СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Гражданская позиция современного учителя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Гражданская позиция современного учителя».

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Гражданская позиция современного учителя».»

Эссе учителя начальных классов

Захаровой Светланы Николаевны

МБОУ Верхне- Талызинская средняя школа

Сеченовского муниципального района на тему:

«Гражданская позиция современного учителя».

Воспитывая детей, педагоги и родители

должны помнить, что они воспитывают

будущую историю нашей страны.

А. С. Макаренко

« А годы летят, наши годы, как птицы летят, и некогда нам оглянуться назад». Это о нас, учителях, поётся в песне. Работая с детьми, окунувшись в водоворот школьной жизни, мы перестаём ощущать движение времени, забываем о возрасте, болезнях.

И только зеркало правдиво напоминает, что время неумолимо движется вперёд. Еще вчера я сама была ученицей. Но, оказывается, мой педагогический стаж уже 29 лет. И все эти годы я работаю учителем начальных классов. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий.

Примером для меня всегда были: Денисова В.И., Морозова С. И., Хренова Ф.Г. , Пьянзина С.В.

Главное качество, которое я у них усвоила- трудолюбие. Без этого нет ни одной профессии, но учителю это нужно в большей мере.

Быть учителем начальных классов очень ответственно. Ведь именно нам необходимо не только заложить « фундамент» успешности для будущего развития детей, сформировать умение учиться и создать условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребенка, но и показать, как строить отношения между детьми, детьми и взрослыми, учить искать пути решения возникающих проблем.

Обучать в начальной школе очень ответственно. Ведь начальная школа — как фундамент ко всей последующей учебе. Кирпичик к кирпичику на каждом уроке, и не важно, русский язык это, математика или окружающий мир, учитель дает не только знания, но и показывает, как строить отношения между детьми, между детьми и взрослыми, учит искать пути решения возникающих проблем. И каждый такой кирпичик очень важный.

Учитель начальных классов создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, гражданской позиции, нравственных качеств подрастающего поколения.

Учитель- это ведь всегда ученик. Он несет знание, а значит, должен быть в центре всего нового. Он должен быть интересен. К нему идет ученик утолять жажду познавать и знать, открывать и удивляться. Какое я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, интересные игры, помогающие передать учащимся все, что знаю. И какую радость испытываю, когда мои ученики одерживают пусть маленькие, но победы на каждом уроке. Сегодня Даша без ошибок написала диктант, а Никита с легкостью ориентируется в сложном материале. Как приятно видеть, что они не боятся творить и ошибаться.

А современный учитель и должен создавать условия для развития творческих способностей детей, учить их самостоятельно мыслить и формулировать вопросы в процессе изучения материала, развивать индивидуальные склонности и дарования детей.

Мне близко и понятно высказывание: «Отдавать не знания, а самого себя». Это нужно и детям, и мне не меньше. Мы человеческим между собой обмениваемся. Именно к этому я стремлюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики видели во мне не всезнающего взрослого человека, а старшего товарища, справедливого и опытного, готового прислушаться к их мнению, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.

Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Меняется политика в области образования. Меняется и роль учителя. Современные темпы развития науки, техники, общественной жизни не оставляют школу в стороне от введения инновационных методов и форм. Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная задача – научить своих учеников адаптироваться в жизни.

Современный педагог предполагает воспитание людей новой формации нацеленных на достижение успеха, такой педагог должен быть коммуникабельным, соответствовать реалиям времени. Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе – это развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности, возможно добиться качественных результатов обучения. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на пути учителя, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания, потому что учитель остается учителем, пока учиться сам.

На мой взгляд, отличительными чертами современного учителя являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура. Профессиональный рост  невозможен без самообразования, без владения новыми информационными технологиями. Современная школа-это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания. Учитель должен помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика.

  Современный учитель - это человек, который живет в ногу со временем. Мы живем в век информационных и коммуникационных технологий, поэтому учитель должен активно внедрять их в учебный процесс.  Основное требование современных стандартов - научить ребёнка учиться. Для этого создаю на своих уроках проблемные ситуации с целью вовлечения учеников в поиск решения учебной задачи, активно использую ИКТ – технологии

За последние годы изменились идеалы и ценности. На первое место и в жизненных целях, и в понимании счастья вышли проблемы материального характера. Стало меняться отношение к Родине. Чтобы изменить наше общество в лучшую сторону, чтобы на первом месте  стояли такие  ценности, как стремление к честной    жизни, уважение предков и истории, преданность семье, Родине, любовь, большое внимание уделяется формированию гражданского общества,  активной гражданской позиции.

Гражданская позиция - одна из важнейших характеристик педагогической профессии. Она проявляется не только в работе педагога с учащимися, в выполнении государственного заказа на выпускников школы, но и в деятельности педагога, как личная ответственность за то, что он учит школьника владеть собой, учит принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой, перед близкими, перед Родиной.

Гражданская позиция, прежде всего, — нравственная. Какие бы прекрасные учебники не издавали, какие бы замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи — учитель. И от нас зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.

В наше стремительно меняющееся время, во время политических споров и санкций особое значение приобретают такие понятия как «патриотизм», «гуманизм», «толерантность».И кто как не учитель сможет объяснить подрастающему, ещё только формирующемуся человеку смысл этих непонятных слов и стоящих за ними реалий. И только учитель покажет на собственном примере как жить, сохранив честь и достоинство, сохранив любовь к людям и всему живому. 
Я считаю, что учитель учит прежде всего своими поступками, своим поведением, своим отношением к разным вещам.
Если учитель любит природу, он невольно своим отношением заставит и учеников трепетно относиться к окружающей среде.
Если при встрече с пожилым человеком учитель поддержит его, поможет донести сумку – ребенок тоже никогда не сможете остаться равнодушными к старикам, к их почтенному возрасту.

Гражданская позиция учителя формируется в деле. Только живая деятельность – помощь ветеранам, участие в акции «Бессмертный полк», проекты по благоустройству своего школьного двора, масленица для жителей села– только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего либо нового, своего дела, - только эти настоящие шаги помогут нам воспитать человека неравнодушного к проблемам общества. А как дети радуются, воспринимая учителя вне школьной обстановки, как друга, товарища, равного участника детских проектов! Пусть это маленькие шаги, но сделанные детьми вместе с педагогами – настоящая предпосылка будущего гражданского общества!

И конечно, учитель должен быть оптимистом, несмотря ни на что не забывающий о таких качествах, как искренность, профессионализм, доброжелательность, Оптимизм учителя передается детям, а значит, порождает будущее счастливое общество. Кто- то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным и благополучным государство.

Честность и правдивость также составляют немаловажную часть гражданской позиции учителя. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно», — это крайне отрицательная оценка в глазах детей.

Гражданин – это звучит гордо, но гражданин - это определенная позиция: умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще это огромная любовь к родине, к семье, к друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз в том, чтобы научить детей, показать собственным примером в совместной деятельности как это сделать.

Гражданская позиция учителя заключается в том, чтобы воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, развитым чувством ответственности перед Родиной.

Труд учителя многогранен, и нельзя работать по шаблону, трафарету. Важно любить своё дело и учеников отдавать им свои знания, сердце, ум, как делали это А.С.Макаренко, и В.А.Сухомлинский, ведь дети не терпят фальши, очень тонко чувствуют любовь.

Сейчас могу с уверенностью сказать: я счастливый человек! И, прежде всего, потому, что меня постоянно окружают дети. Я учу их, а они — меня. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовольствие, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Они не позволят мне стареть душой. И, наверное, мое учительское счастье состоит в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце.