Экскурсия в природу осенью с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание условий для расширения кругозора детей, повышения познавательной активности.
Задачи:Уточнить представления детей о том, как природа готовится к зиме, способствовать формированию умения находить взаимосвязи природных явлений;
Совершенствовать умение детей различать деревья по внешним характерным особенностям;
Воспитывать бережное отношение к природе, потребность правильно себя вести находясь на природе.
Ход экскурсии
1 блок.
Цель: выявление роли человека в природе.
Дети вместе с воспитателем входят в парк. Им навстречу по дорожке идёт Хозяйка Леса.
Хозяйка Леса: Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?
Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Витальевна. А это дети из детского сада.
Хозяйка Леса: Пускай они сами скажут, откуда они. Из какого они садика? (ответы детей). Зачем вы сюда пришли?(ответы детей).(К воспитателю) А эти дети умеют правильно вести себя на природе?
Воспитатель: Умеют.
Хозяйка Леса: Я это должна проверить. Разные люди здесь бывают,но не всех стоит пускать. (К детям) Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?
Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т.д. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами. Желательно не ограничиться 2-3 примерами, которыепервыми придут им на ум, а глубоко разобраться в ситуации. Чем больше признаков заметят дети , тем сильнее разовьётся у ни наблюдательность.
Хозяйка: Но разве человек делает только плохое? Посмотрите ещё раз вокруг. Что хорошего, полезного сделал человек?
Дети опять осматривают местность и отмечают положительные деяния человека: высаженные кусты, деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы и т.п. Чем больше признаков укажут дети, тем лучше.
Хозяйка: Каким же я должна считать человека: хорошим или плохим?
Дети, подумав, приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими.
Хозяйка: А вы какие?(ответы детей). Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев? (Ответы детей). Я, дети, очень люблю природу и не хочу, что бы вы или кто-нибудь другой её обидел. Не обидите(ответы детей). Тогда милости прошу в мой дом.
Дети идут по дорожке с Хозяйкой Леса и воспитателем.
2блок
Цель: уточнение и расширение представлений детей о том, как растения готовятся кзиме.
Воспитатель: Хозяйка Леса, ты говоришь, что любишь природу, бережёшь её,а почему у тебя всё умерло? Трава засохла, деревья стоят без листьев. Кругом голо.
Хозяйка Леса: Я не убила, а наоборот сохранила все растения. Хотите посмотреть,как я это сделала? Пойдёмте за мной. Давайте сначала посмотрим на траву. Как она выглядит? (ответы тетей: засохла). А вы посмотрите внимательно на землю.
Дети внимательно рассматривают траву(для этого нужно оставить много времени) и видят у самой поверхности почвы пробивающуюся молодую травку. Раскопав почву, находят корневища с почками. На земле и сухих стеблях много семян. Их не трудно увидеть, несмотря на мелкие размеры и непривычность внешнего вида. Хозяйка леса старается, чтобы дети увидели как можно больше видов травянистых растений, и нашли у них семена. Много семян лежит и под деревьями.
Хозяйка Леса: (обобщая проделанную работу) Ребята,вы догадались, как я сохраняю растения зимой?(ответы детей: зелёные листья всё равнозамёрзнут зимой. Поэтому, Хозяйка Леса правильно сделала, что высушила их. Зато в почве останутся семена, почки, корневища. Они не погибнут, и на следующий год дадут новые растения.
Воспитатель: Но семена и почки тоже могут замёрзнуть. Как ты их сохранишь?
Хозяйка Леса: (к детям) Вы догадались, как я это сделаю? (Ответы детей: укрываешь снегом).
Воспитатель: Маленькую травку и мелкие семена легко укрыть. А что ты будешь делать с деревьями? Они большие, их под снег не спрячешь.
Хозяйка Леса: (к детям) Вы догадались, как я сохраню деревья? (Ответы детей) Это ещё не всё. Я сохраняю и молодые листочки. Посмотрите на веточки. Чем они отличаются от палочек? (Ответы детей: на веточке есть почки, на палочке нет). Разорвите по одной почке и рассмотрите их.
Дети выполняют эти действия, рассматривают почки и приходят к выводу, что почка это туго свёрнутый маленький листочек. Желательно, чтобы почки были крупными, как у тополя или рябины. Если в данном месте таких растений нет, веточки заранее срезанные приносят с собой педагоги и раздают детям.
Хозяйка Леса: Чтобы маленькие листочки не замёрзли зимой, я их завернула в одеялко – коричневые чешуйки, а края склеила клеем. Тогда даже самый сильный зимний ветер чешуйки не развернёт.
3 блок.
Цель: Совершенствование умений детей различать деревья по силуэтам.
Воспитатель (рассматривая стоящее рядом дерево): «А на этом дереве есть почки? (Дети находят почки). Чем отличаются его почки от тех почек, которые мы рассматривали? (Ответы детей). А как называется это дерево?»
Хозяйка Леса говорит название. Воспитатель продолжает: «А как называется это дерево? Чем отличаются его почки?» (Ответы детей).
Хозяйка Леса: Ребята, давайте пойдём по этой дорожке; вы будете называть каждое дерево, которое встретится нам на пути. Если вы какое-нибудь название не знаете, то я вам подскажу.
