Эссе учителя начальных классов
Захаровой Светланы Николаевны
МБОУ Верхне- Талызинская средняя школа
Сеченовского муниципального района на тему:
«Гражданская позиция современного учителя».
Воспитывая детей, педагоги и родители
должны помнить, что они воспитывают
будущую историю нашей страны.
А. С. Макаренко
« А годы летят, наши годы, как птицы летят, и некогда нам оглянуться назад». Это о нас, учителях, поётся в песне. Работая с детьми, окунувшись в водоворот школьной жизни, мы перестаём ощущать движение времени, забываем о возрасте, болезнях.
И только зеркало правдиво напоминает, что время неумолимо движется вперёд. Еще вчера я сама была ученицей. Но, оказывается, мой педагогический стаж уже 29 лет. И все эти годы я работаю учителем начальных классов. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий.
Примером для меня всегда были: Денисова В.И., Морозова С. И., Хренова Ф.Г. , Пьянзина С.В.
Главное качество, которое я у них усвоила- трудолюбие. Без этого нет ни одной профессии, но учителю это нужно в большей мере.
Быть учителем начальных классов очень ответственно. Ведь именно нам необходимо не только заложить « фундамент» успешности для будущего развития детей, сформировать умение учиться и создать условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребенка, но и показать, как строить отношения между детьми, детьми и взрослыми, учить искать пути решения возникающих проблем.
Обучать в начальной школе очень ответственно. Ведь начальная школа — как фундамент ко всей последующей учебе. Кирпичик к кирпичику на каждом уроке, и не важно, русский язык это, математика или окружающий мир, учитель дает не только знания, но и показывает, как строить отношения между детьми, между детьми и взрослыми, учит искать пути решения возникающих проблем. И каждый такой кирпичик очень важный.
Учитель начальных классов создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, гражданской позиции, нравственных качеств подрастающего поколения.
Учитель- это ведь всегда ученик. Он несет знание, а значит, должен быть в центре всего нового. Он должен быть интересен. К нему идет ученик утолять жажду познавать и знать, открывать и удивляться. Какое я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, интересные игры, помогающие передать учащимся все, что знаю. И какую радость испытываю, когда мои ученики одерживают пусть маленькие, но победы на каждом уроке. Сегодня Даша без ошибок написала диктант, а Никита с легкостью ориентируется в сложном материале. Как приятно видеть, что они не боятся творить и ошибаться.
А современный учитель и должен создавать условия для развития творческих способностей детей, учить их самостоятельно мыслить и формулировать вопросы в процессе изучения материала, развивать индивидуальные склонности и дарования детей.
Мне близко и понятно высказывание: «Отдавать не знания, а самого себя». Это нужно и детям, и мне не меньше. Мы человеческим между собой обмениваемся. Именно к этому я стремлюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности.
Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики видели во мне не всезнающего взрослого человека, а старшего товарища, справедливого и опытного, готового прислушаться к их мнению, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.
Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Меняется политика в области образования. Меняется и роль учителя. Современные темпы развития науки, техники, общественной жизни не оставляют школу в стороне от введения инновационных методов и форм. Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная задача – научить своих учеников адаптироваться в жизни.
Современный педагог предполагает воспитание людей новой формации нацеленных на достижение успеха, такой педагог должен быть коммуникабельным, соответствовать реалиям времени. Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе – это развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности, возможно добиться качественных результатов обучения. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на пути учителя, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания, потому что учитель остается учителем, пока учиться сам.
На мой взгляд, отличительными чертами современного учителя являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура. Профессиональный рост невозможен без самообразования, без владения новыми информационными технологиями. Современная школа-это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания. Учитель должен помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика.
Современный учитель - это человек, который живет в ногу со временем. Мы живем в век информационных и коммуникационных технологий, поэтому учитель должен активно внедрять их в учебный процесс. Основное требование современных стандартов - научить ребёнка учиться. Для этого создаю на своих уроках проблемные ситуации с целью вовлечения учеников в поиск решения учебной задачи, активно использую ИКТ – технологии
За последние годы изменились идеалы и ценности. На первое место и в жизненных целях, и в понимании счастья вышли проблемы материального характера. Стало меняться отношение к Родине. Чтобы изменить наше общество в лучшую сторону, чтобы на первом месте стояли такие ценности, как стремление к честной жизни, уважение предков и истории, преданность семье, Родине, любовь, большое внимание уделяется формированию гражданского общества, активной гражданской позиции.
Гражданская позиция - одна из важнейших характеристик педагогической профессии. Она проявляется не только в работе педагога с учащимися, в выполнении государственного заказа на выпускников школы, но и в деятельности педагога, как личная ответственность за то, что он учит школьника владеть собой, учит принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой, перед близкими, перед Родиной.
Гражданская позиция, прежде всего, — нравственная. Какие бы прекрасные учебники не издавали, какие бы замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи — учитель. И от нас зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.
В наше стремительно меняющееся время, во время политических споров и санкций особое значение приобретают такие понятия как «патриотизм», «гуманизм», «толерантность».И кто как не учитель сможет объяснить подрастающему, ещё только формирующемуся человеку смысл этих непонятных слов и стоящих за ними реалий. И только учитель покажет на собственном примере как жить, сохранив честь и достоинство, сохранив любовь к людям и всему живому.
Я считаю, что учитель учит прежде всего своими поступками, своим поведением, своим отношением к разным вещам.
Если учитель любит природу, он невольно своим отношением заставит и учеников трепетно относиться к окружающей среде.
Если при встрече с пожилым человеком учитель поддержит его, поможет донести сумку – ребенок тоже никогда не сможете остаться равнодушными к старикам, к их почтенному возрасту.
Гражданская позиция учителя формируется в деле. Только живая деятельность – помощь ветеранам, участие в акции «Бессмертный полк», проекты по благоустройству своего школьного двора, масленица для жителей села– только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего либо нового, своего дела, - только эти настоящие шаги помогут нам воспитать человека неравнодушного к проблемам общества. А как дети радуются, воспринимая учителя вне школьной обстановки, как друга, товарища, равного участника детских проектов! Пусть это маленькие шаги, но сделанные детьми вместе с педагогами – настоящая предпосылка будущего гражданского общества!
И конечно, учитель должен быть оптимистом, несмотря ни на что не забывающий о таких качествах, как искренность, профессионализм, доброжелательность, Оптимизм учителя передается детям, а значит, порождает будущее счастливое общество. Кто- то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным и благополучным государство.
Честность и правдивость также составляют немаловажную часть гражданской позиции учителя. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно», — это крайне отрицательная оценка в глазах детей.
Гражданин – это звучит гордо, но гражданин - это определенная позиция: умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще это огромная любовь к родине, к семье, к друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз в том, чтобы научить детей, показать собственным примером в совместной деятельности как это сделать.
Гражданская позиция учителя заключается в том, чтобы воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, развитым чувством ответственности перед Родиной.
Труд учителя многогранен, и нельзя работать по шаблону, трафарету. Важно любить своё дело и учеников отдавать им свои знания, сердце, ум, как делали это А.С.Макаренко, и В.А.Сухомлинский, ведь дети не терпят фальши, очень тонко чувствуют любовь.
Сейчас могу с уверенностью сказать: я счастливый человек! И, прежде всего, потому, что меня постоянно окружают дети. Я учу их, а они — меня. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовольствие, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Они не позволят мне стареть душой. И, наверное, мое учительское счастье состоит в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце.