоночных животных, они являются неотъемлемой частью биосферы. И наша жизнь, так или иначе, связана с ними.

Сегодня мы и должны будем убедиться в том, что рыбы буквально окружают нас. И вот первое доказательство.


Если вы появились на свет между 19 февраля и 20 марта, значит, вы родились под созвездием Рыб, двенадцатым знаком Зодиака. Это женский переменчивый знак Воды, пользующийся покровительством Нептуна. Рыбы известны как романтический мечтатель Зодиака. Если вы типичные Рыбы, то вы подчас ведете себя так, словно не знаете, приходите вы или уже уходите. Вам свойственно так же смотреть на мир через розовые очки.

Многие из вас обладают поразительными творческими способностями, особенно в мире искусства и музыки. Среди людей, рожденных под вашим знаком, есть композиторы вроде Равеля, Россини, Вивальди, Римского-Корсакова.












Морис Равель Н.А. Римский-Корсаков













Джоаккино Россини А. Вивальди В.Ф. Нижинский


Каждый знак Зодиака имеет отношение к определенной части тела, начиная с головы – Овна и кончая стопами – Рыбами. Рыбы ведают стопами и пальцами на ногах. Поэтому никого, вероятно, не удивит тот факт, что знаменитые танцоры Нуриев и Нижинский родились под вашим знаком.


Названия некоторых рыб легли в основу наименований населенных пунктов. Вот некоторые из них.

Отчет группы «Рыбы на карте страны»


Рыбы стали и героями литературных произведений, таких как сказки, басни, стихотворения и др.

Отчет группы «Рыбы в литературных произведениях»


Нет необходимости убеждать вас в том, что рыбы – ценный пищевой продукт. В них содержатся белки, кальций и фтор, столь важные для организма человека. Изучение разнообразия рыбной продукции в магазинах нашего поселка дало следующие результаты.

Отчет группы «Рыбы на прилавках магазинов»


Не остались равнодушными к этой теме и художники.

Отчет группы «Рыбы на полотнах художников»


И, конечно же, мы не можем не сказать о тех из наших амурских рыб, которые охраняются законом.

Отчет группы «Охраняемые рыбы Амурской области»

1 апреля – день птиц НАШИ ДРУЗЬЯ - ПТИЦЫ



Ведущий. Ребята, сегодняшняя наша встреча посвящена тем, кто сопровождает нас всю жизнь. О ком она, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

Вопросы

  1. Всех я вовремя бужу,
    Хоть часов не завожу.

  2. На когтях на ствол сосновый
    Влез монтер красноголовый.
    Он трудился на весу,
    Но не вспыхнул свет в лесу...

  3. Верещуньи, белобоки,
    И зовут их всех ...

  4. Ей на месте не сидится:
    Все летает целый день,
    Суетится, суетится,
    Целый день звенит: "Тень-тень!"
    Угадай-ка, что за птица?То веселая ...

  5. И в лесу, заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих
    Мыши - прячутся, дрожа:
    Очень уж суровы
    Филины и ...

Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.

В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".

Ведущий. Так о чем же мы сегодня будем говорить?

Дети. О птицах.

Ведущий. Правильно. О птицах. Наша встреча пройдет в виде устного журнала, но не обычного. Его странички могут рассказать нам много нового и интересного о зимующих птицах. Давайте их перелистаем. Открываю первую страницу. Она называется «Репортаж с лесной опушки».

Ведущий. Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались ее обитатели. Давайте послушаем, о чем они говорят. (Звучат голоса птиц)

Звучит запись голосов птиц.

Ведущий. Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый.

Ведущий. Кто вы?



Дятел.

Хоть я не молоток
- По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Ведущий. Кто же это, ребята? Вы догадались?

Дети. Это дятел.

Ведущий. Судя по окраске, это большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в его костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о нем говорят: "Дятел - лучший друг леса", его ласково зовут Тук Тукич, о нем складывают загадки.

Дятел. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два - назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.

Ведущий. Как внимательный врач, дятел усматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.

Ведущий. А что вы еще знаете о дятлах?

Дети. У дятлов есть кузницы. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.

Ведущий. А как можно найти эти "кузницы" в лесу?

Дети. Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.

