Экологическая тропа
«Войдем в природу другом»
Тип экологической тропы: эколого-системные (комплексные), линейный
Цель: создание условий для, формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно- правильного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
Условия проведения: хорошая погода, наличие инвентаря.
Ход проведения экологической тропы:
Учитель: Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Ребята, посмотрите, кто к нам идет. Давайте все дружно поздороваемся с ним!
Боровичок: Здравствуйте, ребята! Я боровичок, я шел к своей подруге Мудрой сове, она живет на высокой сосне, но я сбился с пути и немного заблудился. Я хочу попросить у вас помощи, чтобы вместе с вами дойти до моей подруги, я обещаю, что со мной не будет скучно у меня для вас есть веселые задания. Вы мне поможете?
Учитель: Ребята, поможем боровичку дойти до Мудрой совы?
Дети: Да!
Учитель: Ребята, чтобы начать наше путешествие мы должны знать правила поведения в лесу. Кто знает как правильно вести себя в лесу?
Дети: называют правила поведения в лесу.
Учитель: Спасибо за ваши ответы, вы все правильно сказали, а теперь давайте послушаем правила, которые для нас приготовил Боровичок.
Боровичок: Как вы уже знаете, я – Боровичок, хранитель леса. Для начала я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то вы говорите «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Прекрасно, а теперь послушайте внимательно основные правила.
Правила поведения на экологической тропе:
Не мешать жить обитателям тропы- проходить без лишнего шума. Наслаждайся пением птиц и прекрасными звуками природы.
Запрещается срывать растения, ломать ветки с деревьев и кустарников, бросать мусор.
Не разоряй гнезда, муравейники, норы.
Ходи по тропинкам, чтобы не навредить насекомым и растениям
На тропе разрешается рассматривать, любоваться и размышлять.
Учитель: Дорогие ребята, мы ознакомились с правилами поведения на экологической тропинке, нарушать их строго запрещено. Теперь мы с вами готовы отправиться в путешествие по экологической тропе. А вот и первое задание от Боровичка.
1 Задние «Бабушка-загадушка».
Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто поёт, надувая воздушные пузыри.
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
Кто без рук, без топора строит дом.
Не зверь, а воет.
Много мастеров срубили избу без углов.
Очаг один, а всю землю греет.
Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет.
Дети: отгадывают загадки
Заяц
Лягушка
Дождь
Птица
Ветер
Муравьи и муравейник
Солнце
Смородина
Учитель: Молодцы, вы так быстро справляетесь с заданиями! Продолжаем наше путешествие по экологической тропинке. Обратите внимание на всю красоту природы, как волшебно поют птицы и дует легкий, теплый ветерок. Ребята, пока мы с вами любовались всей красотой, дошли до следующего задания приготовленным Боровичком. Давайте встанем в круг и проверим ваши знания о природе.
Игра называется «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре- учитель с мячом. Учитель бросает ребенку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет, после этого возвращает мяч вожатому. И так по кругу.
Учитель:
Вы большие молодцы, ребята, давайте отправимся дальше, чтобы поскорее помочь Боровичку дойти до Мудрой совы. Посмотрите, какой красивый пейзаж природы перед нами разворачивается.
Боровичок: Ребята, пока мы любовались природой, я заметил, что на тропинке были следы каких-то животных. У меня есть для вас еще одно задание, я буду показывать вам следы животных, а вы их отгадывать, не переживайте есть вы не сможете что-то отгадать, я буду вам помогать!
(Боровичок показывает различные следы животных).
Прекрасно, вы отлично справляетесь со семи моими заданиями! Давайте продолжим дальше наш путь, мне хочется быстрее навестить свою подругу- Мудрую сову.
Учитель: посмотрите, как зелень вовсю цветет, одаривая съедобными травами. Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. Прогретый воздух источает аромат цветения. Ребята и Боровичок, вам нравится такая погода?
Дети и Боровичок: Да!
Учитель: Я предлагаю остановиться и немного отдохнуть, давайте выполним одно не сложное задание, в лес люди берут с собой корзину и идут по грибы да по ягоды.
Игра называется «Что в корзинку мы берем». Сейчас мы с Боровичком раздадим вам картинки с корзинами и грибами, ягодами и т.д. Те, кому попались изображения ягод, грибов и т.д должны их изобразить, а те у кого корзинки должны в обе руки набрать плодов. (включается подвижная музыка и дети приступают к заданию).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень энергичные и отлично изображаете все растения и предметы. А теперь давайте продолжим наш путь.
Боровичок: Ребята, мы почти дошли до высокой сосны, где живет моя подруга- Мудрая сова! Осталось совсем немного и мы будем на месте. Широкая утоптанная тропинка приглашает прогуляться, а трава по краям тропинки легонько щекочет ноги. Пахнет свежей зеленью и листвой, солнце не печет голову, а лишь легко касается, ласково гладит кожу, ветерок, похоже, запутался в кронах деревьев и лишь изредка проносится, взъерошив волосы. Ребята, мы почти на месте, поэтому напоследок я хочу с вами поиграть и на память выбать вам эмблемы «Друг природы». «Игра называется друг природы»
Боровичок: У каждого из вас картинка с изображением дерева или цветка. Как они называются, вы знаете. Представьте, что сейчас вы встретились с этим деревом или цветком. Внимательно рассмотрите их и попробуйте «поговорить» с ними. Постарайтесь увидеть в них что-нибудь интересное, как они себя чувствуют». Если дети затрудняются составлять подобные рассказы, Боровичок и учитель задаёт наводящие вопросы, помогает детям на них отвечать (как бы даёт образец рассказа).
Итог игры: кто расскажет больше интересного, получит эмблему и звание «Друг природы».
Боровичок: Ребята, мы дошли до моей подруги- Мудрой совы. Спасибо вам большое за то, что не оставили меня в трудной ситуации, я очень рад знакомству с вами, вы все очень умные, энергичные и забавные. Спасибо вам большое за участие в играх. А сейчас мне пора идти, Мудрая сова меня уже заждалась. Все хорошего, до свидания!
Учитель: ребята, давайте скажем спасибо за увлекательные игры Боровичку, попращаемся с ним и пожелаем всего лучшего.
Дети: Спасибо боровичок, всего хорошего, до свидания!
Учитель: Боровичок, спасибо тебе за отличное время провождение, мы были очень рады знакомству с тобой, больше не теряйся, до свидания!
Учитель: Дорогие ребята, наше путешествие по экологической тропе подходит к концу, вам понравился наш поход?
Я хочу сказать вам всем спасибо за активное участие, вы большие молодцы, а теперь пришло время возвращаться обратно.