Все идут по дорожке к очередному дереву, дети его называют, а Хозяйка Леса помогает справиться с возникающими затруднениями. Деревьев должно быть много – не менее 10. Их породы могут повторяться. Это способствует закреплению полученных знаний.
Хозяйка Леса: Ребята, видите, оказывается, деревья можно различать даже тогда, когда на них нет листьев. Молодцы, вы быстро этому научились.
4 блок.
Цель:Уточнение отличий хвойных деревьев отлиственных, и специфику их приспособления к неблагоприятным условиям зимой.
Воспитатель: Хозяйка Леса, ты говорила, что сняла на зиму все листья с деревьев, а что это там зеленеет? (показывает на ель или сосну). Времени не хватило? Ты ещё снимешь эти листья?
ХозяйкаЛеса: Ну, что же, давайте разберёмся. Ребята, буду я убирать листья с этого дерева? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей.Желательно, чтобы они отметили, что на хвоинках задерживается меньше снега, ветер свободно проникает между иголками и не ломает дерево; кроме того, хвоинки покрыты смолистым веществом, оно предохраняет от холода). Правильно, у этого дерева листья превратились в иголки и называются хвоинками. Поэтому такие деревья называются хвойными. А вот ещё хвойное дерево. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга.
Дети сравнивают ель и сосну. Или любую другую пару деревьев, которая имеется в этом месте, и самостоятельно называют замеченные отличия.
Хозяйка Леса: Эти деревья никогда не цветут и не дают плодов. У них вместо цветов и плодов образуются шишки. Посмотрите, одинаковы ли по форме шишки двух наших деревьев? (Дети находят различия). А в шишках есть семена. Найдите раскрывшиеся шишки, оторвите чешуйки (это можно делать, так как они всёровно опали) и поищите семена. Указание: большинство семян к этому времени выпало из шишек, но на отдельных чешуйках их можно обнаружить.
Воспитатель: Указывая на лиственницу «Никак не пойму, что это за дерево: хвойное или нет. Шишки есть, а листья отсутствуют.
Хозяйка Леса предлагает детям решить данный вопрос самостоятельно. Дети рассматривают почву под деревом и обнаруживают много опавшей хвои. Следовательно, летом на нём были не листья, а хвоинки. Значит оно хвойное. Педагоги внимательно выслушивают доводы детей.
Хозяйка Леса: Это дерево называется лиственницей. У неё листья очень нежные, не пропитаны смолой, поэтому приходиться их на зиму снимать. Ребята, я хочу сделать вам подарок.Соберите шишки разных хвойных деревьев, а потом сделайте из них поделки. Выбирайте только самые красивые, целые. Одновременно смотрите, есть ли между чешуйками семена.
Дети собирают шишки в заранее принесённые сумки. Набрав, достаточно природного материала, они направляются к выходу. Хозяйка Леса провожает гостей. По дороге происходит следующий разговор.
Воспитатель: Что-то я птиц не слышу. Ты их тоже куда-то спрятала?
Хозяйка Леса: Ребята, кто знает, куда я их отправила? (Ответы детей). Всех ли я переправила в тёплые края?(Ответы детей). Можете ли ответить, почему одни улетели, а другие остались? (Надо постараться, чтобы дети сами догадались: улетели те, которые не найдут себе пищу зимой, в основном - насекомоядные.) Но и тем, кто остался, не будет легко зимой. Ребята, вы будете помогать мне, подкармливать птиц зимой? Без еды они не только голодают, но и замерзают. (Ответы детей).А что вы будете для этого делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяйка Леса, за твой рассказ, за то, что показала нам своё богатое хозяйство.
Хозяйка Леса: Пожалуйста. Я рада, что у природы появились новые друзья. Ваши дети на самом деле умеют вести себя на природе. Буду рада встретиться с вами снова – и весной и летом. Приходите опять.
Дети тоже благодарят ХозяйкуЛеса, прощаются с ней. Воспитатель уводит детей и по дороге домой интересуется, и понравились ли им экскурсия и Хозяйка Леса.
Примечание. Данная экскурсия задумана как разговор между воспитателем, приведшим детей в парк, Хозяйкой Леса и детьми. Основная нагрузка падает на Хозяйку Леса. Воспитатель только сопровождает детей. По ходу экскурсии несколько раз используется приём, когда воспитатель и Хозяйка Леса нарочито спорят между собой и предлагают детям быть арбитрами в их споре. Когда же Хозяйка Леса беседует с детьми, воспитатель не вмешивается и даёт им возможность думать самостоятельно.
Если по каким-то причинам участие двух взрослых затруднительно, то в качестве хозяйки Леса используется кукла, за которую говорит воспитатель. Наряд Хозяйки Леса едва намечен: одежда обычная по сезону, на голову наброшена шаль, на которую нашито небольшое количество листьев, настоящих или из бумаги. Более богатый наряд будет отвлекать детей от обсуждения экологических проблем.
Чтобы занятие прошло организованно и дало желаемый результат, педагоги должны заранее побывать на месте экскурсии и разработать её маршрут. В противном случае много времени потратится на поиски необходимых объектов и ритм экскурсии потеряется.
Для удобства восприятия материала конспект разбит на несколько блоков. В каждом блоке своя цель.
Экскурсия насыщена фактическим материалом. В зависимости от подготовленности группы и реальных условий местности её содержание можно изменить, исключив те или иные моменты и добавив свои.