Ведйщий. Молодцы ребята! А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой?

Звучит запись голоса синицы.

Ведущий. Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"? И как будто повторяет, прислушайтесь...

Ведущий 1. Ребята, вы ее узнали?

Дети. Это синица.

Синица. Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником - дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Ведущий. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.

Ведущий. А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"

Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи - ненужные птицы? Нет, мы главные защитники - сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Ведущий. А эта маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Что это за птица?

Поползень. Среди птиц мы лучше всех лазаем. Помогает нам в этом особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Зимой кусочек несоленого сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для нас лакомство.

Ведущий. Окраска птички - голубовато-серая, горлышко, грудь и брюшко - белые, от клюва идет черная полоска.

Ведущий. Следующая страница нашего журнала - музыкальная. Предлагаем вам такое задание: по звуку определить птицу.

Ведущий. Открываем третью страницу журнала. На этой странице много необычного и занимательного. Здесь помещены народные приметы, загадки и стихотворения о наших пернатых друзьях. Слушайте загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.


Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.


Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Ведущий. А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: "Воробьи дружно расчирикались - к оттепели", "Дикие гуси летят - зимушку на хвосте тащат", "Синица к избе - зима на дворе", "Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к теплой зиме".

Ведущий. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?

Ведущий. Теперь настало время поговорить о птичьих столовых. Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. Посмотрите, какие кормушки можно смастерить. А какие птицы прилетают к вашей кормушке?

Ведущий. Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что мы убедили вас в том, что птицы зимой нуждаются в нашей помощи.













22 апреля – День Земли


СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ АГИТБРИГАДЫ


(Выходят двое ведущих)


Хороша от края и до края.

Добрый день, страна моя родная!

Добрый день, российский наш народ!

Добрый день над Родиной встает.


Здравствуйте!

Мы начинаем встречу словом

Здравствуйте!

Пускай звучит оно не ново…

Здравствуйте!

Но мы вам повторяем снова…

Здравствуйте!


От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.


Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Черные сотрешь ли, человек?


(Исполняется песня на мотив «Погони». В центр выходит один участник агитбригады с воздушным шаром, символизирующим планету. Остальные дети выносят планшеты с надписями «горячих» точек планеты.)


По нашей планете мы с вами пройдем,

Хорошего много на ней мы найдем.

Но нет нам покоя в горячей груди,

Когда мы встречаем тревожные факты

на нашем пути.


- Человеческими ошибками обусловлено 45% аварий на АЭС, 60% - при авиакатастрофах, 80% - при катастрофах на море.

- В результате этого в первую очередь страдают животные, растения и сам человек.

- До того, как человек начал заниматься земледелием, на Земле существовало 6 млрд. га лесов. К настоящему времени их осталось 4 млрд. га.

- Если признаться самому себе, то окажется, что каждый из нас повинен в гибели лесов.


(Смена декорации)


За лесами, за морями, за широкими полями

Не на небе, в высоте, жили люди на земле.

Кто учился, кто трудился,

Кто с детишками возился,

Кто деревья поливал и дороги подметал.

Кто-то бегал в бакалею,

Кто играл в спортлотерею.

И судьбой своей довольны,

В общем, жили все спокойно.

В долгом времени иль вскоре

Приключилось с ними горе.


Вот приехали в дубраву

Воскресенье провести.

Ни дубочка, ни цветочка

Нам в дубраве не найти.


Здесь до нас кругом сидели,

Жгли костер, бумагу жгли.

Про него совсем забыли,

Насорили и ушли.


А костер не унимался

И все больше разгорался.

Через мостик он и в поле –

Мигом выбрался на волю.


Километр за километром

Он пошел по континентам.

Всюду горе и беда –

Не спасает и вода.


Люди в панике, в тревоге

Помышляют о подмоге.

Как пожар остановить,

Крохи леса сохранить?


Поднялись все звери, люди:

«Конца света ждать не будем!»

За лопаты и песок

И в лесок, скорей в лесок.


Заливали, засыпали,

Окапывали и топтали.

Лесу все же помогли –

От огня уберегли.


С той поры все изменилось:

Леса власть установилась.

Веток люди не ломают

И костры все заливают.


Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.


(Смена декорации)


Давай по планете мы вместе пройдем.

Хорошего много на ней мы найдем.


(слайд-шоу)


И мы призываем вас в жизни дерзать,

Чтоб смело природе вокруг помогать.































4 октября – День защиты животных


Познавательная игра, посвященная

Дню животных


Мероприятие для учащихся 2-4 классов. В качестве домашнего школьники получают задания подготовить сообщения о кошках и собаках. В сценарии эти задания выделены курсивом.


Инсценировка

- Кто ты? – спросил Маленький Принц, - Какой ты красивый!

- Я – Лис, - сказал Лис.

- Поиграй со мной, - попросил Маленький Принц. – Мне так грустно…

- не могу я с тобой поиграть, - сказал Лис, - Я не приручен…

- А как это – приручить?..

- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - …Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу…


Ведущий. 4 октября 1226 года погиб святой Франциск Ассизский – покровитель зверей и птиц. Как гласит легенда, Франциск был основателем Нищенствующего монашеского ордена, который помогал всем нуждающимся. Он считался одним из самых веселых святых, он вел беседы с птицами и зверями. Те его понимали и слушали.

4 октября – это праздник всего живого. В этот день мы радуемся тому, что у нас в домах живут четвероногие, пернатые, хвостатые друзья.


(Вопрос к залу) Какое животное было приручено самым первым и для чего?


Инсценировка

Человек далекого прошлого не был ни богатырем, ни великаном. Жизнь не баловала нашего далекого предка – он страдал от голода и холода, его мучили комары и болезни. Первобытный человек боялся темноты. Страх был очень силен. С ужасом вглядывался он в темноту, с трепетом прислушивался к ночным звукам. Возможно, слышал грозный рев, рычание, в частности, волков.

Но люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей. Вокруг стоянок первобытного человека часто валялось немало костей, кусков шкур. Постепенно волки привыкли к такой подкормке и все чаще стали располагаться возле человека.


Ведущий. Сколько сотен или тысяч лет прошло с того времени, когда человек сообразил, что волки его «сторожат», охраняют. Так постепенно волк превратился в привычную для нас собаку.


(Домашнее задание. Сообщение о значении собак в жизни людей)


Ведущий. А вот кошка пришла к нам позже всех. Она никак не могла расстаться со своей свободной жизнью.



Инсценировка

Очень быстро кошка стала популярным и любимым животным. Особая, прямо-таки райская жизнь, ожидала кошку в Египте, где жрецы возвели ее в ранг священного животного. Кошка была посвящена богине Баст, которую изображали с кошачьей головой. При пожаре в Риме из горящего дома первым делом выносили кошку, только потом – имущество.

В средневековье кошку объявили исчадьем ада, пособницей ведьм и колдунов. Кошек живьем сжигали и закапывали в землю.

От старых суеверий человечество не избавилось и поныне.


(Домашнее задание. Происхождение суеверия о черной кошке)


Ведущий. Следует отметить, что помимо таких суеверий в адрес кошки у людей сейчас бытует и иное мнение. Кошки приносят пользу человеку.


(Домашнее задание. Рассказ о пользе кошек)


Ведущий. У нас определились две команды: «Кошки» и «Собаки». И сейчас предстоит выяснить, кто из них умнее и находчивее.


Начнем, как водится, с разминки.


Вопросы команде «Кошки».

  1. Какой пес носил на лапе часы? (Артемон)

  2. В какой стране кошка считается священным животным? (В Египте)

  3. В каком мультфильме необдуманное поведение кошки привело к пожару? («Кошкин дом»)

  4. У какого котенка было собачье имя? («Котенок по имени «Гав»)


Вопросы команде «Собаки».

  1. Какой пес предпочитал охотиться с фоторужьем? (Шарик из м/ф «Каникулы в Простоквашино)

  2. Какой кот постоянно носил очки? (Базилио)

  3. В каком произведении улыбка кота гуляла сама по себе? («Алиса в стране чудес»)

  4. В каком мультфильме собака не могла понять, почему часы могут ходить, ведь у них нет ног? («Бобик в гостях у Барбоса»)


Ведущий. Давно известно, какие недружеские отношения сложились между кошками и собаками. Даже поговорка на этот счет есть. А мы сегодня попытаемся примирить наших героев. Для этого нарисуем коллективные портреты. Обратите внимание, не дружеские карикатуры, а красивые портреты. Участвуют все члены команды, работаю по очереди у холста.


Ведущий. Каждому из нас рано или поздно хочется завести щенка или котенка. Но родители чаще всего бывают против. Почему так случается? (Вопрос к сидящим в зале)


Котенок

Котенок был такой прекрасный!

Котенок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста!

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай!»

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси!»

Он всхлипнул, заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «Усыновить!»

М. Бородицкая

Ведущий. Многие повадки героев нашей сегодняшней встречи, особенности их поведения легли в основу пословиц и поговорок. Вам было предложено их собрать, и теперь мы посмотрим, у кого получилось больше. (Команды по очереди читают пословицы и поговорки. Побеждает тот, кто дольше продержится.)


Бездомная кошка

Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как Ваши дела?

- Ничего, понемножку…

- Я слышал, что Вы тяжело заболели.

- Болела.

- Так значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель –

Бездомной мне некуда ставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомны».

А. Дмитриев

Ведущий. На этом наша сегодняшняя встреча заканчивается. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили! Если вы хотите иметь четвероногого друга, никогда не предавайте его, чтобы у нас было как можно меньше бродячих собак и кошек.


















29 декабря – День биологического разнообразия

«Ты заходишь в лесной дом –

Будь внимательнее в нем!»


В качестве домашнего задания классы готовят инсценировки стихотворений, идущих по сценарию.


Чтец 1

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


Чтец 2

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.


Чтец 1

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит Леший

С зеленой бородой.


Чтец 2

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.


Чтец 1

Найду грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.


Чтец 2

А будет жажда мучить,

То мне Лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Ведущий. Добрый день, друзья! На дворе осень. Это время года не оставляет равнодушным никого. Особыми красками разукрашен осенний лес.

Лес… Какое простое, привычное слово и вместе с тем какое объемное, многогранное по содержанию и значению. Сколько тайн и загадок хранит зеленый исполин, живущий своей сложной, подчас скрытой от человеческих глаз жизнью.

Что мы знаем и чего не знаем о лесе? Сегодня я приглашаю вас пройтись по осеннему лесу. Находясь в лесу, необходимо помнить несколько правил.


(Инсценировка – домашнее задание одной из команд)


Туристы

Сегодня мы пришли гулять.

Благо лес – рукой подать!

Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки

Лес большой, он все вместит!

Лес, он чей?

Ничей?

Ничей!

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают.

Жги и лей, руби и бей!

Урны нет? Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!


Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем,

В речку скинем все бутылки,

В море пусть плывут посылки!

Мы цари! Молчи, природа!

Все здесь наше – лес и воды!

Берендей

Что за шум в лесу моем?

Что случилось, не поймем.

Кто здесь все переломал?

Разбросал и не собрал?

За такое поведенье

Вас судить – мое решенье!

Туристы

Что ты, что ты, Берендей!

Мы не знали, пожалей!



Берендей

А ну-ка, мои помощники – Цветик-семицветик и Гриб Боровик, принесите учебник экологической грамотности. Мы научим наших горе - туристов, как нужно вести себя в лесу.


Правило первое: не ломай ветки деревьев и кустарников. Они помогают растению дышать.

Правило второе: не повреждай кору на деревьях. Помните: деревьям больно, они перестают расти, и долго, мучительно умирают.

Правило третье: не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти.

Правило четвертое: в лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.

Правило пятое: нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы. Животные в природе не потеряны, они живут своей жизнью.

Правило шестое: не разводи костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса.

Правило седьмое: не сбивай грибы, даже несъедобные. Каждый гриб – часть сложного природного сообщества.


Ведущий. Замечательно! Мы вспомнили правила поведения в природе, а теперь еще один совет. Какой бы ни была цель вашего пребывания в лесу, необходимо быть очень внимательным и наблюдательным. Поверьте, можно увидеть много интересного. Как учил нас Берендей, мы пойдем не большой толпой, а четырьмя маленькими группами. Правильность наших перемещений будет оценивать жюри. (Представление членов жюри)


Чтобы настроиться на нужную волну, предлагаю немного размяться.

РАЗМИНКА


Вопросы команде 1

  1. Как называется специально освобожденная от деревьев узкая полоска леса? (Просека)

  2. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

  3. Каких птиц называют пернатыми кошками? (Сов)

  4. Как называется в славянской мифологии человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса? (Леший)

  5. Какое дерево называют иудиным? (Осину)

  6. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель)

  7. Какая нить в лесу прочнее стальной проволоки? (Паутина)

  8. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, клена, рябины)

  9. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

  10. Вьют ли гнезда перелетные птицы на чужбине? (Нет)


Вопросы команде 2

  1. Что для птиц страшнее: холод или голод? (Голод)

  2. Какое самое страшное бедствие для леса? (Пожар)

  3. Какие птицы зимой белые, а летом рыжие? (Куропатки)

  4. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (Умрет)

  5. Как иначе называют дубовый лес? (Дубрава)

  6. Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору? (В гору)

  7. Почему млекопитающие животные так называются? (Кормят детенышей молоком)

  8. Сколько ног у паука? (Восемь)

  9. У какого дерева листва первой желтеет? (У березы)

  10. Как называется работник лесного хозяйства? (Лесник)


Вопросы команде 3

  1. Что ест зимой барсук? (Ничего, он спит)

  2. Зачем змее язык? (Чувствовать запахи и тепло)

  3. Название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)

  4. Почему у грызунов всегда острые зубы? (Зубы сами затачиваются)

  5. Кого ноги кормят? (Волка)

  6. Почему весной не бьют пушных зверей? (Они линяют и выводят потомство)

  7. Много рук. А нога одна. (Дерево)

  8. У какой птицы еще не рожденные детеныши отдаются на воспитание другим? (У кукушки)

  9. Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур)

  10. Что означает плач березы весной? (Движение сока)


Вопросы команде 4

  1. Как называется ярус с кустарниками и небольшими деревьями? (Подлесок)

  2. какую траву и слепые знают? (Крапиву)

  3. Каких насекомых муравьи пасут, охраняют и доят? (Тлю)

  4. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)

  5. Какой гриб среди трубчатых растет быстрее всех? (Подберезовик)

  6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

  7. Почему волки воют на луну? (Предупреждают других волков, что территория занята)

  8. У какого животного уши на ногах? (У кузнечика)

  9. Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (Сосны)

  10. Какой зверь на зиму становится белым, кроме кончика хвоста? (Горностай)


Ведущий. В первую очередь лес у нас ассоциируется с растительностью. Одни растения привлекают своей красотой, другие – ягодами, третьи являются строительным материалом, четвертые… Впрочем, давайте представим, что каждый из присутствующих обладает способностями царя Соломона понимать речь растений и животных. Что же мы услышим?


(Инсценировка – домашнее задание команды)


Дошло из давней дали

До наших дней преданье,

Как сход цветы сзывали

Под осень на поляне.

Они туда, все кряду,

Луга покинув, рощи,

В роскошных шли нарядах

Иль платьицах попроще.

Про все, что сотворили,

Про доброе и злое

Цветы здесь говорили

С открытою душою.

Одним — лишь порицанье,

Другим — почет великий...

Сияло все собранье

Созвездьем многоликим.

Бубенчиков ли звоны,

Журчанье ручейка ли?

Все на лугу зеленом

И пели и плясали.

И вдруг над всей толпою

Раздался звучный голос

(На сходе старшиною

Был нынче Гладиолус):

— Ромашка опоздала,

Чабрец, Шиповник — тоже.

А времени так мало,

Мы больше ждать не можем!

Пусть Роза для начала

О всех своих деяньях

Нам скажет.— Роза встала

В роскошных одеяньях.—

— Росла в саду я школьном,

На клумбе красовалась,

Уходом так довольна,

Что явь мне сном казалась.

Потом в одно из зданий

На праздник я попала

Под гром рукоплесканий

Всего большого зала.

Учителя, ребята

Мне были очень рады,

И свежесть аромата

Была для них награда.

— Ну что же, дело ясно! –

Цветы сказали дружно.

— Такой судьбе прекрасной

Завидовать бы нужно.

Жасмин поднялся следом,

Склонив свой венчик томно:

— За свадебным обедом

К чему быть очень скромным?

Букетик мой невеста

На платье приколола,

И это было место

Почетнее любого.

— Да ты хвастун, приятель!

Пред нами в самом деле

Расхвастался некстати,—

Цветы вдруг зашумели.—

Хвалить тебя не станем,

А поругаем даже.

Пускай перед собраньем

Фиалка слово скажет.

Фиалка и сказала:

— Была я на банкете,

Какого не бывало

Еще на белом свете.

Все в золоте палаты.

Бесценные каменья...

А речи у богатых —

Про кровь да про сраженья...

— Молчи! Что нам злодеи?

Что их житье пустое?

Они лишь горе сеют

И губят все живое.

Молчи! Противно слушать.

От них пошли все войны,

Они всех гнут и душат

И гнева лишь достойны!

И все цветы при этом

Свое вставляли слово...

Потом, что было летом,

Припоминали снова.

Шел спор уже о чести

Стоять на первом месте.

Но вдруг явились вместе

Пропавшие без вести:

Чабрец, Ромашка.

Рядом Шиповник в ожиданье.

И недовольным взглядом

Их встретило собранье.

— Ну что ж вы! Как!

Нельзя же... Оставьте шутки эти!

Шиповник пусть расскажет,

За всех троих ответит!

— Мы шли все через поле,

На нем разгар был боя.

Сражались там за волю

Народные герои.

Отчизну заслоняли

От ворога собою,

Ни пяди не отдали

Насилью и разбою.

И все легли костями

У рощицы соседней,

Где с лютыми врагами

Вели свой бой последний!

Выл Чабрецом, Ромашкой

Ковер им дан духмяный,

От солнца в зное тяжком

Я закрывал им раны.

Склонясь к ним головою,

Мы боль их облегчали

И с лепестков росою

Им жажду утоляли.

Когда ж их схоронили,

Засыпали курганы,

Добраться поспешили

До вашей мы поляны...

Тогда цветы все разом

Почтительно склонились,

Достойным их рассказом

Все дружно восхитились:

— Благодарим сердечно!

Вы заслужили право

Быть первыми навечно.

Вам, самым скромным, слава!


Ведущий. А еще многие мужские и женские имена образованы от названий цветов или им созвучны. Командам предстоит за 2 минуты вспомнить и назвать их.


Конкурс «Что в имени тебе моем»


Ведущий. Лес – это сложное сообщество, состоящее из многочисленных компонентов. Каждый из них, находясь в естественных условиях, получает все необходимое для жизни и живет долго и счастливо. А кто живет дольше всех? (Вопрос адресован залу)


(Инсценировка - домашнее задание команды)


Заяц, Мишка и Лисица

Жили с Вороном не дружно

И никак договориться

Не могли о том, что нужно.

Началось с вопроса: кто же

Всех мудрее, всех старее?

Так и лезут вон из кожи,

Сил в раздорах не жалея.

А когда уразумели,

Что до правды не добраться,

Стали думать: «В этом деле

С кем бы им посовещаться»?

— Больше всех я уважаю

Дуб столетний, Дуб прекрасный.

Я ответ его узнаю,

Если вы на то согласны.

Так Медведь сказал, вставая,

Возражать никто не вздумал,

И, минуты не теряя,

Поспешили прямо к Дубу.

Дуб их выслушал,

С приветом наклонил густые ветви

И сказал им всем при этом:

— Правду все должны ответить!

Только правду! — Молвил строго.—

Лишь она решит все споры.

Если ж нет,— вот вам дорога!

Ни к чему нам разговоры! —

Отвечали звери хором:

— Скажем правду,

Правду скажем,

Присягнем перед всем бором:

Коль соврем — костьми все ляжем!

Прошумел тут Дуб ветвями:

— Надо выяснить сперва нам,

Старше кто из вас годами.

Тот и будет самым главным.

Сели спорщики под Дубом,

Долго молча все сидели.

Надо было им обдумать:

Где, когда что пили, ели.

Солнце выше пред обедом.

Наконец Медведь взял слово:

— Помню, я однажды с дедом

Через эту шел дуброву.

Вот в тот день была жара-то!

Нас листва твоя манила,

Тени ж было маловато,

На меня лишь и хватило.

Сел в тени и дед мой тоже

Под березою на камне.

Вот прикинь-ка, если можешь:

Сколько было лет тогда мне?

— Дело скоро прояснится,—

Дуб сказал.— Коль вы готовы,

Держит речь пускай Лисица,

А потом и Зайцу слово!

— Здесь я в детстве пробегала.

Ты листвою красовался.

Я в тени твоей лежала,

А наружи хвост остался.

- Все яснее с каждым разом.—

Дуб свое промолвил слово.

— Заяц нас займет рассказом,

Быть и Ворону готовым!

— Как бежал я по дуброве,

- Ты был маленьким дубочком.

Эти ушки были вровень

Верхним всем твоим листочкам.

— Знал я, Заяц нам поможет,

Он сказал слова прямые.

Расскажи нам, Ворон, тоже

Про свои года былые...

— Ты могуч в жару и в холод,

Что тебе ветра и сырость?

Но ведь я принес тот желудь,

Из которого ты вырос!

Зашумел тут Дуб листами:

— Знал я — Ворон спор развяжет.

Ты здесь старше всех годами,

Ты меня растрогал даже.

Да, достоин ты над всеми

В нашей пуще старшим зваться,

И тебе лесное племя

Будет, Ворон, покоряться.

Тут Медведь пригнулся низко,

На него Лисица села,

Заяц же вскочил на Лиску,

Ворон взмыл на Зайца смело.

Звери двинулись походом

И с тех пор вот так и ходят,

Каждым летом, с каждым годом

Хоровод чудесный водят.

Если кто порой их встретит,

Пусть уступит им дорогу.

Мало ль есть чудес на свете,

Но таких совсем немного...

Ведущий. К большому сожалению, после человека в лесу остается много того, что является причиной его загрязнения и в значительной степени влияет на продолжительность жизни растений и животных.

Конкурс «Город мастеров»

У каждой команды на столе лежит то, что чаще всего мы можем встретить в лесу. Кто-то уже пытается дать вторую жизнь консервной банке, пивной или пластиковой бутылке. Если вы еще над этим не думали, то теперь есть прекрасная возможность. Вам предоставляется время для того, чтобы из этого бросового материала соорудить архитектурное сооружение. Помните, что производство безотходное.


Ведущий. А пока наши команды заняты делом, предлагаю поиграть зрителям. Вы зарабатываете жетоны за правильные ответы, а победителя ждет приз.


  1. Какой окрас у только что появившихся щенков далматинца? (Белый, черные и коричневые пятна у них появляются позже.)

  2. Сколько тигров на пятой картинке? (Картинки показываются быстро)

  3. Всем известен водяной пистолет. Далеко и точно летит водяная струя. В животном мире у этого изобретения есть аналог. Какое животное «стреляет» подобным образом? (Африканская кобра)

  4. Это животное хранит удивительную тайну: находясь в Подмосковье, оно способно почувствовать землетрясение в Японии. (Кузнечик)

  5. Какая рыба носит имя человека? (Карп)

  6. Для чего дельфины плачут? (Для защиты глаз от повреждений)

  7. В переводе с немецкого название этой породы собак означает «лужица». Это объясняется тем, что предки ее охотились в воде. Что это за порода? (Пудель)

  8. Откуда произошли следующие выражения:

- Крокодиловы слезы

- Белая ворона

- Кот в мешке

- Глухая тетеря


Ведущий. Ребята, казалось бы, мы вспомнили обо всем, что связано с лесом. Но есть еще один момент, о котором нельзя не сказать.

(Инсценировка – домашнее задание команды)


Эта тропочка простая

Называется «Оленьей».

Не спроста она такая,

В этом смысл есть, без сомненья.

Если спросишь у кого ты,

У людей, здесь живших даже,

Скажут: «Тропка чрез болото»,

Больше ничего не скажут.

А по правде в каждом слове

Здесь запрятан смысл глубокий.

Как прикинешь потолковей,

Сопоставив годы, сроки,

То почувствуешь такое,

Что и больно сердцу станет:

Время вспомнится былое,

Наше горе и страданья.

Семь веков, кажись, слетело,

Как листва в осенней доле,

С дней, когда война гремела

На полесском нашем поле.

Враг нежданный шел с востока,

Словно туча грозовая,

Враг безжалостный, жестокий

Шел, сжигая, разрушая.

Вел орду Каюк проклятый —

Пусть и память сгинет злая!

Слышно было, как у хаты

Шепчет мать, сынка пугая:

«Перестань ты хныкать,— скажет,-

К нам Каюк ведет обозы.

Он тебе сейчас покажет,

Острой саблей вытрет слезы!»

И младенец вмиг смолкает,

Не слыхать из люльки писка,

Словно он уж понимает,

Что несчастье бродит близко.

Ну так вот... В тот год тяжелый

Хаты жег Каюк всеместно,

И о том, куда пошел он,

Становилось всем известно...

Чтоб спастись от разоренья,

Люди в город уходили

И туда на сохраненье

Всё везли и относили.

Облегла орда и Туров,

Не щадя лесов и пашен,

Звон над областью понурой

Похоронно звякал с башен...

Бьются туровцы с ордою

Ежедневно, ежечасно,

Но беда идет с бедою:

Все кончаются припасы.

Собрались посовещаться:

— Нам подмогу кликать надо!

Только кто бы мог пробраться

Сквозь ордынскую осаду? —

И один нашелся парень.

Он шагнул вперед: — Ну что же,

Я пройду между врагами,

Небо Родины поможет!—

И прошел-таки ордою.

Возле Припяти трясины

Пересек (полз ночью темной),

А уж в пуще путь хоть длинный,

Все же издавна знакомый.

День прошел, другой сникает,

Сбился он с тропы на третий.

Топь кругом пошла такая,

Что недолго и до смерти,

Что недолго вовсе сгинуть

В эту зыбь, в трясины эти,—

Пропадешь здесь в миг единый,

Словно не был ты на свете.

И, промерзший, и голодный,

Весь дрожа, едва плетется,

Скоро ли с нуждой народной

До соседей доберется?..

Лес и топь. Болото снова.

Так и вязнешь по колени.

Вдруг — повален ствол еловый,

А под ним рога оленьи.

Он — туда. Олень в ловушке,

Елью он прижат густою.

«Ну, теперь, как на пирушке,

Быть мне с лакомой едою!»

Парень нож занес с угрозой,

Зверя в грудь пронзить готовый.

А олень глядит сквозь слезы,

Словно хочет молвить слово:

«Стой! Не надо, человече!

Я же в горе, я в неволе.

Ты убьешь иль изувечишь,

Я погибну в горькой доле.

Помоги мне, и тебе я

Вечно буду благодарен...»

Сердце сжалось, холодея,

И облился потом парень.

Наклонился он к оленю,

Гладит он рога и шею,

Пал пред зверем на колени,

Елку резать стал скорее...

Режет ствол, что силы стало,

Горячо взялся за дело,

Так, что дерево дрожало

И смола на нем кипела.

Так по щепочке, по малой,

Ствол рассек до половины,—

Видно, парню жалко стало,

Что погибнет зверь невинный.

А часы все проходили...

Но недаром он старался:

Разошлись концы в пропиле,

И на ноги зверь поднялся.

До земли рога склоняя,

Он благодарил за волю.

Тяжело еще вздыхая

И едва справляясь с болью.

С полчаса стоял, шатался,

А потом, уже не робко,

По трясине в путь подался

Этой самой зыбкой тропкой.

Смотрит парень: что за диво?

В топком илистом затоне

Зверь везде идет счастливо,

Как по гати, и не тонет.

Он во след за тем оленем

Без тревоги, без заботы,

Словно в сказке, во мгновенье

Сам пробрался чрез болото...

Весть принес, поднял тревогу,

Тотчас двинулись отряды,

И с пришедшею подмогой

Туров вышел из осады.

А Каюк бежал за реку...

Добрым людям — вызволенье.

Слава, слава человеку,

Та же слава и оленю!

С той поры тропинку эту

Называют здесь «Оленьей» —

И пошла молва по свету

С поколеньем к поколенью.



Ведущий. На нашей встрече каждый класс принял активное участие, спасибо вам. Но все-таки мне хочется предоставить слово жюри.